Конспект урока в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш».
Конспект урока в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш».
данная методическая разработка может быть использована при изучении темы "Согласный звук [Ш], буква ш. Строчная буква ш" в 1 классе и расчитана на средний уровень обученности детей. На уроке использованы следующие формы и методы: работа в парах, фронтальная, индивидуальная работа, создание проблемной ситуации, самопроверка и самооценка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш». »
Описание методической разработки
Конспект урока в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш».
Данный урок – урок открытия новых знаний.
Интегрированный урок по обучению грамоте (литературное чтение и русский язык), учебник «Букварь» Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, Москва, Баласс, 2013; прописи «Мои волшебные пальчики» О. В. Пронина, Москва, Баласс, 2014; было взято за основу методическое пособие «Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики» О. В. Пронина, И. И. Кремлёва, Москва, Баласс, 2013
Форма учебной работы – классно – урочная.
Описание разработки:
Актуальность применения проблемно – диалогического обучения
Мы живём в век инноваций. Изменилось наше общество, самосознание, ценности, нравственные ориентиры и, как следствие, государственный заказ в отношении школ, выпускающих ребят во взрослую жизнь. Изменились дети, родители, и всем очевидно, что привычная система обучения устарела. Все понимают, что учить надо по-новому, но как? Многие педагоги-практики признают особенно сниженную мотивационную составляющую обучения. Ученики вращаются в огромном информационном поле, пользуются современными коммуникационными технологиями, зачастую лучше взрослых. Как привлечь таких ребят к обучению, как заинтересовать их тем, что происходит на уроке? Именно системно-деятельностный подход предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. На мой взгляд, именно проблемно – диалогическое обучение позволяет обучать по-новому и даёт реальные образовательные результаты.
Необходимость использования технологии проблемно – диалогического обучения и технологии оценки образовательных достижений была обусловлена и результатами внутришкольного мониторинга уровня сформированности УУД, проведенного в 2011 учебном году.
Как показывают результаты мониторинга, не менее 80% обучающихся 4 класса достигли достаточного уровня сформированности познавательных, коммуникативных УУД, но в тоже время обучающиеся показали самый низкий уровень сформированности регулятивных УУД (Таблица 1).
Достаточный уровень сформированности регулятивных УУД был достигнут только не более, чем у 20 % обучающихся. Остальные обучающиеся показали низкий уровень сформированности регулятивных УУД.
Таблица 1.
Таким образом, использование технологии проблемно – диалогического обучения и технологии оценки образовательных достижений является актуальным в условиях реализации ФГОС общего образования.
Планируемые результаты урока:
познакомить с новым звуком [ш], с его особенностями, буквой ш;
с ролью звука и буквы в русском языке;
формировать умение выделять звук в речи;
научить читать слова и предложения с новой буквой.
- для достижения планируемых результатов на уроке были созданы условия для дальнейшего развития универсальных учебных действий:
А) познавательных:
формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
формировать умение представлять информацию в виде схемы;
формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;
формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;
Б) регулятивных:
формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
понимать и принимать учебную задачу;
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с учебным материалом (прогнозирование);
учиться планировать свои действия (составлять план) и работать по предложенному учителем плану в соответствии с поставленной задачей;
использовать схематическую запись плана действий для рефлексии учебного труда;
осуществлять самоконтроль и самооценку.
В) коммуникативных:
формировать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.
формировать умение работать в паре.
Критериями оценки эффективности урока являются:
комфортность, благоприятный психологический климат
возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников
обогащённость жизненного опыта учащихся
вовлеченность учащихся в подготовку и проведение урока
Формы и методы организации урока:
- на уроке были использованы следующие формы и методы: работа в парах, фронтальная, индивидуальная работа, создание проблемной ситуации, самопроверка, самооценка.
- участниками урока являются обучающиеся 1 класса МБОУ Мурыгинской СОШ.
- данная методическая разработка может быть использована при изучении темы «Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш» в 1 классе и рассчитана на средний уровень обученности детей; для проведения данного урока необходимо иметь следующее оборудование: рисунок воздушного шара, кассу букв и слогов, образцы печатных и письменных букв «Ш, ш», поезд с буквами.
Конспект урока
Тема: «Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш».
Цели:
Образовательная:
- познакомить с новым звуком [ш], с его особенностями, буквой ш; с ролью звука и буквы в русском языке;
- формировать умение выделять звук в речи;
- научить читать слова и предложения с новой буквой.
Воспитательная:
- воспитывать культуру поведения;
- воспитывать аккуратность при работе с прописью.
Развивающая:
Создать условия для дальнейшего развития универсальных учебных действий:
А) познавательных:
- формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- формировать умение представлять информацию в виде схемы;
- формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;
- формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;
Б) регулятивных:
- формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- понимать и принимать учебную задачу;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с учебным материалом (прогнозирование);
- учиться планировать свои действия (составлять план) и работать по предложенному учителем плану в соответствии с поставленной задачей;
- использовать схематическую запись плана действий для рефлексии учебного труда;
- осуществлять самоконтроль и самооценку.
В) коммуникативных:
- формировать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.
- формировать умение работать в паре.
Ход урока.
Ι. Организационный момент.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного – мальчики.
- Умницы! (Садятся девочки)
- Молодцы! (Садятся мальчики)
ΙΙ. Актуализация знаний.
Что такое звук?
Какие бывают звуки?
Как произносятся гласные звуки?
Сколько гласных звуков в русском языке? Назовите их.
Какие бывают гласные звуки?
Что образует гласный звук?
Как определить, сколько в слове слогов?
Как обозначаются звуки на письме?
Назовите гласные звуки?
Какие гласные пишутся после твёрдого согласного звука?
А после мягкого?
Как произносятся согласные звуки?
Какие бывают согласные звуки?
Назовите звонкие согласные.
Назовите глухие согласные.
ΙΙΙ. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы.
Побуждающий диалог – постановка проблемы.
На доске неоформленная схема-человечек.
!
- Посмотрите, с кем мы будем сегодня работать. Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторение изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему?
(Урок открытия новых знаний, т. к. схема человечка не раскрашена, нет на ней буквы)
- Что же мы сегодня будем «открывать»? (Новый звук и новую букву)
- Что необычного заметили у схемы человечка? (Восклицательный знак)
- Ребята, этим знаком схема-человечек хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков.
- Какой у вас возникает вопрос? (Чем новый звук отличается от других звуков?)
- Вот это нам предстоит сегодня открыть.
2. Проведение звуковой разминки.
- Какой звук будем сегодня открывать, узнаете из языковой разминки.
- Какой звук издаёт змея?
- Как шипит чайник при кипении?
- Как шуршат осенние листья под ногами?
- А теперь давайте пошуршим все вместе. (Ш-ш-ш)
3. Подведение к формулированию темы.
- Проживает ли такой звук в нашем «поезде букв»? (Нет)
- Сформулируйте тему нашего урока. (Звук [ш], буква ш)
- Каковы задачи нашего урока? (Прикрепляю кружочки разных цветов на доске на каждую задачу урока)
- узнать всё про новый звук, новую букву.
- научиться писать новую букву.
- научиться читать слоги и слова с буквой ш.
– Что мы сейчас сделали? (Спланировали свою работу.)
ΙV. Выдвижение версий.
Побуждающий диалог.
- Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков? (Версии)
- Тогда давайте решать эту проблему.
V. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.
1. Выделение звука [ш], характеристика звука.
- Работать сегодня будет интереснее, если мы пригласим на урок необычного гостя. Отгадайте, кто это?
Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал.
(Шар)
- К нам пришёл ШАР.
(Повесить рисунок шара)
- Произнесём слово хором. Анализ слова по схеме.
- Произнесём звук [ш] хором, а вы подумайте гласный он или согласный. (Звук [ш] – согласный, потому что, когда мы его произносим, во рту чувствуется преграда, шум)
- Раз он согласный, что мы можем про него узнать? (Мягкий или твёрдый, звонкий или глухой?)
