Тема урока: Берегите воду!
Задачи урока:
1. Рассмотрение причины загрязнения водоемов; ознакомление детей с мерами охраны водоемов от загрязнения;
2. Формирование понятия «экологическая проблема» и убеждения в необходимости охраны воды в природе;
3. Воспитание бережного отношения к пресной воде.
Ход урока:
I. Введение в тему урока.
- Ребята, попробуйте отгадать загадки:
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я,
Кто я такая? (Вода.)
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
Правильно, это вода.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда.
Капелька: Без меня вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде.
Тема нашего урока «Берегите воду». Оказывается, вода находится в опасности. Почему? Чистотой воды на Земле становится все меньше, а потребность в ней возрастает с каждым днём.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель проводит краткий фронтальный опрос по вопросам раздела «Проверь себя» учебника:
- В каких трех состояниях находится вода в природе?
- При каком условии образуется лед? Отчего он тает?
- Как образуется пар? При каком условии пар превращается в жидкую воду?
- Как происходит круговорот воды в природе?
Пока учитель работает с классом, трое учеников получают карточки с индивидуальными заданиями.
Карточка 1.
Составь схему «Круговорот воды в природе».
Карточка 2.
Заполнить таблицу:
Состояние воды.
Причины различных состояний воды.
1.
2.
3.
Ответ:
( 1.твердоё – температура ниже 0ºС;
2. газообразное - температура выше 0ºС, при температуре 100ºС вода закипает;
3. жидкое - температура выше 0ºС.)
Карточка 3.
Лёд легче воды. Превращаясь в лёд, вода расширяется. Какое значение имеет это свойство льда в природе? Ответ напишите.
( Ответ: Лёд находится на поверхности воды. Не тонет и защищает водоёмы зимой от промерзания. Подо льдом существует жизнь.)
III. Работа по теме урока.
1. Беседа по теме «Почему воду надо беречь».
Течет река. Бежит река.
Бежит река издалека.
Как хорошо, когда река
И широка, и глубока.
Растут деревья и цветы,
И солнце светит с высоты.
Животные приходят на рассвете
Попить воды, как с родника.
- Что хочется сделать при виде такой реки? (искупаться)
- Да, ребята, такую чистую воду в водоемах надо беречь. А почему спросите вы? Казалось бы, что воды на Земле очень много. Океаны и моря покрывают большую часть поверхности нашей планеты. Но не забывайте, что вода в них соленая, а людям необходима пресная вода. Пресной воды существенно меньше и 1/3 населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Вода нужна людям не только для питья. Без нее не уберешь, не постираешь. Уборка городских улиц, мытье машин тоже требует воды. Огромное количество воды используют фабрики и заводы. Чтобы получить 1 т бумаги, нужно использовать 250 т воды. Ученные подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ с ферм, заводов, бытовых использования, что ими можно заполнить 10 тысяч товарных поездов. И поэтому, ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за загрязнения.
А происходит это примерно так:
Приезжают отдыхать на берег реки туристы. Они разжигаю т костер, кушают и выбрасывают мусор в реку.
- Что происходит? (Река загрязняется).
- Проходит время и на берегу реки люди построят завод для изготовления бумаги. Они используют чистую воду, а грязную сливают в реку.
- Что случится с рекой и ее обитателями? (Рыба умирает, животные заболевают, – река гибнет)
- Значит нужно закрыть завод? (Нет нельзя, не будет книг, тетрадей)
- Запретить животным пить воду, жить в ней рыбе?
ВОТ И ВОЗНИКЛО ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ (ОБЩЕСТВОМ) И ПРИРОДОЙ.
- Как вы понимаете значение этого слова?
- Сейчас мы узнаем правильное его толкование из толкового словаря.
- Возникает вопрос: Что же делать?
- Как вы думаете, ребята? (учитель выслушивает ответы 2-3 человек)
- Давайте узнаем, что предлагают нам взрослые, автор нашего учебника в статье на стр. 58.
2. Работа с учебником.
Учащиеся читаю т статью, с комментариями учителя.
- Оказывается воду можно очищать. Как можно воду очищать?
а) строить очистительные сооружения, где воду очищают от ядовитых веществ;
б) загрязненную воду очищают и снова используют в целях экономии воды.)
- Эта проблема, очистки воды, очень остро стоит по всей нашей огромной стране. Такими серьезными вопросами занимаются взрослые, а вы дети, можете принимать участие в охране воды? Как?
а) не загрязнять водоемы, реки, озера, где отдыхаем, напоминать об этом взрослым; не оставлять открытыми водопроводные краны, чтобы зря не лилась вода).
Дополнение учителя: Из 1-го крана, если он течет, за сутки выливается 500 литровых банок воды! Ими можно заставить всю кухню снизу - доверху.
б) экономить воду, не расходовать ее напрасно, когда моешься, стираешь)
- Правильно!
Дополнение учителя: Как это делать, узнайте поподробнее из статьи учебника “Не расходуй воду напрасно”, которую вы прочитаете дома.
А еще хочу сказать, что ребята, которые живут в поселках и городах, которые находятся на берегах рек, вместе с взрослыми занимаются охраной рек от загрязнения. Создают группы под названием “Голубой патруль”. Собирают мусор у водоемов.
Существует Всемирно известная организация “Гринпис”.
- Кто знает как переводится это слово, может кто-нибудь слышал? (Зеленый мир).
- Она тоже пытается разрешать противоречия между обществом и природой по охране водных ресурсов от загрязнения. “Гринпис” часто проводит различные акции. О них можно узнать на сайте этой организации. У многих дома есть компьютеры и выход в интернет. Вы можете взять электронный адрес и вместе с родителями поучаствовать в какой-нибудь акции.
- А еще эта организация снимает очень много фильмов по охране и защите водных ресурсов.
IV. Физкультминутка
IV. Чтение сказки Н.А. Рыжова «Жила была река».
3. Обсуждение сказки.
- Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми. Видели вы такую реку?
-Как речка помогала людям?
- Как люди относились к реке? Как вы считаете, правильно ли она вела себя, или нет? Почему?
- Что случилось с горожанами, когда река ушла?
- Представьте, что все реки обиделись бы на людей и ушли. Что случилось бы с ними? Смогли бы мы жить без них?
- Сравните речку, какой она была до того, как встретилась с людьми, и какой стала после. Какие изменения с ней произошли?
- Правильно ли поступили люди в конце сказки? Что они еще могли бы сделать для своей реки, озера, которые находятся рядом с вами?
- Как люди нашего села относятся к рекам - так же, как и люди из сказки или по-другому?
Вывод: Не надо загрязнять водоемы. От загрязнения воды страдает все живое.
VI. Итоги урока
- Чему вы научились на уроке?
- Мы получили новые знания о воде и почему ее необходимо беречь!
- Узнали, как ее надо беречь и какое можно принимать участие в ее охране.
- Отчего загрязняется вода в реках, озерах, морях?
- Чем опасно загрязнение воды?
- Как люди охраняют воду от загрязнения?
- Как каждый человек должен беречь воду?
- Давайте прочитаем вывод из учебника.
- Загрязнение водоемов опасно для всего живого. Чтобы уберечь водоемы от загрязнения, сточные воды предприятий, ферм пропускают через очистные сооружения. Строятся и такие предприятия, на которых вообще не бывает сточных вод. Каждый человек должен беречь воду!
VII. Домашнее задание.
1. Прочитать статью «Берегите воду» и нарисовать плакат на эту тему.