Ателье мод
Изделие: стебельчатый шов.
Задания и материалы в рабочей тетради: «Модели школьной и спортивной формы», «Коллекция тканей», «Украшение платочка монограммой».
Материал, включённый в данном случае в один урок, может быть при необходимости разделён на два урока (один урок теоретический) или использован не в полном объёме.
Задачи урока:
познакомить учащихся с некоторыми видами одежды, научить различать распространённые натуральные и синтетические ткани; актуализировать знания учащихся о техниках выполнения изделий из ткани и пряжи, о видах швов, изученных в 1—2 классах; отработать алгоритм выполнения стебельчатого шва в работе над изделием «Украшение платочка монограммой».
Планируемые результаты:
украсить платочек монограммой, уметь различать виды швов, тканей.
Новые термины и понятия:
ателье, фабрика, модельер, закройщик, кроить, выкройки, портной, рабочая одежда, форменная одежда, ткань, пряжа, природные волокна, химические волокна, стебельчатый шов.
Ресурсы и оборудование.
У учителя:
учебник, рабочая тетрадь, образцы тканей, карточки с названиями швов, представленная на доске классификация швов, образцы стебельчатого шва, платочка, украшенного вышитой стебельчатым швом монограммой.
У учащихся:
учебник, рабочая тетрадь, пяльцы, нитки, напёрстки, ткань, платок.
Ход урока
В начале урока учитель проверяет выполнение домашнего задания, учащиеся могут оценить работы друг друга.
Учимся новому.
Затем учитель напоминает учащимся, что они продолжают путешествие по городу. Дети вспоминают, на каких остановках они уже побывали (дом, телебашня, парк). Учитель: «Сегодня мы на остановке „Ателье мод“».
Изучение нового материала можно начать с работы по учебнику — чтения текста на с. 35. Незнакомые слова можно посмотреть в словарике юного технолога. Учитель проводит беседу с опорой на жизненный опыт ребят: «Бывали ли вы
в ателье? Ваши родители покупают вам одежду или шьют на заказ? Как вы думаете, кто работает в ателье?» Затем можно попросить учащихся рассмотреть иллюстрации на с. 36 учебника, назвать изображённые на них профессии и попробовать рассказать, чем занимаются люди этих профессий. После этого дети могут проверить свои ответы и прочитать текст «Профессии» на с. 36. При наличии времени можно выполнить задание на с. 36 или предложить детям сделать это дома (на рисунке выкройка сорочки).
Делаем сами.
Далее учитель обсуждает с учащимися, какие виды одежды им известны. При необходимости нужно уделить время чтению текстов и изучению иллюстраций на с. 37—38 учебника. После рассмотрения иллюстраций на с. 39 учебника и беседы о спортивной и школьной форме целесообразно закрепить изученные материалы с помощью работы над заданием «Модели школьной и спортивной формы» в рабочей тетради (с. 19). Перед тем как приступить к выполнению задания, учащиеся должны вспомнить, как они работали над костюмами для Ани и Вани во 2 классе, определить, какие материалы и инструменты нужны им для работы, вспомнить, что такое эскиз и как он выполняется, измерить размеры изображений Ани и Вани в рабочей тетради. Если время не позволяет выполнить данное задание на уроке, учащиеся могут сделать это дома самостоятельно, что будет полезно для закрепления изученного на уроке материала.
Учимся новому.
(Это может быть следующий урок.)
Изучение темы «Ателье мод» продолжается знакомством с пряжей и тканями по учебнику (с. 40—41).
Учитель: «Чтобы изготовить какую-либо одежду, нужны материалы. Как вы думаете какие? Правильно, основной материал для изготовления одежды — это ткань. Вспомните определение этого понятия. (Ткань — изделие, изготовленное путём плотного соединения накрест переплетённых нитей, расположенных двумя рядами — продольными (основа) и поперечными (уток)». Далее с помощью учебника изучаются ткани, состоящие из природных и химических волокон, рассматриваются рисунки, читается текст после рисунков, выполняются задания на с. 41—42. Учитель: «Итак, мы выяснили, что основным материалом для изготовления различных видов одежды является ткань. Чтобы создавать изделия из ткани, нужно научиться выполнять разные виды швов. Прочитайте на странице 44 определение понятия „шов“. Швы можно разделить на несколько типов в зависимости от их назначения. На доске представлена классификация швов».
Учитель предлагает учащимся распределить известные им швы («вперёд иголку», «тамбурный шов», «шов через край», «шов с перевивами», «бархатный шов», «назад иголку») в соответствии с этой классификацией. Можно организовать работу с карточками, которые прикрепляются к доске. Учащимся будет полезно вспомнить, как выглядят изученные швы. Следующий этап изучения нового материала — знакомство с вышивкой. Учащимся предлагается самостоятельно прочитать текст на с. 44 учебника, а затем ответить на вопросы учителя: «Какие способы вышивания существуют? Для чего применяют вышивание? Что нужно для вышивания — какие материалы и инструменты?» Далее дети с помощью учителя знакомятся с алгоритмом работы над стебельчатым швом. Учащиеся читают текст алгоритма на с. 44. Затем по иллюстрациям пробуют самостоятельно рассказать план работы над швом. После этого вместе с учителем выполняют шов на ткани.
Учитель: «Этот шов мы используем для украшения платочка монограммой. Знаете ли вы, что такое монограмма? Это слово выделено цветом, можно посмотреть его определение в словарике юного технолога. Монограмма — это знак, составленный из соединённых между собой, поставленных рядом или переплетённых одна с другой начальных букв имени и фамилии или же из сокращения целого имени».
Дополнительный материал.
Чаще всего подобные знаки встречаются на произведениях искусства. Многие художники, преимущественно живописцы и гравёры, выставляют их на своих работах вместо подписи. Иногда для такого обозначения принадлежности работы именно ему художник помечает её где-либо не в особенно видном месте определённой, всегда одной и той же фигурой — например,
изображением крылатой змейки, цветка гвоздики, очков, насекомого, совы и т. д. Однако монограммой, кроме того, называется начертание вообще всякого имени в сокращённом виде. Сюда же относятся вензеля и марки, которыми в Средние века, начиная с VII века, папы, короли и важные особы скрепляли свои грамоты и которые приказывали вырезать на своих
печатях, а также сокращённые надписи, исстари помещаемые на иконах и некоторых предметах церковной утвари.
Делаем сами.
Учитель демонстрирует ребятам образец платочка, украшенного монограммой. Проводится анализ изделия с помощью учителя. Дети определяют необходимые для работы материалы и инструменты (пяльцы, платок, толстые цветные нитки, иголка, напёрсток, карандаш, копировальная бумага), способ разметки (перевести рисунок из рабочей тетради на платок), способ выполнения работы (вышивка стебельчатым швом), вид оформления работы (края платка, дополнительные элементы).
Затем учащиеся с помощью учителя составляют план работы над изделием:
1. Разметка монограммы. Учащиеся выбирают подходящую им букву в рабочей тетради и переводят её на платок с помощью копировальной бумаги. Учитель помогает детям определить на платке место для монограммы. Это способствует развитию у учащихся художественного вкуса.
2. Натягивание ткани на пяльцы. Предварительно учащиеся отвечают на вопросы учителя: «Для чего мы используем пяльцы? Какой формы они бывают? Из какого материала изготавливаются?» Пяльцы могут быть круглыми и квадратными. Круглые пяльцы обычно используются для небольшой вышивки, для вышивки на машине, квадратные пяльцы — для больших вышивок.
Учитель: «Как нужно натягивать ткань на пяльцы?» Натянуть материал на круглые пяльцы просто. На меньшее кольцо кладут материал для вышивания. Потом сверху накладывают большее кольцо, нажимают, и ткань натянута.
При натягивании ткани на пяльцы надо следить, чтобы материал натянулся туго, для этого меньшее кольцо рекомендуется обёртывать узкой полоской марли или мягкой ткани. Хорошо иметь несколько пялец разных диаметров. В настоящее время можно найти деревянные, металлические и пластмассовые пяльцы. Однако лучшими из них считаются деревянные, потому что металлические пяльцы тяжелы, их гладкая поверхность скользит при закреплении и на ткани после напяливания остаются тёмные круги, а пластмассовые пяльцы не такие прочные, как деревянные.
3. Выполнение вышивки стебельчатым швом. Учащиеся вспоминают, какие нитки лучше использовать для вышивания, выбирают нитки нужных цветов и выполняют под руководством учителя вышивку монограммы стебельчатым швом.
4. Оформление изделия. Учитель: «Как можно оформить ваше изделие?» Можно предложить учащимся выполнить
дополнительную вышивку или оформить края платка.
Подведём итоги.
Учащиеся демонстрируют свои работы, рассказывают, что обозначает выбранная ими монограмма.
Учитель оценивает работы. Критерии для оценивания работ: аккуратность, оригинальность, цветовое решение, дополнительное оформление. Учащиеся также отвечают на вопрос, для чего ещё можно использовать стебельчатый шов.
Домашнее задание.
Выполните задание «Коллекция тканей» в рабочей тетради (с. 20). Принесите на следующий урок фартук, кусочки ткани различных цветов, нитки, иголки, напёрсток.