- Я произнесу звук ещё раз. Скажите, твёрдый он или мягкий? (Твёрдый, закрашиваю один башмачок синим)
- Закройте уши. Произнесите звук [ш] и подумайте, звонкий он или глухой? (Глухой, одеваем шляпку Старухи Шапокляк)
- Дайте характеристику новому звуку? (Звук [ш] согласный, твёрдый, глухой)
- Нашему гостю шарику тоже захотелось включиться в работу. Он пытается найти слова, где новый звук будет мягким. Пока это ему не удаётся. Помогите ему.
- Работа с картинками в букваре (стр. 80), выделение звука [ш], его характеристика. (Уши, шурупы, шалаш, шляпа) (Работа в парах)
2. Подведение к формулированию вывода.
- Сделайте вывод: может ли звук [ш] быть мягким? (Звук [ш] всегда твёрдый)
(Закрашиваю второй башмачок синим цветом)
- Посмотрите на схему нашего человечка, сравните с другими схемами и скажите, чем отличается новый звук от других звуков? (Звук [ш] всегда твёрдый)
3. Нахождение звука в словах.
- Шар решил проверить, хорошо ли вы запомнили звук [ш]. Послушайте стихотворение и назовите слова со звуком [ш].
Шуба, шапка, шляпа, шар
Шли однажды на базар.
Шли пешком, неспешно шли,
И шалаш в лесу нашли.
Посмотрели на шалаш:
Был ничей, а будет наш.
- Сделайте ещё раз вывод о звуке [ш].
4. Знакомство с буквой ш.
- Звук [ш] обозначается буквой ш.
- Что напоминает вам эта буква?
Ах, табуретка хороша!
Перевернул – и буква «ш».
- Посмотри на букву«ш» -
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать «Е» и «Ё».
Работа по букварю, страница 80.
- С какими буквами держится за руку буква «ш»? (С буквами, которые обозначают глухие согласные)
- Решили мы с вами первую задачу? (Да)
(Убираю один кружок)
Физкультминутка
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь.
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте,
Встаньте на носок, на пятку,
Покачайтесь-ка вприсядку.
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните,
Всё в порядок приведём
И писать, друзья, начнём.
VΙ. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.
Работа в прописи, стр. 26-27
- Работа по рисунку, стр. 26
Поразмысли не спеша
И отыщешь обязательно
Пять вещей на букву «Ш».
(Шары, шут, ширма, шатёр, штаны)
- Прочитайте, что говорит шут? (утка-шутка)
- Чем отличаются слова? (Буквой «ш»)
2. Анализ с учащимися написания строчной буквы ш.
- Вторая наша задача – научиться писать строчную букву ш.
- Из каких элементов состоит буква ш строчная? (Из коротких палочек с закруглениями вправо внизу)
- Есть ли новые элементы? (Нет)
- На какую письменную букву похожа строчная буква ш? (На букву и)
- Напишите 1 строчку.
- Объяснение учителем написания строчной буквы «ш».
- Что можно сказать о расстоянии между элементами? (Одинаковое)
- Обведите букву «ш» на табло и напишите 2, 3, 4 строчки.
- Вы научились писать новую букву? Вы справились с этой задачей? Без ошибок и затруднений? Вам нужна была помощь? Каким знаком вы себя наградите? Нарисуйте этот знак. Рисуют себе знак-награду:
- выполнено без ошибок
- есть ошибки, я могу лучше
- много ошибок, мне надо больше стараться
(Убираю второй кружок)
VΙΙΙ. Организация работы по чтению и анализу слогов.
Разучивание скороговорки.
- Чтобы хорошо произносить шипящий звук [ш], разучим скороговорку.
Шапкой Миши сбили шишки.
Чистоговорки.
Ша-ша-ша – мама моет малыша.
Шу-шу-шу – я тебе письмо пишу.
Аш-аш-аш – у Марины карандаш.
Работа по букварю.
- Чтение слогов с буквой «ш», страница 80 (2 столбика)
Работа над лексическим значением, наблюдение над однокоренными словами, оттенками их значений.
Чтение 1-го столбика слов про себя, затем вслух по заданиям.
– Что общего у этих слов? (Эти слова односложные.)
– Выделите цветной точкой первый звук. Какой цвет взяли? (Синий.)
– Почему?
Чтение слов 2-го столбика.
– Чем интересны пары слов? (Называют большой и маленький предметы.)
– Что есть в слове-названии маленького предмета, но нет в названии большого? ( Суффикс.)
– Подчеркните эту часть слова.
Чтение 3-го и 4-го столбиков слов про себя.
– Как называют маленького ребёнка, малыша или детёныша животного? (Крошка.)
– Говорят: крошка хлеба, то есть маленький, даже малюсенький кусочек.
– Есть ли в этом столбике однокоренные слова? (Да, крыша, крышка – корень – крыш-)
– Отличаются ли оттенками значений эти слова? (Да, крыша – большая, а крышка – маленькая, например, для закрывания банок.)
– Выделите одинаковые звуки в словах этого столбика. Чтение следующего столбика слов про себя.
– Что можно сказать про эти слова? (Они однокоренные, корень – шут -)
– Выделите корень специальным значком – дугой.
– Какое из этих слов обозначает действие?
(Шалун, шалунишка – корень – шал -)
– Когда говорят шалун, а когда шалунишка? (Когда ребёнок разбалуется, про него говорят – шалун. А можно сказать ласково - шалунишка.)
– Да, слово шалунишка имеет уменьшительно-ласкательное значение.
– Есть ли разница в оттенках значений слов шут, шутник? (Шут – это клоун, а шутник – это человек, который любит пошутить.)
– Подчеркните ударный слог в каждом слове.
- Мы научились читать слоги и слова с буквой «ш»? (Да)
(Убираю последний кружок)
ΙХ. Чтение-слушание рассказа В. Драгунского «Заколдованная буква»
- Воздушный шар очень доволен тем, как вы учились читать, в награду сам хочет прочитать вам очень интересный рассказ. Написал его В. Драгунский, называется он «Заколдованная буква». А вот почему он выбрал это произведение, вам предстоит ответить после прослушивания.
- Учитель читает рассказ.
Вопросы на понимание содержания.
– Сколько в рассказе героев? (Мишка, Алёнка и рассказчик.)
– Можно ли определить, сколько детям лет? (Да, примерно 6–7, раз у них у всех выпадают молочные зубы...)
– А можно понять, когда происходит действие? (Зимой, накануне Нового года.)
– Как вы догадались?
– Какая была ёлка?
– Что же так рассмешило друзей?
– Какой звук оказался для всех троих самым трудным? (Звук [ш].)
– А вы поняли, почему дети никак не могли его произнести?
– Как вы думаете, почему этот рассказ смешной?
– А могла ли такая история произойти на самом деле или Драгунский всё выдумал?
– Можно ли сказать, что у автора рассказа Виктора Драгунского
есть чувство юмора?
Чтение текста хорошо читающими детьми.
3) Работа с текстом после чтения.
– Кто же был прав из ребят? (Никто.)
– Так кто же заколдовал букву (точнее, не букву, а звук [ш])?
– Как точнее: заколдованная буква или заколдованный звук? Почему?
– Вот вы говорите, что смеялись во время чтения, значит, это какой рассказ? (Юмористический.)
- Почему шарик выбрал именно это произведение? (Потому что заколдованной оказалась буква, которую мы изучаем сегодня)
Х. Творческая работа.
- Букве «ш» так понравилось своё заколдованное состояние, что она решила с нами поиграть.
- Заменить любую букву в слове буквой «ш», чтобы получилось новое слово:
Дайте оценку своей работы на уроке, пользуясь критериями оценивания. (Технология оценивания)
Сегодня на уроке:
я научился …
было интересно ...
было трудно …
больше всего мне понравилось …
для меня было открытием то, что …
- Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке.
С
Самоанализ урока
Тема урока «Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш».
Цели:
Образовательная:
- познакомить с новым звуком [ш], с его особенностями, буквой ш; с ролью звука и буквы в русском языке;
- формировать умение выделять звук в речи;
- научить читать слова и предложения с новой буквой.
Воспитательная:
- воспитывать культуру поведения;
- воспитывать аккуратность при работе с прописью.
3. Развивающая:
Создать условия для дальнейшего развития универсальных учебных действий:
А) познавательных:
- формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- формировать умение представлять информацию в виде схемы;
- формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;
- формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;
Б) регулятивных:
- формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- понимать и принимать учебную задачу;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с учебным материалом (прогнозирование);
- учиться планировать свои действия (составлять план) и работать по предложенному учителем плану в соответствии с поставленной задачей;
- использовать схематическую запись плана действий для рефлексии учебного труда;
- осуществлять самоконтроль и самооценку.
В) коммуникативных:
- формировать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.
- формировать умение работать в паре.
В классе 17 учащихся. По степени обучаемости в классе можно выделить 3 группы:
1 группа (репродуктивный уровень) – 4 человека – повторяют то, что услышали, отвечают на вопрос по этому содержанию.
2 группа (конструктивный уровень) – 6 человек – выполняют задания по образцу.
3 группа (творческий уровень) – 7 человек – могут осуществить перенос полученной информации на новую ситуацию.
На уроке были учтены разные уровни обучаемости детей и индивидуальные способности каждого ребёнка. Старалась дать возможность каждому ребёнку работать в соответствии с уровнем своего развития.
Свой урок я строила в соответствии с технологиями ОС «Школа 2100» и требованиями ФГОС НОО. Такие уроки позволяют формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. В ходе таких уроков ребята учатся регулировать учебную деятельность, а именно: самостоятельно ставить учебные цели и задачи, искать и эффективно применять необходимые средства и способы реализации учебных целей и задач, контролировать, оценивать и корректировать процесс и результаты учебной деятельности, что обеспечивает успешность обучения.
Данный урок является одним из звеньев в системе уроков, охватывающих основной звукобуквенный период обучения грамоте, проведён в соответствии с календарно - тематическим планированием.
В структуре урока выделялись следующие этапы:
1. организационный момент;
2. актуализация знаний;
3. создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы; 4. поиск решения проблемы – открытие нового знания;
5. применение нового знания;
6. подведение итогов; рефлексия урока.
Каждому этапу урока соответствовали определённые цели, формы и методы работы.
Урок начала со стихотворения, что помогает создать положительный настрой на учебное занятие. Дети сами сформулировали тему урока, что способствует мотивации к учебной деятельности.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения. Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса,
соответствовал их жизненному опыту.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
На уроке наблюдалось рациональное использование времени, предупреждение перегрузки детей обеспечивалось за счёт быстрой смены видов деятельности. На уроке применялись здоровьесберегающие технологии (физминутка общего воздействия).
При подведении итогов и рефлексии был применён самоанализ деятельности учеников.
Я считаю, что урок соответствовал реальным учебным возможностям учащихся, и цели учебного занятия были достигнуты. Дети на уроке были активны, общая атмосфера урока – рабочая, деловая.
Перспективы на будущее
Продолжать учить ребят работать в группах, в паре.
Учить учащихся выражать свои мысли.
Добиваться от ребят точных и правильных ответов.
Продолжить работу по развитию фонематического слуха учащихся.
Литература
1. Учебник «Букварь» Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, Москва, Баласс, 2013
2. Прописи «Мои волшебные пальчики» О. В. Пронина, Москва, Баласс, 2014
3. Методические рекомендации для учителя «Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики» О. В. Пронина, И. И. Кремлёва, Москва, Баласс, 2013
4. «Страна Буквария» Н. Гаврилюк, Н. Картавенко, Смоленск, 1994
5. «Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе» Н. А. Касаткина, «Учитель», Волгоград, 2009
Данные об авторе
Шведова Елена Викторовна,
Муниципальное образование Починковского района Смоленской области России,
216466 Смоленская область, Починковский район, д. Мурыгино, ул. Школьная, дом 2,
контактный телефон 84814925132
Апробация методической разработки
Урок по теме «Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш» был проведен в 1 классе 01.12.2014г.
Анализ урока проводился ШМО учителей начальных классов, которые оценивали урок поэтапно (организационный этап, мотивационный – создание проблемной ситуации, формулирование проблемы, выдвижение гипотез, актуализация знаний, открытие нового знания, применение нового знания, рефлексия) с выставлением балла от 1 до 3 за каждый этап. Максимальный балл – 24. Балл, полученный за данный урок – 22
Вывод: планируемые результаты учебной деятельности были достигнуты оптимальными средствами.