kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма урока:  Лаборатория «Я – исследователь»

Тема: «Свойства жидких, твердых и газообразных   веществ» (урок – обобщение)

Цель урока: создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр. у обучающихся посредством изучения темы «Свойства жидких,  твердых и газообразных  веществ».

Задачи:

предметные:  -

Ø формировать у обучающихся начальные представления о телах и веществах:

·     все природные объекты состоят из различных веществ;

·     объекты, имеющие постоянную форму, яв­ляются телами;

Ø определить ос­новные свойства веществ, находящихся в твердом, жидком, газообразном состоянии:

·     при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются;

·     в твердом состоянии имеют форму, в жидком – имеют форму сосуда, в газообразном – формы не имеют;

Ø дать представление о роли свойств веществ в жизни человека;

 метапредметные:

Ø создавать условия для осуществления анализа объектов с выделением существенных признаков;

Ø учить подводить под понятие на основе распознавания су­щественных признаков объектов (самостоятельно формули­ровать определения понятий);

Ø обращать внимание детей на причинно-следственные связи в изучаемых явлениях;

Ø учить фиксировать информацию, полученную путем наблюдений;

Ø развивать интерес к познанию окружающего мира и  исследовательской деятельнос­ти.

Ресурсы: интерактивная доска, презентация «Свойства веществ и их значение в жизни человека», раздаточный материал, приборы для показа опытов: стойка с  металлическим шариком, горелка, и т.п..

I. Актуализация опорных знаний.

Учитель: - Здравствуйте, ребята.

- Я хочу предложить вам удивительное путешествие в мир, который нас окружает. Но природа от­кроет свои тайны только внимательным людям. Мы войдем в нее исследователями, а сопровождать нас будут преподаватель КБЖ, преподаватель физики.

- Ребята, посмотрите вокруг, нас окружают различные предметы, которые называются  

физическими телами

. А вы знаете, что с телами могут происходить превращения?

- Сегодня на уроке мы узнаем:

Какими свойствами обладают физические тела?

Нам поможет ответить на этот вопрос учитель физики.

II. Практическая работа.

    Преподаватель физики:

-  Ребята, рассмотрите тела, расположенные на ваших столах, исследуйте их, выберите в тесте правильный ответ, обведите его кружочком.

Дети объединяются в группы, исследуют тела, выполняют тест.

 Выберите правильный ответ, обведи кружочком:

1. Все тела твердые.

2. Есть  тела твердые и жидкие.

3. Есть тела  твердые, жидкие и газообразные.

 

1. Все тела не имеют форму.

2. Все тела имеют форму.

3. Есть тела, которые имеют форму и есть тела, которые ее не имеют.

 

1. Все тела не имею запаха.

2. Есть тела, которые имеют запах и не имеют.

3. Все тела имеют запах.

 

1. Есть тела, которые имеют цвет и не имеют цвет.

2. Все тела имеют цвет.

3. Все тела не имеют цвет.

(Работа в группах)

Проверка.

- Что вы можете рассказать об этих телах?

Дети зачитывают ответы тестов.

Преподаватель физики:

- Молодцы, ребята.

- Скажите, а из чего состоят тела?

Дети:

Из веществ

Преподаватель физики:

- Определите, из каких веществ состоят тела.

- Соедините стрелками тела и вещества, из которых они состоят.

                            ВОДА

                          РЕЗИНА

                          СТАЛЬ

                         СТЕКЛО

(Работа в группах)

Проверка.

Преподаватель физики:

- Молодцы!

- Теперь ответьте на вопрос: из чего состоят вещества?

Дети: - Вещества состоят

из частиц

- Покажите схему частиц твердых веществ, газообразных, жидких.

                  

(Работа в группах)

Проверка.

Преподаватель физики:

- Все вещества окружающего мира нахо­дятся в одном из трех состояний:  твердом, жидком или га­зообразном. И все вещества обла­дают какими-то свойствами. Какими? Наши опыты помогут определить их.

III. Практическая работа

Преподаватель физики:

- Как вы себя ведете, когда холодно? (Дети съе­живаются.) А когда жарко? (Потягиваются.)

Преподаватель физики:

- Точно так же ведут себя вещества. Когда хо­лодно - они сжимаются, а когда жарко - расширяются. Да­вайте понаблюдаем за этим явлением во время проведения опыта.

Опыт 1. Наименование: твердое вещество

Преподаватель физики:

- Шарик  - это тело.

Из какого вещества оно со­стоит?

Дети: - Из металла - твердого вещества.

Преподаватель физики:

- Частицы в металле расположены близко друг к другу, что и делает твердое тело твердым.

СЛАЙД

Преподаватель физики:

 - Посмотрите, шарик легко проходит в кольцо. Нагреем его. А теперь не проходит. Сделайте вывод.

Дети: - Шарик стал больше. В твердых веществах при нагревании расстояние между частицами увеличивается.

Преподаватель физики:

- Посмотрите, что происходит с частицами в твердых телах при нагревании.

СЛАЙД.

Преподаватель физики:

- Шарик остыл, он снова проходит в кольцо.

- Как вы думаете, какое значение в жизни людей имеют  свойства твердый веществ?

- Об этом хорошо знает преподаватель ОБЖ..

Преподаватель ОБЖ:Ребята, наш город Нижний Тагил расположен на Уральских горах.  Посмотрите на слайд. Горы   поражают своим величием и грандиозностью.  Но они  под действием  ветра,  жары и холода  непрерывно разрушаются. Проходят миллионы лет и горы снижаются, сглаживаются островерхие вершины. Мощные некогда хребты все больше напоминают холмы. В результате разрушения в горах накапливаются в большом количестве обломки горных пород (глыбы, щебень, песок).  Они могут привести к таким грозным явлениям, как камнепады, обвалы, осыпи, сели.  Это может быть очень опасно для жизни человека и окружающего  мира.

СЛАЙДЫ.

Опыт 2. Наименование: жидкое вещество

Преподаватель физики: -  Ребята, давайте, выясним, а жидкие вещества обладают свойством расширения при нагревании?

Преподаватель показывает спиртовой термометр. Нагревает  его. Дети наблюдают, как подкрашенная жидкость поднимается по столбику термометра.

Преподаватель физики:- Что происходит?

Дети: - Жидкость  поднимается.

Преподаватель физики: - Почему?

Дети:  Она нагрелась, ей стало мало места.

Преподаватель физики: - Сделайте вывод.

Дети: - В жидких веществах при нагревании расстояние между частицами увеличивается, и жидкость поднимается по трубке.

 СЛАЙД.

Преподаватель физики:- А если жидкости много в пробирке, что с ней произойдет?

Дети: - Она перельется через край.

Преподаватель физики: - Правильно, ребята. Это свойство называется текучестью.

- Какое значение в жизни людей имеет это свойство воды?

Преподаватель ОБЖ: - Вода своей формы не имеет. Она принимает форму сосудов, в которых находится. Т.е. она текучая, может изменять свою форму.

Когда на море дует ветер, он вызывает волны, которые, обрушиваясь на берег, вызывают разрушения. Если уровень воды в реках поднимается, случаются наводнения, т.к. вода растекается. От наводнений часто страдают люди и животные. Этим летом на Дальнем Востоке разлились реки Амур и Зея. У людей погибло все: дома, имущество, домашние животные и урожай. В городе Нижний Тагил также этим летом случилось наводнение. Вода затопила садовые участки, погубила урожай.

- Свойства воды очень важны в жизни человека, так же как и свойства воздуха, которым мы дышим.

Опыт 3. Наименование: газообразное вещество

Преподаватель физики: - Как вы думаете, что происходит с частицами при нагревании газообразных веществ?

Дети: - Они расширяются.

Преподаватель физики: - Правильно.

- Посмотрите, на слайде показано, как ведут себя частицы при нагревании в газообразных веществах.

- Давайте, исследуем  и другие свойства газообразных веществ.

- Что находится в пробирке?

Дети: - Воздух.

Преподаватель физики - Чем пахнет воздух?

Дети: Воздух не пахнет.

Преподаватель физики: - Сейчас я открою пробирку и дам вам понюхать ее  содержимое.

Дети улавливают  запах духов.

Преподаватель физики:- В пробирке смесь воздуха с ароматическими веществами. И мы их чувствуем.

