Цель урока – сформировать у учащихся умение создавать изделие в технике пропильного металла.
Задачи:
•обучающие – научить технологическим приемам художественной обработки металла, изготовлению изделия в технике пропильного металла;
•развивающие – продолжить развитие политехнического кругозора учащихся;
•воспитывающие – воспитывать точность, акккуратность, ответственность при индивидуальной работе над частью общего изделия;
•профориентационные – продолжить знакомство учащихся с техническими профессиями мастеров художественной обработки металла
Тип урока: комбинированный урок
Методы обучения:
1)организация и осуществление учебно-познавательной деятельности:
перцептивные методы – словесные (лекция учителя), наглядные (использование интерактивных плакатов), практические (демонстрация технологических приемов художественной обработки металла);
логические методы – аналитические;
управление учением – практическая работа под руководством учителя; самостоятельная работа обучающихся: с информационными материалами на карточках, с учебником, письменная работа в рабочих тетрадях;
2)стимулирование и мотивация учения:
стимулирование интереса к учению - учебная дискуссия, дополнительная информация – заранее приготовленное сообщение учащегося, создание ситуации для возможности проявления лидерских качеств;
стимулирования долга и ответственности к учению - убеждение в значимости освоения технологии художественной обработки металла, приобретение опыта предков , поощрение за ответственно выполненную работу;
3)контроль и самоконтроль в обучении:
устный контроль – индивидуальный и фронтальный опрос.
Форма проведения урока:урок - практикум с мультимедийным сопровождением
Дидактические средства:
учебник под редакцией В.Д.Симоненко «Технология. 7 класс»;
компьютер с интерактивным плакатом «Технология обработки металла, 7 класс»»
проектор;
экран;
материалы и инструменты для художественной обработки металла: эскизы, заготовки листового металла, сечки, напильники;
Объект работы: составные части светильника в технике пропильного металла
План урока:
1. Организационный момент
Приветствие учителя, отчет дежурного (дата, отчет об отсутствующих)
2. Повторение материала по теме предыдущего урока “Художественная обработка металла: чеканка на резиновой подкладке»
а) Что такое чеканка? (Чеканка – вид художественной обработки листового металла.) Инструменты для выполнения чеканки. Этапы технологии выполнения чеканного изделия.?
б) Назовите инструменты для выполнения чеканки. ( Инструменты для выполнения чеканки – это чеканы, они бывают деревянные и металлические)
в) Расскажите, из каких этапов состоит технология выполнения чеканки на резиновой подкладке? (
3.Формирование новых знаний
•Актуализация:
•Тема урока записывается на доске.
а) Выступление учащегося с заранее приготовленным сообщением на тему «История художественной обработки металла: пропильный металл». Выступление сопровождается демонстрацией интерактивного плаката.
б)) Объяснение нового материала учителем по плану:
Материалы для просечных работ:
Инструменты для просечных работ
Технология просечных работ
( по ходу объяснения демонстрирую интерактивный плакат)
Перед началом резания и просекания листовой металл необходимо очистить от грязи и ржавчины, затем подвергнуть отжигу для снятия внутрикристаллического напряжения, которое обычно возникает в процессе обработки на прокатном стане. Правку металла проводят по необходимости, следя за тем, чтобы на листовом металле не образовались различные выбоины, вмятины от ударов молотка. Разметка готового рисунка представляет собой одну из ответственных операций, т. к. от точности линий рисунка зависит красота будущего изделия. Разметку рисунка на листовом металле можно выполнить разными способами:
1.На заготовку кладем копировальную бумагу, сверху – рисунок. Твердым карандашом или авторучкой рисунок переводим на металл. После перевода рисунок закрепляем прозрачным лаком.
2.Прикрепляем бумагу к металлическому листу пластилином. Переводим рисунок с помощью чекана-канфарника или кернера. Боек инструмента ставится на линию и наносится точный, но не сильный удар для получения небольшой вмятины-точки. Закончив кернение, соединяем точки с помощью стальной чертилки до образования контуров рисунка на заготовке.
3.Металл обезжириваем раствором пищевой соды, наносим тонкий слой белой гуашевой краски. После высыхания краски переводим рисунок и закрепляем быстросохнущим лаком или клеем.
4.На рисунке, выполненном на прочной бумаге, при помощи ножа-косяка удаляется фон. Таким образом, получается шаблон для перевода рисунка на лист металла. Линии контура можно выполнять карандашом или стальной чертилкой, обводя контуры шаблона. Правильность рисунка на заготовке проверяется при помощи этого шаблона по мере просекания изделия, что является одним из достоинств этого способа. Этот способ мы и применим для выполнения нашего изделия.
5. Просекают листовой металл на торце массивного березового кряжа. Но не всегда бывает под рукой такой материал. Поэтому для этих целей мы используем кусок ДСП, облицованный березовым шпоном (от старых школьных парт), который укладывается на ровном и прочном основании. Просекание листового метала сечками выполняется в следующей последовательности:
а) Устанавливаем кончик лезвия сечки на контур рисунка, придаем сечке вертикальное положение и ударяем по торцу молотком. Сила удара должна быть достаточной, чтобы металл был рассечен с первой попытки. По мере просекания сечку передвигаем дальше и убедившись, что лезвие установлено точно, продолжаем работу. Для сложных контуров удобно использовать сечки с полукруглым лезвием. Прямые или слегка скругленные линии просекаем полукруглыми сечками, имеющим широкие лезвия, а мелкие проемы со сложными кривыми линиями – узкими сечками. Следует помнить, что нельзя полностью выравнивать вогнутость металла, т. к. она придает изделию определенную рельефность и объемность элементов орнамента.
б) На краях просечного металла образуются заусенцы и острые кромки. Их опиливают напильниками разной формы. Для выразительности рельефа нужно прочеканить элементы с тыльной стороны выколоточным молотком или чеканами, которые придадут изделию небольшую объемность и дополнительную прочность. Также с помощью чекана нанесем на листовом металле всевозможные декоративные углубления и выступы, имитируя заклепки.
в) Готовые изделия сгибают по линиям разметки с помощью оправок и собирают при помощи клепки. Изделие отшлифовывают наждачной бумагой и покрывают защитной пленкой. Стальные изделия можно покрыть натуральной олифой, а затем обжечь паяльной лампой (не забывая о пожарной безопасности) до появления на поверхности металла коричневого или черного цвета, обычно эту операцию производит учитель.
4. Практическая часть урока:
Итак, сегодня на уроке мы выполним каркас нашего проектного изделия - светильника в форме навесного фонаря в технике пропильного металла.
Дежурный выдает инструменты, заготовки и эскизы с изображением легендарного крылатого коня, заранее разработанные под руководством учителя. Эскиз и чертеж представлены на рисунках 1 и 2.
5. Инструктаж по ТБ и этапам практической работы представлен в виде инструктивной карточки для учащихся в таблице 1
Таблица Г 1 - Инструктивная карточка для учащихся№ этапаСуть технологической операции
Инструменты
ТБ
1Нанести по эскизу рисунок на выданную заготовку Карандаш, чертилка, шаблон Осторожно! Острые края металла.
2Выполнить просечку рисунка Молоток, сечки Соблюдайте точность ударов, аккуратность при работе с острыми режущими инструментами
3Зачистить заусеницы и острые кромки Напильник Осторожно! Острые края металла.
4Выполнить чеканку ажурного орнамента Молоток, чеканы Правила ТБ при работе с молотком и чеканами
5 Нанести декоративные выпуклости согласно эскизу Молоток, чеканы
Правила ТБ при работе с молотком и чеканами
6Сдать работу учителю на проверку и хранение до дальнейшей работы над проектом
6. Рефлексия – первичное закрепление знаний по вопросам:
Что означают термины: «пропильный металл», «просечное железо», «ажурная просечка»? (Это вид художественной обработки листового металла, который просекают при помощи специально изготовленных инструментов, которые называются «сечки»).
Перечислите основные элементы технологии пропильного металла.
(Нанесение рисунка эскиза на заготовку листового металла, просекание листового металла сечками, удаление заусениц и острых краев при помощи напильника, шлифование изделия наждачной бумагой и покрытие его олифой, затем обжиг паяльной лампой до появления коричневого или черного цвета)
2) устно ответить на вопросы 1-5 страница 105; 3) творческое задание: разработать эскиз для декоративного узора к кронштейну светильника (продолжение работы над проектом «Изготовление светильника в форме навесного фонаря в технике пропильного металла»)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока – сформировать у учащихся умение создавать изделие в технике пропильного металла.
Задачи:
обучающие – научить технологическим приемам художественной обработки металла, изготовлению изделия в технике пропильного металла;
развивающие – продолжить развитие политехнического кругозора учащихся;
воспитывающие – воспитывать точность, акккуратность, ответственность при индивидуальной работе над частью общего изделия;
профориентационные – продолжить знакомство учащихся с техническими профессиями мастеров художественной обработки металла
Тип урока: комбинированный урок
Методы обучения:
организация и осуществление учебно-познавательной деятельности:
перцептивныеметоды – словесные (лекция учителя), наглядные (использование интерактивных плакатов), практические (демонстрация технологических приемов художественной обработки металла);
логические методы – аналитические;
управление учением – практическая работа под руководством учителя; самостоятельная работа обучающихся: с информационными материалами на карточках, с учебником, письменная работа в рабочих тетрадях;
стимулирование и мотивация учения:
стимулирование интереса к учению - учебная дискуссия, дополнительная информация – заранее приготовленное сообщение учащегося, создание ситуации для возможности проявления лидерских качеств;
стимулирования долга и ответственности к учению - убеждение в значимости освоения технологии художественной обработки металла, приобретение опыта предков , поощрение за ответственно выполненную работу;
контроль и самоконтроль в обучении:
устный контроль – индивидуальный и фронтальный опрос.
Форма проведения урока:урок - практикум с мультимедийным сопровождением
Дидактические средства:
учебник под редакцией В.Д.Симоненко «Технология. 7 класс»;
компьютер с интерактивным плакатом «Технология обработки металла, 7 класс»»
проектор;
экран;
материалы и инструменты для художественной обработки металла: эскизы, заготовки листового металла, сечки, напильники;
Объект работы: составные части светильника в технике пропильного металла
План урока:
1. Организационный момент
Приветствие учителя, отчет дежурного (дата, отчет об отсутствующих)
2. Повторение материала по теме предыдущего урока “Художественная обработка металла: чеканка на резиновой подкладке»
а) Что такое чеканка? (Чеканка – вид художественной обработки листового металла.) Инструменты для выполнения чеканки. Этапы технологии выполнения чеканного изделия.?
б) Назовите инструменты для выполнения чеканки. ( Инструменты для выполнения чеканки – это чеканы, они бывают деревянные и металлические)
в) Расскажите, из каких этапов состоит технология выполнения чеканки на резиновой подкладке? (
3.Формирование новых знаний
Актуализация:
Тема урока записывается на доске.
а) Выступление учащегося с заранее приготовленным сообщением на тему «История художественной обработки металла: пропильный металл». Выступление сопровождается демонстрацией интерактивного плаката.
(Из глубокой древности дошли до нас металлические изделия мастеров, которые до сих пор хранятся во многих музеях мира и радуют наши глаза неповторимостью своей красоты. Художественные работы с металлом были широко распространены и на территории нашей страны. Прежде всего, следует назвать скифское искусство художественной обработки металла, относящееся к VII - IV в. в. до н. э.
Листовой металл, обладавший высокой пластичностью, древние мастера использовали для изготовления боевых доспехов, посуды и различных декоративных украшений. Особенно разнообразной была столовая и кухонная утварь, которую старались сделать эстетически привлекательной. Значительное место в декоративной отделке изделий занимала чеканка, с помощью которой создавались орнаментальные и сюжетные рельефы.
К наиболее простым видам художественной обработки металла можно отнести технику просечного металла, другие названия пропильный металл, просечная чеканка, ажурная чеканка, ажурная просечка. В XV-XVII веках на Севере, особенно в Вологодской области, технику ажурной просечки листового металла применяли при изготовлении многих предметов быта. Листами и полосками с просечными узорами обивали деревянные сундуки, подголовники, шкатулки и ларцы. Часто просечными узорами украшались выполненные из листового металла подсвечники и другие светильники. В конце XIX века листовой металл стал распространенным кровельным материалом, особенно в городах. И в работе с ним сказалась извечная потребность народных мастеров творить красоту. Если плотники и резчики украшали дом разным декором, то мастера-жестянщики создавали ему в лад не менее выразительное убранство из кружевной жести. Оно не только дополняло деревянный декор, но и было своеобразным венцом всего архитектурного сооружения.
Вдоль конька крыши мастера укрепляли ажурный гребень, по краям которого устанавливали иногда миниатюрные башенки с флюгерами, вырезанными из жести со знанием дела. Поскольку они находились высоко, а значит, и далеко от глаза наблюдателя, силуэтное изображение старались делать обобщенным, без излишних мелких деталей. Оно должно было четко вырисовываться на фоне светлого неба, оставаясь видимым даже в сумерки, Обычно вырезали силуэт человека, птицы или зверька. При легком дуновении ветерка фигурки отворачивались от него. И быть может, отсюда пошло известное выражение «держать нос по ветру». Флюгеры устанавливали не только на гребне крыши, но и еще выше – на вершине оголовка печной трубы. Каждое навершие – это, по сути дела, маленькая беседка, защищающая дымоход от попадания в него дождя и снега. Некоторые из них порой напоминают сказочные терема. И это не случайно. Ведь видимый издалека дымник служил как бы своеобразной визитной карточкой дома.
Традиции художественной обработки листового металла продолжают жить и в наше время почти во всех уголках нашей страны, где кровельным материалом служит листовая прокатная сталь. Поэтому не редкость встретить на крышах современных домов гребни, идущие по коньку и фронтону, дымники, флюгеры и воронки водосточных труб, декорированные ажурной просечкой.)
б)) Объяснение нового материала учителем по плану:
Материалы для просечных работ:
( по ходу объяснения демонстрирую учащимся)
Материалом для просечных работ служит листовой металл различной толщины. Наиболее часто просечные изделия выполняются из тонкой листовой стали, называемой в быту кровельным железом. Обычно кровельная сталь имеет толщину 0,35-0,8 мм, ширину – 510-1250 мм, и длину 710-2500 мм. Поскольку в ней содержится мало углерода, она обладает достаточно высокой пластичностью – легко гнется, режется ножницами и просекается стальными сечками. Для изготовления различных бытовых предметов применяют и другие цветные металлы: латунь, медь и алюминий.
Инструменты для просечных работ
Листовой металл просекают специальными сечками, которые нужно изготовить самим. Сечка представляет собой остро заточенный инструмент в виде небольших долот и зубил. Полотно сечек изготавливают из инструментальной стали У8, У10. Рабочую часть закаливают. Ширина рабочей части инструмента может быть разной в зависимости от выполняемых работ. Для наших работ подойдут также инструменты, изготовленные из списанных сверл, метчиков. Затачиваются сечки на наждачном круге. Чтобы инструмент не терял своей твердости нужно следить за тем, чтобы он не перегревался. Так как мы будем работать с относительно мягким материалом, сечки изготавливаются с острыми углами заточки. Нужно изготовить сечки с прямыми, полукруглыми и желобчатыми лезвиями. После окончательной заточки режущих кромок с лезвия инструмента снимаются заусенцы на оселке или на наждачной бумаге мелкой зернистости.
Технология просечных работ
( по ходу объяснения демонстрирую интерактивный плакат)
Перед началом резания и просекания листовой металл необходимо очистить от грязи и ржавчины, затем подвергнуть отжигу для снятия внутрикристаллического напряжения, которое обычно возникает в процессе обработки на прокатном стане. Правку металла проводят по необходимости, следя за тем, чтобы на листовом металле не образовались различные выбоины, вмятины от ударов молотка. Разметка готового рисунка представляет собой одну из ответственных операций, т. к. от точности линий рисунка зависит красота будущего изделия. Разметку рисунка на листовом металле можно выполнить разными способами:
1.На заготовку кладем копировальную бумагу, сверху – рисунок. Твердым карандашом или авторучкой рисунок переводим на металл. После перевода рисунок закрепляем прозрачным лаком.
2.Прикрепляем бумагу к металлическому листу пластилином. Переводим рисунок с помощью чекана-канфарника или кернера. Боек инструмента ставится на линию и наносится точный, но не сильный удар для получения небольшой вмятины-точки. Закончив кернение, соединяем точки с помощью стальной чертилки до образования контуров рисунка на заготовке.
3.Металл обезжириваем раствором пищевой соды, наносим тонкий слой белой гуашевой краски. После высыхания краски переводим рисунок и закрепляем быстросохнущим лаком или клеем.
4.На рисунке, выполненном на прочной бумаге, при помощи ножа-косяка удаляется фон. Таким образом, получается шаблон для перевода рисунка на лист металла. Линии контура можно выполнять карандашом или стальной чертилкой, обводя контуры шаблона. Правильность рисунка на заготовке проверяется при помощи этого шаблона по мере просекания изделия, что является одним из достоинств этого способа. Этот способ мы и применим для выполнения нашего изделия.
5. Просекают листовой металл на торце массивного березового кряжа. Но не всегда бывает под рукой такой материал. Поэтому для этих целей мы используем кусок ДСП, облицованный березовым шпоном (от старых школьных парт), который укладывается на ровном и прочном основании. Просекание листового метала сечками выполняется в следующей последовательности:
а) Устанавливаем кончик лезвия сечки на контур рисунка, придаем сечке вертикальное положение и ударяем по торцу молотком. Сила удара должна быть достаточной, чтобы металл был рассечен с первой попытки. По мере просекания сечку передвигаем дальше и убедившись, что лезвие установлено точно, продолжаем работу. Для сложных контуров удобно использовать сечки с полукруглым лезвием. Прямые или слегка скругленные линии просекаем полукруглыми сечками, имеющим широкие лезвия, а мелкие проемы со сложными кривыми линиями – узкими сечками. Сечки с прямыми лезвиями используем для просекания прямых отрезков линий, а также углы ажурных проемов. Закругленные мелкие детали и круглые отверстия просекаем желобчатыми сечками. Металл от просечных работ деформируется, мешая продолжению просекания и точности выполнения линий контура. Чтобы избежать этого, следует постоянно выполнять правку изделия несильными ударами киянки. Следует помнить, что нельзя полностью выравнивать вогнутость металла, т. к. она придает изделию определенную рельефность и объемность элементов орнамента.
б) На краях просечного металла образуются заусенцы и острые кромки. Их опиливают напильниками разной формы. Для выразительности рельефа нужно прочеканить элементы с тыльной стороны выколоточным молотком или чеканами, которые придадут изделию небольшую объемность и дополнительную прочность. Также с помощью чекана нанесем на листовом металле всевозможные декоративные углубления и выступы, имитируя заклепки.
в) Готовые изделия сгибают по линиям разметки с помощью оправок и собирают при помощи клепки. Изделие отшлифовывают наждачной бумагой и покрывают защитной пленкой. Стальные изделия можно покрыть натуральной олифой, а затем обжечь паяльной лампой (не забывая о пожарной безопасности) до появления на поверхности металла коричневого или черного цвета, обычно эту операцию производит учитель.
4. Практическая часть урока:
Итак, сегодня на уроке мы выполним каркас нашего проектного изделия - светильника в форме навесного фонаря в технике пропильного металла.
Дежурный выдает инструменты, заготовки и эскизы с изображением легендарного крылатого коня, заранее разработанные под руководством учителя. Эскиз и чертеж представлены на рисунках 1 и 2.
Рисунок 1 – Эскиз светильника
Рисунок 2 – Чертеж каркаса светильника
5. Инструктаж по ТБ и этапам практической работы представлен в виде инструктивной карточки для учащихся в таблице 1
Таблица Г 1 - Инструктивная карточка для учащихся
№ этапа
Суть технологической операции
Инструменты
ТБ
1
Нанести по эскизу рисунок на выданную заготовку
Карандаш, чертилка, шаблон
Осторожно! Острые края металла.
2
Выполнить просечку рисунка
Молоток, сечки
Соблюдайте точность ударов, аккуратность при работе с острыми режущими инструментами
3
Зачистить заусеницы и острые кромки
Напильник
Осторожно! Острые края металла.
4
Выполнить чеканку ажурного орнамента
Молоток, чеканы
Правила ТБ при работе с молотком и чеканами
5
Нанести декоративные выпуклости согласно эскизу
Молоток, чеканы
Правила ТБ при работе с молотком и чеканами
6
Сдать работу учителю на проверку и хранение до дальнейшей работы над проектом
6. Рефлексия – первичное закрепление знаний по вопросам:
Что означают термины: «пропильный металл», «просечное железо», «ажурная просечка»? (Это вид художественной обработки листового металла, который просекают при помощи специально изготовленных инструментов, которые называются «сечки»).
Перечислите основные элементы технологии пропильного металла.
(Нанесение рисунка эскиза на заготовку листового металла, просекание листового металла сечками, удаление заусениц и острых краев при помощи напильника, шлифование изделия наждачной бумагой и покрытие его олифой, затем обжиг паяльной лампой до появления коричневого или черного цвета)
2) устно ответить на вопросы 1-5 страница 105; 3) творческое задание: разработать эскиз для декоративного узора к кронштейну светильника (продолжение работы над проектом «Изготовление светильника в форме навесного фонаря в технике пропильного металла»)