Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Вода. Свойства воды. Значение воды в жизни человека". »
Урок по познанию мира во 2 классе на тему «Вода. Свойства воды. Значение воды в жизни человека, растений, животных».
Галина Айтжанова,
учитель начальных классов
Александровской СШ
Костанайская область
Цель урока: дать расширенное представление о воде, о её свойствах, значении в природе и жизни человека.
Задачи:
1. Сформировать знания учащихся о свойствах и состояниях воды, значении её в природе и жизни человека, растений, животных.
2.Способствовать развитию внимания, воображения, памяти учащихся; умения сравнивать, анализировать , самостоятельно делать выводы.
3.Воспитать в детях бережное отношение к воде; научить экономить и ценить её; развиватьстремление охранять водоемы от загрязнения.
Оценка:
1. Проведение опытов, запись вывода.
2.Смогут работать в группах.
3.Составят синквейн-пятистишье.
Оборудование: учебники, дневники наблюдений, глобус, материалы для опытов, таблицы, карта Казахстана, видеофильм «Вода», слайдовый материал, карточки с загадками и инструкцией к опытам.
Ход урока:
I.Орг момент. Этап психологического настроя- звучит песня «Улыбка». Тренинг «Создание атомов и молекул по 2. 3. 4 человека».-Назовите формулу воды, на уроке мы будем говорить о воде и воздухе.
Сегодня мы будем работать в группах - вы будете исследователями, за хорошую работу будете получать жетончики. Правила работы в группе повторить.
Чтение эссе «Значение воздуха»-авторский стул.
II.Побуждение.
1) Разгадывание загадок. Работа в группах.
1группа.
Летом бежит, а зимой стоит (река)- в жидком состоянии
Кругом вода, а с питьём беда (море). в жидком состоянии
С неба пришёл -в землю ушёл (дождь). в жидком состоянии
2 группа.
Без языка, а говорит. Без ног, а бежит (ручей). в жидком состоянии
Белая морковка зимой растёт (сосулька). в твёрдом состоянии
Пушистая вата плывёт куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе (облака) в газообразном состоянии
3 группа.
Я прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно.
Я вода, да по воде же и плаваю. (Лёд) -в твёрдом состоянии
Похож я с виду на горох, где я пройду переполох (град)- в твёрдом состоянии
Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт. (иней)- в твёрдом состоянии
4группа.
Белое покрывало - всю землю покрыло (снег). в твёрдом состоянии
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
А пошли искать их днём
Ищем,ищем не найдём! (роса). в жидком состоянии
Молоко над речкой плыло.
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (туман) - в газообразном состоянии
Запись отгадок на доске. Это явления неживой природы.
2) - Что объединяет все эти загадки? Как их можно назвать, одним словом? Ребус «вода»
- На какие группы можно их разделить? Кластер – отгадок « состояние: твёрдое, жидкое, газообразное»
3) Какая тема урока? Сегодня на уроке мы узнаем новое о воде и её свойствах.
Всем известно, что такое вода, а что вы знаете о ней?
Назовите явления природы, связанные с водой?
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Запись ведётся в рабочих тетрадях, затем на доске.
-Индивидуально
-Обсуждение в группе.
-Спикер – по заполнению 1 колонки
III.Реализация.
1) Видеофрагмент “Капля воды”- Что вы услышали? ( глаза закрыты)
Капли воды…
-Какие вопросы о воде у вас возникли ?
Знаю
Хочу узнать
Узнал
- Что такое вода?
- Какая бывает вода?
- Сколько ее на земном шаре?
- Зачем она нужна?
- Какими свойствами обладает?
- Где можем встретить?
Дети работают в парах, обмениваются мнениями, готовят вопросы
Спикер – по заполнению 2 колонки
2)Работа по учебнику стр 29-31. Чтение уч-ся с пометами
Вода о себе говорит: Я и туча, и туман, Я ручей и океан, Я летаю и бегу, И стеклянной быть могу.
Как вы это понимаете?
Вывод: вода в природе существует в 3 состояниях: твердом, жидком, газообразном.
3)Рассказ учителя
а)Вода – самая загадочная жидкость на Земле. Самое необыкновенное вещество в природе.Певцы древних степных народов – акыны – воспевали её, поэты посвящали ей удивительные строки. А ученые по сей день, как и сотни лет назад, не могут дать точного ответа, на простой вопрос – Что такое ВОДА?
Французский писатель Антуан де Сент Экзюпери, ответил на этот вопрос так: «Вода!Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама- ЖИЗНЬ. Ты наполняешь нас невыразимой радостью…ты,- самое большое богатство на свете! » (Чтение пословиц о воде, анализ в группах)
б) Она есть во всех уголках Вселенной.
- Покрутите глобус, посмотрите какого цвета на нём больше? 3/4 – Что обозначают голубым цветом?
Реки, моря, океаны – это вода, источник жизни. Есть организмы, которые могут жить без кислорода, а вот без воды не может жить никто.
в) Вода – подлинное чудо природ и учёные записывают строение молекулы воды Н2О,водную оболочку называют гидросферой.
физ. минутка «Вода - не вода».
Игра «Вода - не вода». Условия её таковы: я произношу слово, и если оно обозначает воду - вы хлопаете, а если не относится к воде - делаете два шага на месте. Будьте очень внимательны. Итак: океан, ветер, снег, дождь ,песок, сосулька, скала ,роса, айсберг, акула. Молодцы! Тихонько сели.
4)Свойства воды
а) Проведение опытов. Работа в группах.
- Докажите, проведя опыт в группе, каждый своё свойство воды. Обсудите. Ответьте на вопросы. Выберите того, кто будет презентовать ответ.
1группа.
Опыт1 : На столе стакан, чашка, блюдце. Налей воду в посуду. Посмотрите, какую форму приняла вода. Сделайте вывод.
ВОДА ИМЕЕТ СВОЮ ФОРМУ
НЕ ИМЕЕТ СВОЮ ФОРМУ
Опыт 2: На столе лежит цветная бумага. Сравни цвет воды с цветом бумаги. Можно сказать, что вода красная? Жёлтая? Зелёная?
ВОДА ИМЕЕТ ЦВЕТ
НЕ ИМЕЕТ ЦВЕТ
2группа.
Опыт 3: В одном стакане молоко, а в другом вода. Положите в них ложки. Хорошо ли видна ложка в воде? Почему? Какие свойства воды вы обнаружили?
ВОДА ПРОЗРАЧНА
НЕ ПРОЗРАЧНА
Опыт 4: На столе стакан с водой. Понюхайте воду. Чем она пахнет?
ВОДА С ЗАПАХОМ
БЕЗ ЗАПАХА
3 группа.
Опыт5: На столе стаканы с водой. Попробуй на вкус воду. Какой на вкус сахар, соль, лимон, лук,вода?
ВОДА ИМЕЕТ ВКУС
НЕ ИМЕЕТ ВКУСА
4группа.
Опыт 6: На столе два стакана: один с водой ,а другой пустой. Перелей воду из одного в другой.
ВОДА ТЕКУЧА
НЕ ТЕКУЧА
б) Презентация работ. - Обсудите в группах, что нового узнали.
Запись свойств, производится по ходу презентации на доске и в дневниках наблюдения.
Опыт 7: Мы нагреваем воду до кипения. Чайник кипит. Что мы наблюдаем? Что происходит с водой? Сделайте вывод.
Опыт 8: Я налила воду в ячейки и поставила в морозильник. Что произошло с водой? Сделайте вывод.
-Где в природе вы наблюдали за этими свойствами?
Вывод: чтение свойств воды.
Создание постеров «Значение воды».
Потешка-игра «Водичка».
Ш Рефлексия.
ПИСЬМО ПЯТИСТИШЬЯ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Тестирование.
Оценивание ответов учащихся.
Итог урока.
- Чему вы научились на этом уроке?
-В каких состояниях вода встречается в природе?
- Какими свойствами воды вы пользуетесь в жизни?
-Почему нужно беречь воду?
Домашнее задание
Практическая работа: стр.35-36. Посчитай сколько раз в день ты пользуешься водой.