-   Преподаватель ОБЖ: - Действительно, воздух  это смесь газов, а газы не имеют не только формы, но и своего объема. Они распространяются повсюду. Если мы открываем сосуд с газом, то он смешается с другими газами. В нашем городе есть заводы, например, НТМК, которые выпускают в воздух вредные газы. Это  пагубно влияет на здоровье людей.

Учитель начальных классов: - Спасибо, уважаемые коллеги. Итак, ребята, мы с вами определили основные свойства  веществ и их значение в жизни людей.

IV. Работа в группах.

Учитель: Ребята, сейчас вы проведете работу в группах и выполните мини-проекты  «Свойства физических тел».

- Каждая из групп заполнит страницу проекта по плану, используя заготовки.

Дети составляют проекты «Свойства твердых, жидких и газообразных веществ».

Представление проектов.

V. Рефлексия.

Учитель: - Наше  занятие подходит к концу. Скажите, что вам было особенно интересно?

Дети: - Я понял, что тело и вещество - это не одно и то же.

-   Мне было интересно узнать, что физические тела имеют свойства расширяться.

-   Мне было интересно узнать о том, что свойства физических тел имеет большое значение в жизни человека.

Учитель: Вы молодцы. Мы еще раз убедились, что только внимательному и любопытному исследователю природа от­крывает свои секреты.

VI. Заполнение маршрутного лист.

Учитель: - Оцените свои знания в маршрутных листах по теме «Свойства твердых, жидких и газообразных веществ».

  • - это я уже знаю

     + - это я узнал сегодня

     ?- непонятно, хочу спросить

Дети оценивают знания

Учитель: Наше занятие в лаборатории «Я – исследователь» закончено. Спасибо всем за работу.

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру »

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ВО 2 КЛАССЕ

Форма урока: Лаборатория «Я – исследователь»

Тема: «Свойства жидких, твердых и газообразных веществ» (урок – обобщение)

Цель урока: создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр. у обучающихся посредством изучения темы «Свойства жидких, твердых и газообразных веществ».

Задачи

предметные: -

  • формировать у обучающихся начальные представления о телах и веществах:

  • все природные объекты состоят из различных веществ;

  • объекты, имеющие постоянную форму, яв­ляются телами;

  • определить ос­новные свойства веществ, находящихся в твердом, жидком, газообразном состоянии:

  • при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются;

  • в твердом состоянии имеют форму, в жидком – имеют форму сосуда, в газообразном – формы не имеют;

  • дать представление о роли свойств веществ в жизни человека;

метапредметные:

  • создавать условия для осуществления анализа объектов с выделением существенных признаков;

  • учить подводить под понятие на основе распознавания су­щественных признаков объектов (самостоятельно формули­ровать определения понятий);

  • обращать внимание детей на причинно-следственные связи в изучаемых явлениях;

  • учить фиксировать информацию, полученную путем наблюдений;

  • развивать интерес к познанию окружающего мира и исследовательской деятельнос­ти.

Ресурсы: интерактивная доска, презентация «Свойства веществ и их значение в жизни человека», раздаточный материал, приборы для показа опытов: стойка с металлическим шариком, горелка, и т.п..

I. Актуализация опорных знаний.

Учитель: - Здравствуйте, ребята.

- Я хочу предложить вам удивительное путешествие в мир, который нас окружает. Но природа от­кроет свои тайны только внимательным людям. Мы войдем в нее исследователями, а сопровождать нас будут преподаватель КБЖ, преподаватель физики.

- Ребята, посмотрите вокруг, нас окружают различные предметы, которые называются

физическими телами

. А вы знаете, что с телами могут происходить превращения?

- Сегодня на уроке мы узнаем:

Какими свойствами обладают физические тела?

Нам поможет ответить на этот вопрос учитель физики.

II. Практическая работа.

Преподаватель физики:

- Ребята, рассмотрите тела, расположенные на ваших столах, исследуйте их, выберите в тесте правильный ответ, обведите его кружочком.

Дети объединяются в группы, исследуют тела, выполняют тест.

Выберите правильный ответ, обведи кружочком:



1. Все тела твердые.

2. Есть тела твердые и жидкие.

3. Есть тела твердые, жидкие и газообразные.

1. Все тела не имеют форму.

2. Все тела имеют форму.

3. Есть тела, которые имеют форму и есть тела, которые ее не имеют.

1. Все тела не имею запаха.

2. Есть тела, которые имеют запах и не имеют.

3. Все тела имеют запах.

1. Есть тела, которые имеют цвет и не имеют цвет.

2. Все тела имеют цвет.

3. Все тела не имеют цвет.



(Работа в группах)

Проверка.

- Что вы можете рассказать об этих телах?

Дети зачитывают ответы тестов.

Преподаватель физики:

- Молодцы, ребята.

- Скажите, а из чего состоят тела?

Дети:

Из веществ

Преподаватель физики:

- Определите, из каких веществ состоят тела.

- Соедините стрелками тела и вещества, из которых они состоят.

ВОДА



РЕЗИНА



СТАЛЬ

СТЕКЛО

(Работа в группах)

Проверка.

Преподаватель физики:

- Молодцы!

- Теперь ответьте на вопрос: из чего состоят вещества?

Дети: - Вещества состоят

из частиц

- Покажите схему частиц твердых веществ, газообразных, жидких.

(Работа в группах)

Проверка.

Преподаватель физики:

- Все вещества окружающего мира нахо­дятся в одном из трех состояний: твердом, жидком или га­зообразном. И все вещества обла­дают какими-то свойствами. Какими? Наши опыты помогут определить их.

III. Практическая работа

Преподаватель физики:

- Как вы себя ведете, когда холодно? (Дети съе­живаются.) А когда жарко? (Потягиваются.)

Преподаватель физики:

- Точно так же ведут себя вещества. Когда хо­лодно - они сжимаются, а когда жарко - расширяются. Да­вайте понаблюдаем за этим явлением во время проведения опыта.

Опыт 1. Наименование: твердое вещество

Преподаватель физики:

- Шарик - это тело.

Из какого вещества оно со­стоит?

Дети: - Из металла - твердого вещества.

Преподаватель физики:

- Частицы в металле расположены близко друг к другу, что и делает твердое тело твердым.

СЛАЙД

Преподаватель физики:

- Посмотрите, шарик легко проходит в кольцо. Нагреем его. А теперь не проходит. Сделайте вывод.

Дети: - Шарик стал больше. В твердых веществах при нагревании расстояние между частицами увеличивается.

Преподаватель физики:

- Посмотрите, что происходит с частицами в твердых телах при нагревании.

СЛАЙД.

Преподаватель физики:

- Шарик остыл, он снова проходит в кольцо.

- Как вы думаете, какое значение в жизни людей имеют свойства твердый веществ?

- Об этом хорошо знает преподаватель ОБЖ..

Преподаватель ОБЖ: - Ребята, наш город Нижний Тагил расположен на Уральских горах. Посмотрите на слайд. Горы поражают своим величием и грандиозностью. Но они под действием ветра, жары и холода непрерывно разрушаются. Проходят миллионы лет и горы снижаются, сглаживаются островерхие вершины. Мощные некогда хребты все больше напоминают холмы. В результате разрушения в горах накапливаются в большом количестве обломки горных пород (глыбы, щебень, песок). Они могут привести к таким грозным явлениям, как камнепады, обвалы, осыпи, сели. Это может быть очень опасно для жизни человека и окружающего мира.

СЛАЙДЫ.

Опыт 2. Наименование: жидкое вещество

Преподаватель физики: - Ребята, давайте, выясним, а жидкие вещества обладают свойством расширения при нагревании?

Преподаватель показывает спиртовой термометр. Нагревает его. Дети наблюдают, как подкрашенная жидкость поднимается по столбику термометра.

Преподаватель физики:- Что происходит?

Дети: - Жидкость поднимается.

Преподаватель физики: - Почему?

Дети: Она нагрелась, ей стало мало места.

Преподаватель физики: - Сделайте вывод.

Дети: - В жидких веществах при нагревании расстояние между частицами увеличивается, и жидкость поднимается по трубке.

СЛАЙД.

Преподаватель физики:- А если жидкости много в пробирке, что с ней произойдет?

Дети: - Она перельется через край.

Преподаватель физики: - Правильно, ребята. Это свойство называется текучестью.

- Какое значение в жизни людей имеет это свойство воды?

Преподаватель ОБЖ: - Вода своей формы не имеет. Она принимает форму сосудов, в которых находится. Т.е. она текучая, может изменять свою форму.

Когда на море дует ветер, он вызывает волны, которые, обрушиваясь на берег, вызывают разрушения. Если уровень воды в реках поднимается, случаются наводнения, т.к. вода растекается. От наводнений часто страдают люди и животные. Этим летом на Дальнем Востоке разлились реки Амур и Зея. У людей погибло все: дома, имущество, домашние животные и урожай. В городе Нижний Тагил также этим летом случилось наводнение. Вода затопила садовые участки, погубила урожай.

- Свойства воды очень важны в жизни человека, так же как и свойства воздуха, которым мы дышим.

Опыт 3. Наименование: газообразное вещество

Преподаватель физики: - Как вы думаете, что происходит с частицами при нагревании газообразных веществ?

Дети: - Они расширяются.

Преподаватель физики: - Правильно.

- Посмотрите, на слайде показано, как ведут себя частицы при нагревании в газообразных веществах.

- Давайте, исследуем и другие свойства газообразных веществ.

- Что находится в пробирке?

Дети: - Воздух.

Преподаватель физики - Чем пахнет воздух?

Дети: Воздух не пахнет.

Преподаватель физики: - Сейчас я открою пробирку и дам вам понюхать ее содержимое.

Дети улавливают запах духов.

Преподаватель физики:- В пробирке смесь воздуха с ароматическими веществами. И мы их чувствуем.

  • Преподаватель ОБЖ: - Действительно, воздух это смесь газов, а газы не имеют не только формы, но и своего объема. Они распространяются повсюду. Если мы открываем сосуд с газом, то он смешается с другими газами. В нашем городе есть заводы, например, НТМК, которые выпускают в воздух вредные газы. Это пагубно влияет на здоровье людей.

Учитель начальных классов: - Спасибо, уважаемые коллеги. Итак, ребята, мы с вами определили основные свойства веществ и их значение в жизни людей.

IV. Работа в группах.

Учитель: Ребята, сейчас вы проведете работу в группах и выполните мини-проекты «Свойства физических тел».

- Каждая из групп заполнит страницу проекта по плану, используя заготовки.

Дети составляют проекты «Свойства твердых, жидких и газообразных веществ».

Представление проектов.

V. Рефлексия.

Учитель: - Наше занятие подходит к концу. Скажите, что вам было особенно интересно?

Дети: - Я понял, что тело и вещество - это не одно и то же.

  • Мне было интересно узнать, что физические тела имеют свойства расширяться.

  • Мне было интересно узнать о том, что свойства физических тел имеет большое значение в жизни человека.

Учитель: Вы молодцы. Мы еще раз убедились, что только внимательному и любопытному исследователю природа от­крывает свои секреты.

VI. Заполнение маршрутного лист.

Учитель: - Оцените свои знания в маршрутных листах по теме «Свойства твердых, жидких и газообразных веществ».

  • - это я уже знаю

+ - это я узнал сегодня

?- непонятно, хочу спросить

Дети оценивают знания

Учитель: Наше занятие в лаборатории «Я – исследователь» закончено. Спасибо всем за работу.





 



6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окружающему миру

Автор: Моисеенкова Лариса Ниловна

Дата: 20.06.2014

Номер свидетельства: 107450

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-krughovorot-vody-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "199658"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428604115"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока окружающий мир в 1 классе на тему "Почему идёт дождь? Почему дует ветер? "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchii-mir-v-1-klassie-na-tiemu-pochiemu-idiot-dozhd-pochiemu-duiet-vietier"
    ["file_id"] => string(6) "139883"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417807022"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока окружающего мира по теме "Природа в опасности" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-priroda-v-opasnosti"
    ["file_id"] => string(6) "110357"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405947918"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока окружающего мира 3 класс "Берегите воду!" УМК Школа России. "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-3-klass-bierieghitie-vodu-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "134038"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416656535"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока окружающего мира на тему "Птицы осенью" с использованием ЭОР "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-ptitsy-osien-iu-s-ispol-zovaniiem-eor"
    ["file_id"] => string(6) "102325"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402497053"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства