kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект по русскому языку "Антонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по русскому языку 5 класс

Тема:        Антонимы

Тип урока. Урок развития умений  (комплексного применения  знаний и умений)

Цели:  

Образовательные:

. познакомить учащихся с понятием "Антонимы";

. научить использовать антонимы, определять лексическое значение слова;

. расширить лексический запас учащихся;

Развивающие:

. развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

. развивать сообразительность, мышление, внимание, память;

. развивать умение работать с текстом;

Воспитательные:

.воспитывать толерантность, ответственность за собственные поступки

 воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;

Планируемые результаты:

Предметные:   знать определение антонимов, уметь  подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;   устанавливать связь антонимов с многозначностью слова. Наблюдать за использованием антонимов в художественной речи.

Личностные:  осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку как основа мирного поведения.

Метапредметные:  пользоваться словарями разных типов (толковые, антонимов), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (изображение в словесную форму)

Познавательные УУД:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения,

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов   в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Ход урока:

I.     Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть внимательных и сосредоточенных.

- Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Лексика)

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Синонимы)

- Покажите на одном-двух примерах, что синонимы обозначают одно и то же, но по-разному? (идти-бежать-мчаться-нестись; красный-вишневый-бардовый)

- Зачем нам нужно знать лексическое значение слова? Как вы будете использовать эти знания?  (Чтобы точно выразить свою мысль)

- Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).

-И все? (Нет).

-Первоначально выясним путем повторения  то, что знаем.

- Затем постараемся выполнить задание на новое знание.

- Анализируя его выполнение,  выясним, что  не знаем.

- Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.

- Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

-Ребята, обратимся к рисунку учебника на стр. 166. Рассмотрите рисунок и закончите начатые предложения. Укажите слова с противоположным значением и определите, какой частью речи они являются.

- Обратимся к учебнику на стр. 166 п. 69 (читают правило учебника)

-Как называются слова с противоположным значением? (антонимы).

Ребята, запишем тему урока.

IV.  Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

- Ребята, давайте найдем способы, которые помогут нам свободно определять антонимы как в тексте, так и в речи.

Коллективная работа по составлению алгоритма, оформление его на доске и озвучивание своих действий.(1. Задать вопрос к слову; 2. Определить, какой частью речи они являются; 3. Определить лексическое значение слова; 4. Подобрать слово с противоположным значением).

V. Реализация построения проекта.

- Ребята, обратимся к упражнению учебника. Я предлагаю вам выполнить упражнение 369. Нужно выписать антонимы, обозначающие: 1) время, 2) цвет, 3) размер; 4) температуру, 5) место. Указать три пары наречий.

(Работа в группах (5 групп); в лист самооценки вписывают соответствующий балл (макс. 5 баллов).

Физкультминутка.

- Ребята, сейчас мы проведем физкультминутку. (Один из учеников проводит физкультминутку). Некоторые ребята в это время выписывают из физкультминутки антонимы и синонимы.

Ручки вместе, ручки врозь.

Глазки прямо, глазки вкось.

Ножки здесь, и ножки там.

Что за шум и что за гам?

- Назовите антонимы в физкультминутке (Вместе-врозь, прямо-вкось, здесь-там).

- Какой частью речи являются данные слова? (Наречия)

- Назовите синонимы (Шум, гам)

 VI. Первичное закрепление во внешней речи.

Организация усвоения детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

– фронтально, в парах или группах.

-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).

-Полностью с вами согласна. Выполним упражнение № 371 учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первых двух героев сказок и басен сделаем вместе для образца.

- Далее по очереди даем характеристику следующим героям.( Ребята выполняют упражнение)

- Все ли согласны с ответами одноклассников? У кого есть другие мнения?

-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).

  VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

- Вы уверены в своих умениях? (Да).

-Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).

- Задание для всех: подобрать антонимы к словам из упражнения 372, проверить соседа по парте (обмен тетрадями).

- Ваши следующие действия? (Проведем проверку по эталону).

(Эталон на экране).

- Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).

- Молодцы. Поставьте на полях знак  «+», у кого нет ошибок.

 VIII. Включение в систему знаний и повторение.

- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Умение находить антонимы и пользоваться ими в речи).

- Достаточно ли  мы закрепили новое правило? (Нет).

- Тогда  поработаем над тестом.

1. Найти неверно составленную пару антонимов:

Трудолюбивый-ленивый; веселый-грустно; молодость-старость, низкий-высоко)

2. Найдите однокоренные антонимы:

Правда-неправда, счастье-несчастье, правда-ложь, война-мир.

- Спасибо за работу.

 IХ. Рефлексия учебной деятельности.

- Чему был посвящен урок? (Антонимам).

- Что такое антонимы (Слова одной и той же части речи с противоположным значением)

-Какие затруднения мы испытали? ().

- Что помогло нам их преодолеть? (Новое правило проверки  гласных в чередующихся корнях).

-Оцените свою деятельность на уроке,  пользуясь диагностической картой.

 ?      

 Научился подбирать антонимы к словам, употреблять их  в речи, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

    !   

 Научился подбирать антонимы к словам, употреблять их в речи, но не уверен, что самостоятельно смогу выполнить задание. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

 ! ! ! 

Научился подбирать антонимы к словам, употреблять их в речи и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Кто научился подбирать антонимы к словам, употреблять их в речи, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 370 из  параграфа 69.

2 Кто научился подбирать антонимы к словам, употреблять их в речи, но не уверен, что самостоятельно сможет выполнить задание, то скажите себе «Я работал хорошо!» и составить тест по данной теме.

3. Кто научился подбирать антонимы к словам, употреблять их в речи и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте 5-6 предложений по теме « В лесу» с использованием антонимов.

4. Задания для умников и умниц!

Напишите лингвистическую сказку с употреблением антонимов.

(Записывают домашнее задание, соответствующее его уровню).

-Оцените учебную деятельность класса.

-Спасибо за хорошую работу. Все молодцы! До свидания!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект по русскому языку "Антонимы" »

План-конспект урока по русскому языку 5 класс

Тема:        Антонимы

Тип урока. Урок развития умений  (комплексного применения  знаний и умений)

Цели:  

Образовательные:

. познакомить учащихся с понятием "Антонимы";

. научить использовать антонимы, определять лексическое значение слова;

. расширить лексический запас учащихся;

Развивающие:

. развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

. развивать сообразительность, мышление, внимание, память;

. развивать умение работать с текстом;

Воспитательные:

.воспитывать толерантность, ответственность за собственные поступки

 воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;

Планируемые результаты:

Предметные:   знать определение антонимов, уметь  подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;   устанавливать связь антонимов с многозначностью слова. Наблюдать за использованием антонимов в художественной речи.

Личностные:  осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку , его мнению, мировоззрению, культуре, языку как основа мирного поведения.

Метапредметные:  пользоваться словарями разных типов (толковые, антонимов), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (изображение в словесную форму)

Познавательные УУД:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения,

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов   в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.


Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть внимательных и сосредоточенных.

- Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Лексика)

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Синонимы)

- Покажите на одном-двух примерах, что синонимы обозначают одно и то же , но по-разному? (идти-бежать-мчаться-нестись; красный-вишневый-бардовый)

- Зачем нам нужно знать лексическое значение слова? Как вы будете использовать эти знания? (Чтобы точно выразить свою мысль)

- Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).

-И все? (Нет).

-Первоначально выясним путем повторения то, что знаем.

- Затем постараемся выполнить задание на новое знание.

- Анализируя его выполнение, выясним, что не знаем.

- Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.

- Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

-Ребята, обратимся к рисунку учебника на стр. 166. Рассмотрите рисунок и закончите начатые предложения. Укажите слова с противоположным значением и определите, какой частью речи они являются.

- Обратимся к учебнику на стр. 166 п. 69 (читают правило учебника)

-Как называются слова с противоположным значением? (антонимы).

Ребята, запишем тему урока.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

- Ребята, давайте найдем способы, которые помогут нам свободно определять антонимы как в тексте, так и в речи.

Коллективная работа по составлению алгоритма, оформление его на доске и озвучивание своих действий.(1. Задать вопрос к слову; 2. Определить, какой частью речи они являются; 3. Определить лексическое значение слова; 4. Подобрать слово с противоположным значением).

V. Реализация построения проекта.

- Ребята, обратимся к упражнению учебника. Я предлагаю вам выполнить упражнение 369. Нужно выписать антонимы, обозначающие: 1) время, 2) цвет, 3) размер; 4) температуру, 5) место. Указать три пары наречий.

(Работа в группах (5 групп); в лист самооценки вписывают соответствующий балл (макс. 5 баллов).

Физкультминутка.

- Ребята, сейчас мы проведем физкультминутку. (Один из учеников проводит физкультминутку). Некоторые ребята в это время выписывают из физкультминутки антонимы и синонимы.

Ручки вместе, ручки врозь.

Глазки прямо, глазки вкось.

Ножки здесь, и ножки там.

Что за шум и что за гам?

- Назовите антонимы в физкультминутке (Вместе-врозь, прямо-вкось, здесь-там).

- Какой частью речи являются данные слова? (Наречия)

- Назовите синонимы (Шум, гам)

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

Организация усвоения детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

– фронтально, в парах или группах.

-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).

-Полностью с вами согласна. Выполним упражнение № 371 учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первых двух героев сказок и басен сделаем вместе для образца.

- Далее по очереди даем характеристику следующим героям.( Ребята выполняют упражнение)

- Все ли согласны с ответами одноклассников? У кого есть другие мнения?

-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).

VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

- Вы уверены в своих умениях? (Да).

-Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).

- Задание для всех: подобрать антонимы к словам из упражнения 372, проверить соседа по парте (обмен тетрадями).

- Ваши следующие действия? (Проведем проверку по эталону).

(Эталон на экране).

- Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).

- Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Умение находить антонимы и пользоваться ими в речи).

- Достаточно ли мы закрепили новое правило? (Нет).

- Тогда поработаем над тестом.

1. Найти неверно составленную пару антонимов:

Трудолюбивый-ленивый; веселый-грустно; молодость-старость, низкий-высоко)

2. Найдите однокоренные антонимы:

Правда-неправда, счастье-несчастье, правда-ложь, война-мир.

- Спасибо за работу.

IХ. Рефлексия учебной деятельности.

- Чему был посвящен урок? (Антонимам).

- Что такое антонимы (Слова одной и той же части речи с противоположным значением)

-Какие затруднения мы испытали? ().

- Что помогло нам их преодолеть? (Новое правило проверки гласных в чередующихся корнях).

-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.


?

Научился подбирать антонимы к словам, употреблять их в речи, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.


!

Научился подбирать антонимы к словам, употреблять их в речи, но не уверен, что самостоятельно смогу выполнить задание. Скажу себе: « Я работал хорошо!»


! ! !

Научился подбирать антонимы к словам, употреблять их в речи и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»


- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:


1. Кто научился подбирать антонимы к словам, употреблять их в речи, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 370 из параграфа 69.


2 Кто научился подбирать антонимы к словам, употреблять их в речи, но не уверен, что самостоятельно сможет выполнить задание, то скажите себе «Я работал хорошо!» и составить тест по данной теме.


3. Кто научился подбирать антонимы к словам, употреблять их в речи и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте 5-6 предложений по теме « В лесу» с использованием антонимов.


4. Задания для умников и умниц!

Напишите лингвистическую сказку с употреблением антонимов.

(Записывают домашнее задание, соответствующее его уровню).

-Оцените учебную деятельность класса.

-Спасибо за хорошую работу. Все молодцы! До свидания!


4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект по русскому языку "Антонимы"

Автор: Хайруллина Ляйсан Фаимовна

Дата: 01.10.2015

Номер свидетельства: 235370


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства