План-конспект урока по русскому языку 5 класс
Тема: Антонимы
Тип урока. Урок развития умений (комплексного применения знаний и умений)
Цели:
Образовательные:
. познакомить учащихся с понятием "Антонимы";
. научить использовать антонимы, определять лексическое значение слова;
. расширить лексический запас учащихся;
Развивающие:
. развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
. развивать сообразительность, мышление, внимание, память;
. развивать умение работать с текстом;
Воспитательные:
.воспитывать толерантность, ответственность за собственные поступки
воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;
Планируемые результаты:
Предметные: знать определение антонимов, уметь подбирать антонимы к словам и находить их в тексте; устанавливать связь антонимов с многозначностью слова. Наблюдать за использованием антонимов в художественной речи.
Личностные: осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку как основа мирного поведения.
Метапредметные: пользоваться словарями разных типов (толковые, антонимов), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (изображение в словесную форму)
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения,
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть внимательных и сосредоточенных.
- Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Лексика)
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Синонимы)
- Покажите на одном-двух примерах, что синонимы обозначают одно и то же, но по-разному? (идти-бежать-мчаться-нестись; красный-вишневый-бардовый)
- Зачем нам нужно знать лексическое значение слова? Как вы будете использовать эти знания? (Чтобы точно выразить свою мысль)
- Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).
-И все? (Нет).
-Первоначально выясним путем повторения то, что знаем.
- Затем постараемся выполнить задание на новое знание.
- Анализируя его выполнение, выясним, что не знаем.
- Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.
- Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
-Ребята, обратимся к рисунку учебника на стр. 166. Рассмотрите рисунок и закончите начатые предложения. Укажите слова с противоположным значением и определите, какой частью речи они являются.
- Обратимся к учебнику на стр. 166 п. 69 (читают правило учебника)
-Как называются слова с противоположным значением? (антонимы).
Ребята, запишем тему урока.
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).
- Ребята, давайте найдем способы, которые помогут нам свободно определять антонимы как в тексте, так и в речи.
Коллективная работа по составлению алгоритма, оформление его на доске и озвучивание своих действий.(1. Задать вопрос к слову; 2. Определить, какой частью речи они являются; 3. Определить лексическое значение слова; 4. Подобрать слово с противоположным значением).
V. Реализация построения проекта.
- Ребята, обратимся к упражнению учебника. Я предлагаю вам выполнить упражнение 369. Нужно выписать антонимы, обозначающие: 1) время, 2) цвет, 3) размер; 4) температуру, 5) место. Указать три пары наречий.
(Работа в группах (5 групп); в лист самооценки вписывают соответствующий балл (макс. 5 баллов).
Физкультминутка.
- Ребята, сейчас мы проведем физкультминутку. (Один из учеников проводит физкультминутку). Некоторые ребята в это время выписывают из физкультминутки антонимы и синонимы.
Ручки вместе, ручки врозь.
Глазки прямо, глазки вкось.
Ножки здесь, и ножки там.
Что за шум и что за гам?
- Назовите антонимы в физкультминутке (Вместе-врозь, прямо-вкось, здесь-там).
- Какой частью речи являются данные слова? (Наречия)
- Назовите синонимы (Шум, гам)
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
Организация усвоения детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
– фронтально, в парах или группах.
-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).
-Полностью с вами согласна. Выполним упражнение № 371 учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первых двух героев сказок и басен сделаем вместе для образца.
- Далее по очереди даем характеристику следующим героям.( Ребята выполняют упражнение)
- Все ли согласны с ответами одноклассников? У кого есть другие мнения?
-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).
VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
- Вы уверены в своих умениях? (Да).
-Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).
- Задание для всех: подобрать антонимы к словам из упражнения 372, проверить соседа по парте (обмен тетрадями).
- Ваши следующие действия? (Проведем проверку по эталону).
(Эталон на экране).
- Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).
- Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Умение находить антонимы и пользоваться ими в речи).
- Достаточно ли мы закрепили новое правило? (Нет).
- Тогда поработаем над тестом.
1. Найти неверно составленную пару антонимов:
Трудолюбивый-ленивый; веселый-грустно; молодость-старость, низкий-высоко)
2. Найдите однокоренные антонимы:
Правда-неправда, счастье-несчастье, правда-ложь, война-мир.
- Спасибо за работу.
IХ. Рефлексия учебной деятельности.
- Чему был посвящен урок? (Антонимам).
- Что такое антонимы (Слова одной и той же части речи с противоположным значением)
-Какие затруднения мы испытали? ().
- Что помогло нам их преодолеть? (Новое правило проверки гласных в чередующихся корнях).
-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
?
Научился подбирать антонимы к словам, употреблять их в речи, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.
!
Научился подбирать антонимы к словам, употреблять их в речи, но не уверен, что самостоятельно смогу выполнить задание. Скажу себе: « Я работал хорошо!»
! ! !
Научился подбирать антонимы к словам, употреблять их в речи и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»
- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:
1. Кто научился подбирать антонимы к словам, употреблять их в речи, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 370 из параграфа 69.
2 Кто научился подбирать антонимы к словам, употреблять их в речи, но не уверен, что самостоятельно сможет выполнить задание, то скажите себе «Я работал хорошо!» и составить тест по данной теме.
3. Кто научился подбирать антонимы к словам, употреблять их в речи и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте 5-6 предложений по теме « В лесу» с использованием антонимов.
4. Задания для умников и умниц!
Напишите лингвистическую сказку с употреблением антонимов.
(Записывают домашнее задание, соответствующее его уровню).
-Оцените учебную деятельность класса.
-Спасибо за хорошую работу. Все молодцы! До свидания!