kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока «Общие химические свойства металлов. Ряд активности металлов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме:

«Общие химические свойства металлов. Ряд активности металлов».

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: мультимедийный

Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8,9 классов, выявить особенности протекания реакций металлов со сложными веществами, подчеркнуть химическую функцию металлов как восстановителей.

Задачи урока:

  • развивать умения пользоваться опорными знаниями, закреплять умения и навыки выполнения химического эксперимента;
  • развивать логическое мышление, умение анализировать увиденное;
  • закреплять умения составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
  • сформировать понимание практического значения металлов в жизни человека;
  • Развивать познавательный интерес при выполнении теоретических и практических заданий.

Оборудование и реактивы:

на столах учащихся: раствор соляной кислоты (НCl), CuSO4 (раствор), металлы: цинк, медь, железо ( железные гвозди на ниточках), пробирки, штатив для пробирок, емкость для слива, спиртовка, щипцы, спички.

На столе учителя: предметный столик, спички, спиртовка, вата, шпатель, асбестовая прокладка, порошок магния, натрий, эксикатор с водой, фенол-фталеин.

Оснащение урока.

Компьютер, мультимедиапроектор, экран, таблицы « Растворимость кислот, солей и оснований в воде», « Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», «Электрохимический ряд напряжений металлов», рабочие листы учащихся.

Ход урока:

I. Орг. момент (готовность учащихся к уроку) (1 мин.)

Сообщение темы урока слайд №1,2.

II. Проверка опорных знаний (10 мин.).

1. Вопросы классу:

  1. По каким свойствам мы узнаём простые вещества металлы (слайд № 3).
  2. Где находятся в ПСХЭ химические элементы металлы.
  3. Является ли деление элементов на металлы и неметаллы условным?

Почему?

2. Программированный опрос

(учащимся предлагается тест из 5 вопросов (2 варианта)).

В тесте выделены ответы – верные и неверные.

Учащиеся записывают номера ответов в тетрадях.

« Самопроверка». слайд№4

Объявление результатов: 5 правильных ответов – «5»

4 правильных ответа – «4»

3 правильных ответа – «3»

III. Изучение нового материала. ( 27 мин.- 30 мин.)

Постановка цели урока. Актуальность изучения данной темы.

Учитель: Мир вокруг нас – это совокупность физических и химических превращений веществ. Как ведут себя металлы в этом мире, с какими веществами они взаимодействуют и каким должно быть их практическое применение. слайд№5

Почему одни металлы можно хранить в обычном состоянии, а другие либо в запаянном сосуде, либо под слоем керосина? слайд№6

Примечание: результат работы учащихся – конспект, включающий схему-опору по определённым свойствам металлов и уравнения реакций в качестве примера.

Химические свойства металлов делятся на две группы – с простыми веществами и сложными слайд№7

1) Взаимодействие металлов с простыми веществамислайд№8

Вопрос: Как называются продукты взаимодействия металлов с кислородом, галогенами, серой, азотом (учащиеся дают ответы, сверяют их с записью на слайдах).

Техника безопасности

Лабораторный опыт №1. Прокаливание медной пластинки в пламени спиртовки. слайд№9

Наблюдения, уравнения реакций записывают в рабочем листе.

Демонстрационный опыт (видеоклип): горение магния в кислороде. слайд№9

Вопрос: Как вы можете объяснить этот опыт? Где подобный процесс мог применяться?

( В прошлом веке использовался фотографами для улучшения освещения)

Ученик у доски: Составляет уравнение реакции горения магния в кислороде, определяет окислитель и восстановитель.

Демонстрационный опыт (видеоклип): Взаимодействие сурьмы с хлором. слайд№10

Ученик у доски: Составляет уравнение реакции взаимодействия сурьмы с хлором, определяет окислитель и восстановитель.

Закрепление. Допишите уравнения реакций взаимодействия металлов с другими неметаллами. слайд№10, 11

Al + I2 →

Fe + S →

Na + N2 →

Ca + P →

2) Взаимодействие металлов с водой. слайд№12

Активные металлы(Li – Na) + вода → гидроксид металла(щелочь) + Н2↑

Металлы средней активности(Mg – Pb) + вода → оксид металла + Н2↑

Неактивные металлы (Bi – Au) + вода → не реагируют

«Как вы думаете ?»… имеет ли смысл фраза, которую мы часто слышим в сказках: «К морю синему пошли и море синее зажгли?».

слайд №13.

Демонстрационный опыт: «Активные металлы и вода».(видеоклип)

Ученик у доски: Составляет уравнения реакции взаимодействия натрия с водой. Фиксирует признаки химической реакции, определяет окислитель и восстановитель.

Закрепление. Допишите уравнения возможных реакций взаимодействия металлов водой. Слайд№14

Al + H2O →

Zn + H2O →

Ag + H2O →

Проблема: почему алюминий не реагирует с водой? Это свойство имеет практическое значение, т.к. для изготовления посуды не берут калий, натрий, а именно алюминий, цинк, железо.

3) Взаимодействие металлов с кислотами. слайд №15.

Лабораторный опыт №2. Взаимодействие цинка, железа, меди с соляной кислотой. ТБ

1 вариант - Zn + HCl

2 вариант - Cu + HCl

3 вариант – Fe + HCl

Учитель: контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.

Запись в тетрадях уравнений реакций, наблюдения

Zn + HCl → ZnCl2 + H2

Fe + HCl → FeCl2 + H2

Cu + HCl → не идёт

Это свойство используется для получения водорода в лаборатории.

Объясните результаты опыта.

Вывод. Металлы, стоящие в ряду активности до водорода вытесняют его из растворов кислот, а после водорода - не вытесняют. слайд №16

Но для этой реакции есть несколько поправок.

  1. Если образуется растворимая соль;
  2. Кроме щелочных и щелочно-земельных металлов;
  3. Кроме концентрированной серной и азотной кислот.
  1. Взаимодействие металлов с солямислайд №17

Лабораторный опыт № 3. Взаимодействие железа с хлоридом меди и меди с хлоридом железа.

Учитель: контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.

Запись в тетрадях уравнений реакций, наблюдения

Fe + CuCl2 → FeCl2 + Cu

FeCl2 + Cu → не идет

Для этой реакции тоже есть поправки, которые совпадают с первой и второй поправкой для кислот

Объясните результаты опыта.

Вывод. Более активные металлы вытесняют менее активные из растворов их солей.

Закрепление. Допишите уравнения возможных реакций. слайд №18

Ag + CuCl2 →

Zn + FeCl3 →

Fe + AgNO3 →

IV. Закрепление нового материала. слайд №19

  1. Предлагается ребятам выполнить интерактивное упражнение:

С какими из веществ будут реагировать предложенные металлы при нормальных условиях? Выбрать правильные ответы.

  1. Ответить на вопросы.
  • С какими веществами реагируют металлы?
  • Чем являются металлы в реакциях – окислителями или восстановителями?
  • Какие поправки вводятся для реакций металлов с водой, кислотами, солями?
  • Для чего нужно изучать химические свойства металлов? Где их можно использовать?
  • Где применить полученные знания?

Ответ: Металлы широко используются человеком в технике, медицине, различных отраслях промышленности, но при использовании надо учитывать их свойства: взаимодействие с кислородом, водой, различными солями.

V.Итоги урока Учитель озвучивает оценки и выставляет их в журнал.

VI. Домашнее задание.

§8, упр. 7,8 (письменно)

Литература:

Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений / О.С.Габриелян. – 14-е изд., испр. – М. : Дрофа, 2008

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Общие химические свойства металлов. Ряд активности металлов» »

Урок по теме:

«Общие химические свойства металлов. Ряд активности металлов».



Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: мультимедийный

Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8,9 классов, выявить особенности протекания реакций металлов со сложными веществами, подчеркнуть химическую функцию металлов как восстановителей.

Задачи урока:

  • развивать умения пользоваться опорными знаниями, закреплять умения и навыки выполнения химического эксперимента;

  • развивать логическое мышление, умение анализировать увиденное;

  • закреплять умения составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

  • сформировать понимание практического значения металлов в жизни человека;

  • Развивать познавательный интерес при выполнении теоретических и практических заданий.

Оборудование и реактивы:

на столах учащихся: раствор соляной кислоты (НCl), CuSO4 (раствор), металлы: цинк, медь, железо ( железные гвозди на ниточках), пробирки, штатив для пробирок, емкость для слива, спиртовка, щипцы, спички.

На столе учителя: предметный столик, спички, спиртовка, вата, шпатель, асбестовая прокладка, порошок магния, натрий, эксикатор с водой, фенол-фталеин.

Оснащение урока.

Компьютер, мультимедиапроектор, экран, таблицы « Растворимость кислот, солей и оснований в воде», « Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», «Электрохимический ряд напряжений металлов», рабочие листы учащихся.

Ход урока:



I. Орг. момент (готовность учащихся к уроку) (1 мин.)

Сообщение темы урока слайд №1,2.



II. Проверка опорных знаний (10 мин.).

1. Вопросы классу:

    1. По каким свойствам мы узнаём простые вещества металлы (слайд № 3).

    2. Где находятся в ПСХЭ химические элементы металлы.

    3. Является ли деление элементов на металлы и неметаллы условным?

Почему?

2. Программированный опрос

(учащимся предлагается тест из 5 вопросов (2 варианта)).

В тесте выделены ответы – верные и неверные.

Учащиеся записывают номера ответов в тетрадях.



« Самопроверка». слайд№4

Объявление результатов: 5 правильных ответов – «5»

4 правильных ответа – «4»

3 правильных ответа – «3»



III. Изучение нового материала. ( 27 мин.- 30 мин.)

Постановка цели урока. Актуальность изучения данной темы.

Учитель: Мир вокруг нас – это совокупность физических и химических превращений веществ. Как ведут себя металлы в этом мире, с какими веществами они взаимодействуют и каким должно быть их практическое применение. слайд№5

Почему одни металлы можно хранить в обычном состоянии, а другие либо в запаянном сосуде, либо под слоем керосина? слайд№6

Примечание: результат работы учащихся – конспект, включающий схему-опору по определённым свойствам металлов и уравнения реакций в качестве примера.



Химические свойства металлов делятся на две группы – с простыми веществами и сложными слайд№7



1) Взаимодействие металлов с простыми веществами. слайд№8

Вопрос: Как называются продукты взаимодействия металлов с кислородом, галогенами, серой, азотом (учащиеся дают ответы, сверяют их с записью на слайдах).



Техника безопасности

Лабораторный опыт №1. Прокаливание медной пластинки в пламени спиртовки. слайд№9

Наблюдения, уравнения реакций записывают в рабочем листе.



Демонстрационный опыт (видеоклип): горение магния в кислороде. слайд№9

Вопрос: Как вы можете объяснить этот опыт? Где подобный процесс мог применяться?

( В прошлом веке использовался фотографами для улучшения освещения)

Ученик у доски: Составляет уравнение реакции горения магния в кислороде, определяет окислитель и восстановитель.



Демонстрационный опыт (видеоклип): Взаимодействие сурьмы с хлором. слайд№10

Ученик у доски: Составляет уравнение реакции взаимодействия сурьмы с хлором, определяет окислитель и восстановитель.



Закрепление. Допишите уравнения реакций взаимодействия металлов с другими неметаллами. слайд№10, 11

Al + I2 →

Fe + S →

Na + N2 →

Ca + P 



Физкультпауза Выполняются упражнения для глаз.



2) Взаимодействие металлов с водой. слайд№12



Активные металлы(Li – Na) + вода → гидроксид металла(щелочь) + Н2

Металлы средней активности(Mg – Pb) + вода → оксид металла + Н2

Неактивные металлы (Bi – Au) + вода → не реагируют



«Как вы думаете ?»… имеет ли смысл фраза, которую мы часто слышим в сказках: «К морю синему пошли и море синее зажгли?».

слайд №13.

Демонстрационный опыт: «Активные металлы и вода».(видеоклип)

Ученик у доски: Составляет уравнения реакции взаимодействия натрия с водой. Фиксирует признаки химической реакции, определяет окислитель и восстановитель.



Закрепление. Допишите уравнения возможных реакций взаимодействия металлов водой. Слайд№14

Al + H2O →

Zn + H2O →

Ag + H2O →



Проблема: почему алюминий не реагирует с водой? Это свойство имеет практическое значение, т.к. для изготовления посуды не берут калий, натрий, а именно алюминий, цинк, железо.



3) Взаимодействие металлов с кислотами. слайд №15.

Лабораторный опыт №2. Взаимодействие цинка, железа, меди с соляной кислотой. ТБ

1 вариант - Zn + HCl

2 вариант - Cu + HCl

3 вариант – Fe + HCl

Учитель: контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.

Запись в тетрадях уравнений реакций, наблюдения

Zn + HCl → ZnCl2 + H2

Fe + HCl → FeCl2 + H2

Cu + HCl → не идёт

Это свойство используется для получения водорода в лаборатории.

Объясните результаты опыта.

Вывод. Металлы , стоящие в ряду активности до водорода вытесняют его из растворов кислот, а после водорода - не вытесняют. . слайд №16

Но для этой реакции есть несколько поправок.

  1. Если образуется растворимая соль;

  2. Кроме щелочных и щелочно-земельных металлов;

  3. Кроме концентрированной серной и азотной кислот.



  1. Взаимодействие металлов с солями. слайд №17

Лабораторный опыт № 3. Взаимодействие железа с хлоридом меди и меди с хлоридом железа.

Учитель: контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.

Запись в тетрадях уравнений реакций, наблюдения

Fe + CuCl2 → FeCl2 + Cu

FeCl2 + Cu → не идет

Для этой реакции тоже есть поправки, которые совпадают с первой и второй поправкой для кислот

Объясните результаты опыта.

Вывод. Более активные металлы вытесняют менее активные из растворов их солей.



Закрепление. Допишите уравнения возможных реакций. слайд №18

Ag + CuCl2 

Zn + FeCl3 →

Fe + AgNO3 →



IV. Закрепление нового материала. слайд №19



  1. Предлагается ребятам выполнить интерактивное упражнение:

С какими из веществ будут реагировать предложенные металлы при нормальных условиях? Выбрать правильные ответы.

  1. Ответить на вопросы.

  • С какими веществами реагируют металлы?

  • Чем являются металлы в реакциях – окислителями или восстановителями?

  • Какие поправки вводятся для реакций металлов с водой, кислотами, солями?

  • Для чего нужно изучать химические свойства металлов? Где их можно использовать?

  • Где применить полученные знания?



Ответ: Металлы широко используются человеком в технике, медицине, различных отраслях промышленности, но при использовании надо учитывать их свойства: взаимодействие с кислородом, водой, различными солями.



V.Итоги урока Учитель озвучивает оценки и выставляет их в журнал.



VI. Домашнее задание.

§8 , упр. 7,8 (письменно)





Литература:

Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений / О.С.Габриелян. – 14-е изд., испр. – М. : Дрофа, 2008






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока «Общие химические свойства металлов. Ряд активности металлов»

Автор: Вергизова Мария Геннадьевна

Дата: 22.09.2015

Номер свидетельства: 232928

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Химические свойства металлов"
    ["seo_title"] => string(33) "khimichieskiie_svoistva_mietallov"
    ["file_id"] => string(6) "352035"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477383263"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по химии на тему "Способы получения металлов""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-khimii-na-tiemu-sposoby-poluchieniia-mietallov"
    ["file_id"] => string(6) "251740"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447271972"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Алюминий. Физические и химические свойства "
    ["seo_title"] => string(49) "aliuminii-fizichieskiie-i-khimichieskiie-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "160084"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422001660"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Физические и химические  свойства алюминия "
    ["seo_title"] => string(50) "fizichieskiie-i-khimichieskiie-svoistva-aliuminiia"
    ["file_id"] => string(6) "160745"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422111379"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Конспект урока химии "Медь" "
    ["seo_title"] => string(27) "konspiekt-uroka-khimii-mied"
    ["file_id"] => string(6) "182206"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425479003"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства