Конспект урока технологии в 5 классе на тему "Швейная машина с ручным приводом. Заправка нитки в машину и в шпульный колпачок".
Конспект урока технологии в 5 классе на тему "Швейная машина с ручным приводом. Заправка нитки в машину и в шпульный колпачок".
Конспект урока технологии на тему "Швейная машина с ручным приводом. Заправка нитки в машину и в шпульный колпачок" разработан для изучения раздела "Элементы машиноведения" в 5-6 классах. Занятие можно провести на уроке технологии в общеобразовательной школе или в дополнительном образовании. Урок разработан в соответствии с линией учебников Симоненко (традиционная программа).
В ходе занятия предусмотрены игровые моменты, групповая работа. К конспекту прилагаются материалы по истории появления и развития швейной машины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока технологии в 5 классе на тему "Швейная машина с ручным приводом. Заправка нитки в машину и в шпульный колпачок".»
Разработка урока технологии для 5 класса (обслуживающий труд).
Раздел «Элементы машиноведения».
Редина Нина Петровна - учитель технологии МБОУ Лицей №3 муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан.
Тема: Швейная машина с ручным приводом. Заправка нитки в машину и в шпульный колпачок.
Цель: Знакомство учащихся с историей и устройством швейной машины.
Задачи: Дать элементарные сведения об истории и устройстве швейной машины. Научить приемам заправки ниток в машину. Научить выполнять пробные строчки.
Развить интерес обучающихся к истории швейной машины, желание научиться шить.
Воспитывать трудолюбие, прививать эстетику труда.
Наглядные пособия: иллюстрации некоторых машин, применяемых в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве, в быту. Швейная машина с ручным приводом.
Образцы и раздаточный материал: тамбурная строчка, выполненная на игрушечной швейной машине, двухниточная челночная строчка, ручная строчка, выполненная способом «назад иголку», схема двухниточной челночной строчки.
Учебные таблицы: заправка верхней нитки, шпульный колпачок и заправка нижней нитки. Плакат «игровое поле».
Оборудование: швейные машины с ручным приводом, шпульные колпачки, детская швейная машина, шпульки, нитки, лоскуты 10х10.
Ход урока.
Организационный момент.
Повторение.
• Что мы изучали на предыдущих уроках?
• Чему научились?
Мы с вами находились на острове «материаловедения», сегодня нам необходимо перебраться на другой остров, но на нашем пути встретилась река. Чтобы благополучно перейти нужно правильно ответить на вопросы.
Отгадайте загадки:
На стеблях белеют чашки,
в них нитки и рубашки.
(хлопок)
Голубой глазок, золотой стебелёк,
скромный на вид, на весь мир знаменит.
(лён)
Топили, колотили, мяли, трепали,
крутили, ткали на стол постилали.
(лен)
В высоком дворце маленькие ларцы.
Кто их открывает, белое золото добывает.
(хлопок)
Класс делится на две команды; на доске плакат «игровое поле». Если команда отвечает на вопрос правильно, то передвигает фишку на количество указанных ходов, если нет, то пропускает ход. Вопросы см.в приложении.
- Кто первым доберётся до нового острова?
- На каком острове мы сейчас находимся? (машиноведение)
(Откройте тетрадь и запишите тему нового урока)
Новая тема
• Для чего нужны машины человеку?
• Какие машины помогают человеку строить, перевозить грузы, людей, помогают в быту.
• Какие машины помогают в изготовлении одежды.
С помощью швейной машины работа выполняется быстрее и качественнее, чем вручную (сравните образцы: ручной шов, тамбурный, машинный).
Раздать образцы.
• Обратите внимание на ровность стежков, на прочность шва, на красоту
Швейная машина выполняет работу по сшиванию тканей примерно в 50 раз быстрее, чем это можно сделать вручную. Трудности с шитьём одежды, привели к первым попыткам создания швейной машины.
(Чтение доклада «История создания швейной машины» приготовленного детьми)
Оформление доски: Леонардо да Винчи
Карл Вейзенталь
Исаак Зингер
Рисунки старинных швейных машин
Швейная машина Вейзенталя выполняла тамбурную строчку.
(демонстрация тамбурного шва на детской швейной машине)
- Какой недостаток у этого шва? (При обрыве одного стежка может распуститься вся строчка)
• Определите количество ниток, участвующих в образовании стежка в каждом из образцов.
Первую машину, соединяющую ткань двухниточиой строчкой изобрёл Исаак Зингер. Машинный стежок образуется путём переплетения двух ниток в середине соединяемых тканей. Ряд стежков образует строчку, которую называют двухниточной челночной строчкой.
(демонстрация схемы двухниточного стежка)
Физкультминутка
Объяснение с практическим применением
Работа с плакатом. Привести общие сведения об устройстве швейной машины с ручным приводом.
Практическая работа №1:
Подготовка швейной машины к работе.
Повторение правил ТБ.
Практическая работа №2:
Заправка верхней и нижней ниток, выполнение пробных строчек
Объяснение последовательности заправки в машину верхней нитки. Объяснение заправки нижней нитки.
(демонстрация приемов заправки верхней и нижней ниток).
Разделить девочек на три бригады:
1 бригада отрабатывает приемы заправки ниток.
2 бригада выполняет пробные строчки.
3 бригада записывает правила ТБ, последовательность заправки верхней нитки.
Бригады меняют вид работы. Бригадиры следят за посадкой, правильностью выполнения работы, выставляют оценки.
Итог урока (рефлексия):
1. Что нового вы сегодня узнали.
2. Чему научились?
3. В каком настроении покидаете урок?
Домашнее задание:
Подготовить дополнительный материал по истории швейных машин.
Приложение
История создания швейной машины
Первый проект машины для пошива одежды предложил в конце ХV века Леонардо да Винчи. В 1755 году немёц Карл Вейзенталь изобрел швейную машину, в которой использовалась игла с ушком посередине. Эта машина копировала принцип ручного образования стежков. В 1808 году англичанин Д. Пири изобрел машину для портного, в основе работы которой тоже лежал принцип получения однониточного легкораспускающегося цепного стежка. И только в 1834 году американец Хант изобрел иглу с ушком на заостренном :конце и челночное устройство. Его машина была первой машиной челночного стежка, в которой использовались верхняя и нижняя нитки.
В 1844-1845 годах другой американец, Элиос Хоу, которого считают отцом швейных машин, используя принцип работы машины Ханта, сделал в ней ряд усовершенствований и создал стабильно работающую швейную машину челночного стежка. Ему удалось получить патент на новую машину, и вскоре было изготовлено еще несколько таких машин, каждая из которых заменяла труд пяти портных.
Швейные машины стали выставляться в музеях и на выставках, вызывая восторг и большой интерес к публике.
Особый успех имела бытовая швейная машина Исаака Зингера - механика и промышленника. Основал свою фирму и усовершенствовав машину Хоу, Зингер стал выпускать в 1850 году швейные машины в больших количествах, и везде их встречали с восхищением.
Начиная с 1870 года фирма «Зингер» не только рас ширилась в США, но и открыла свои филиалы в различных странах мира, в том числе и в России.
В подмосковном городе Подольске в 1900 году фирма «Зингер» основала завод, который осуществлял сборку швейных машин из деталей, доставляемых из-за границы.
После Октябрьской революции в 1917 году была создана отечественная швейная промышленность, а Подольский механический завод стал центром отечественного швейного машиностроения.
Эстетическое оформление машин всегда привлекало внимание их создателей. Первые швейные машины снабжались самыми причудливыми украшениями, рисунками и резьбой и напоминали по своей форме, например, пистолет или оружейный приклад. Машина считалась красивой, если она была богато оформлена, украшена литым орнаментом.