Тема урока: «Вода и её свойства».
Тип урока: Урок – исследование.
Цель: Знакомство с некоторыми свойствами воды.
Задачи:
Образовательные: Систематизировать и расширить представления о трех состояниях воды. Познакомить со свойствами воды.
Воспитательные: Содействовать воспитанию бережного отношения к природе. Воспитывать умение работать в коллективе.
Развивающие: Способствовать развитию логического мышления, развивать познавательный интерес, умение делать выводы на основе наблюдений, опытов.
Оборудование: Стаканы, ложка, сахар, соль, цветные полоски из бумаги, вода, глобус.
Организационный момент: Сегодня у нас не обычный урок. Сегодня вы не ученики, а исследователи. А класс – это наша лаборатория. А что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку:
Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без воды.
- Что мы будем исследовать? ( воду )
Актуализация знаний.
Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса.
- Каким цветом изображена вода на глобусе?
-Почему голубого цвета на глобусе больше? ( на Земле больше воды, чем суши).
-Да, воды на Земле в два раза больше, чем суши.
- Ребята, а какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово «вода»? Что вы представляете? (река, озеро, море, пруд, бассейн, вода из крана, водопад.)
Учитель: Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана
И всё это - только вода!
- А для чего людям нужна вода? (Дети отвечают)
А кому еще нужна вода? (растениям и животным).
- Да, всем нужна вода.
- О воде люди сложили стихи, песни. Есть даже сказка о воде. Посмотрите мультфильм «Заяц Коська и Родничок» и будьте готовы ответить на вопрос: в каких состояниях бывает вода? И показать по схеме, как путешествовал Родничок.
Дети смотрят мультфильм.
Учитель: Ребята, понравился вам мультфильм?
Проблемное задание: Ребята, а кто запомнил, как путешествовал Родничок и сможет показать этот путь на схеме?
-А из чего состоит Родничок? (из воды)
- А как же Родничок смог попасть в ручей, а потом в реку? (вода была в жидком состоянии).
- А когда Родничок поднялся в небо и стал облачком – какое это состояние воды? (газообразное).
- А во что превратился Родничок зимой? (в снег).
- Снег – это какое состояние воды? ( твердое).
- Значит, какой вывод можно сделать? (Вода может находиться в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.)
(На доску прикрепляю схему «Три состояния воды»).
-А сейчас я загадаю вам загадки, а вы должны разгадать их, найти картинку с отгадкой и поместить её под нужную табличку.
Загадываю загадки:
Он слетает белой стаей.
И сверкает на лету,
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (снег)
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко-
Стало видно далеко. (туман)
Он без рук и без ног
Из земли пробиться смог
Нас он летом, в самый зной
Ледяной поит водой. ( родник)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем- не найдём. (роса).
Он как алмаз, и тверд, и чист,
На солнышке сверкает.
Но пригревать начнут лучи,
Он тут же тает. (лёд).
Пушистая вата
Плывет куда- то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (облако).
- Молодцы, ребята: быстро отгадали загадки и правильно распределили отгадки. А теперь немного отдохнем.
Физ. минутка: Очень всем нужна вода.
Делай раз и делай два.
Звери из ручья напились,
Влево, вправо поклонились.
Вместе на носочки встали-
Тучку лапками достали.
Дождик вдруг полил грибной-
Убежали все домой.
Учитель: Мы продолжаем работать. Мы знаем о трех состояниях воды. Но у воды есть еще много удивительных свойств.
Проблемные вопросы:
-А какой цвет имеет вода?
-А есть ли у неё запах?
-Имеет ли она форму?
-А почему реки текут?
-Почему суп солёный, а чай сладкий?
На все эти вопросы вы сможете ответить, поработав исследователями в лаборатории.
Но прежде чем приступить к работе, нужно вспомнить правила по технике безопасности. Находясь в лаборатории, будьте осторожны с оборудованием, иначе можете разбить посуду и пораниться.
-У вас на столах есть все необходимое для исследования свойств воды.
Каждая группа должна исследовать свойства воды, указанные в дневниках исследователей и сделать вывод.
-Все выводы вы запишете в дневники исследователей.
Дети зачитывают в дневнике, какое свойство воды нужно определить (Прозрачность, цвет, вкус, запах, форму, текучесть, вода – растворитель). Проводят опыты. Выводы записывают в дневники исследователей.
-А теперь давайте проверим, что же у нас получилось? Давайте прочитаем свои записи. (дети зачитывают по очереди, все проверяют).
-А сейчас посмотрим, все ли ребята запомнили, какими свойствами обладает вода. У вас на столах лежат капельки. Возьмите их в руки. Я буду зачитывать утверждение о свойствах воды, а вы, если согласны с ним, поднимайте капельку, а если нет, не поднимайте.
-Вода имеет запах.
-Вода не имеет запаха.
-Вода голубого цвета.
-Вода бесцветна.
-Вода растворяет некоторые вещества.
-Вода имеет форму.
-Вода не имеет формы.
-У воды нет вкуса.
-Вода текуча.
-Молодцы. Вы запомнили, какие свойства есть у воды и ни разу не ошиблись.
Вывод: Какую задачу мы ставили? Удалось ли её решить? Каким способом?
Какие открытия сделали?
-Как бы вы назвали тему нашего урока? (Вода и её свойства.) Прикрепляю на доску таблицу с темой урока.
- Как нужно относиться к воде?
- Люди придумали много пословиц о воде. Давайте попробуем составить их.
(Дети составляют из частей пословицы и зачитывают их, объясняют значение.)
-Была бы водица, а зелень народится.
- Умный человек как родник.
- Вода камень точит.
- Хлеб да вода – богатырская еда.
Оценивание.
Домашнее задание: Дома вы продолжите работу исследователей и, выполнив задание в учебнике на страницах 88- 90, узнаете о других свойствах воды, о которых человеку необходимо знать. А результаты исследований запишете в свои дневники. И придумайте загадку или стихотворение о воде.
А теперь, ребята, оцените свою деятельность на уроке. Кому из вас понравилось, как вы работали на уроке, кто узнал для себя что-то новое, кому было интересно, прикрепите свои капельки на доску, из них получится весёлый дождь. А кому было неинтересно, положите капельки ко мне на стол, получится лужа.
- В заключение урока хочу напомнить:
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода.
Экономь её и береги:
Мы ведь на планете не одни.
-Всем спасибо за работу. Урок окончен.