Конспект урока «Солнце – большая звезда.
Планеты Солнечной системы»
Учитель начальных классов
МБОУ «Первомайская СОШ»
Первомайского района
Тамбовской области
Васильева Елена Николаевна
Цель:
- развитие у детей представления о Солнце, как о звезде и о планетах Солнечной системы.
Задачи:
- формировать у детей знания о звезде по имени Солнце, о том, что Солнце является источником света и тепла;
- развивать у детей интерес к познанию окружающего мира, умение мыслить, рассуждать, доказывать;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация «Планеты Солнечной системы», карта звездного неба, видеоролик «Планеты Солнечной системы», мультимедийная установка, настольная лампа, шаблоны планет, таблица «Солнечная система».
Технологии обучения: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, ИКТ, игровая, исследовательская.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Возрастная категория: 6 – 8 лет
Планируемые результаты:
Предметные УУД: осмысление представлений о мире, который окружает человека.
Метапредметные УУД:
Познавательные: осмысление взаимосвязи между человеком и окружающим миром.
Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос, взаимодействие со сверстниками и учителем.
Регулятивные: формирование умения выполнять задание в соответствии с поставленной целью.
Личностные УУД: формирование личного отношения к окружающему миру.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.
II. Введение в тему урока.
Создание проблемной ситуации:
- Солнце – монетка, - скупой проворчал,
- Нет, сковородка! – обжора вскричал.
- Нет, каравай, - хлебопек произнес.
- Компас,- сказал убежденно матрос.
- Солнце – звезда, - астроном объявил.
- Доброе сердце,- мечтатель решил.
- Вы внимательно слушали стихотворение? Скажите, почему его герои сравнивают солнце с такими разными предметами? Какое из этих определений правильное?
- Как вы думаете, о чём сегодня наше занятие?
III. Работа над новой темой.
- Космос всегда интересовал человека. Ведь хочется знать - есть ли жизнь где-нибудь еще? Я приглашаю вас совершить виртуальную экскурсию в космическое пространство. Готовы? Тогда отгадайте мою загадку:
Шла девица из Питера, просыпала кувшин бисера.
Не соберет ни царь, ни царица, ни красная девица (Звезды на небе).
- Правильно, это звездное небо. Сейчас мы вместе посмотрим карту звездного неба. (Слайды 2-3.) На ней, кроме звезд, имеется много созвездий: Водолей, Рак, Большая и Малая медведицы и др. Стихотворение о созвездиях прочитает Кирьянова Даша.
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
- Как вы думаете, видны ли на небе звезды днем и почему? (Звезд на небе днем не видно, потому что светит Солнце.)
- Правильно, свет Солнца не дает возможность видеть звезды днем.
- А сейчас следующая загадка:
Что видим мы, взглянув в оконце?
Нам ярким светом светит … (Солнце.)
- (Слайд 4.) Солнце – это большая-большая, просто огромная, очень горячая звезда, которая находится далеко от нас, но намного ближе других звезд к Земле. Поэтому ее лучи согревают нашу планету и освещают ее. Солнце, как и все звезды – раскаленный газовый шар, обладающий огромной энергией. С чем можно сравнить свет Солнца? (Со светом лампы.)
- Молодцы! Чтобы понять, почему солнечный свет доходит до нашей планеты, а свет других звезд – нет, мы проведем небольшой опыт.
Опыт: на стол ставится настольная лампа. Дети подходят к ней как можно ближе.
- Хорошо ли виден свет лампы? (Хорошо.) А теперь отойдите в другой конец комнаты. Что происходит со светом лампы? (Свет стал не таким ярким.)
- Так происходит и с солнечными лучами. Солнечный свет доходит до нас и мы хорошо видим Солнце, потому что оно находится близко к Земле. Остальные звезды мы можем видеть только на фоне темного неба, т. к. они находятся очень далеко от Земли и их свет не способен превратить ночь в день.
Физкультминутка
На зарядку солнышко вызывает нас.
Поднимаем руки мы по команде: «Раз!»
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде: «Два!»
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом
Раз, два, три, четыре, пять
Будем тему нашу дальше изучать.
- (Слайд 5.) В центре нашей галактики расположена самая большая звезда-планета - Солнце, вокруг нее движутся 8 больших планет: Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Чем же Солнце удерживает все планеты вокруг себя?
Игра «Солнечная система»
- Проведем опыт: представьте, что желтая палочка - Солнце, а 9 шариков на ниточках - планеты. Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если ее остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?
- Правильно, Солнцу помогает вечное движение. Если солнышко не будет двигаться, вся система развалится, и не будет действовать это вечное движение.
- Я предлагаю вам поработать в парах и составить карту планет. Что нам понадобится для составления схемы-карты?
- Верно, картон черного или тёмно - синего цвета, планеты разные по цвету и размеру с магнитиками и таблица «Солнечная система».
- В центре нашей галактики расположена самая большая звезда – планета – Солнце. Ищем большой желтый круг и прикрепляем в центр нашей схемы.
- Сколько планет вокруг Солнца?. Правильно, вокруг Солнца движутся 8 больших планет.
Первая и самая маленькая во всей солнечной системе – Меркурий (слайд 6.), он расположен ближе всех к Солнцу (Дети прикрепляют). Вторая от Солнца очень жаркая, фиолетовая планета, сплошь затянутая облаками - Венера. Третья - на ней мы живем с вами. Правильно, Земля. (Слайд 7.)
- Вспомните, какой формы и цвета увидел Ю. А. Гагарин нашу Землю из космоса? (Шарообразной, голубой, в облаках с зеленоватыми пятнами.)
- Как называется маленькая модель Земли, уменьшенная во много раз? (Глобус.)
Четвертая от Солнца - красноватая звезда Марс. Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа, но они ошибались. Пятая самая большая планета - Юпитер (слайд 8.) состоит из жидкости и газа (Дети прикрепляют). Шестая планета - Сатурн. Стихотворение о нем нам прочитает Перепечин Данила.
У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо,
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
- Наиболее удаленные от Солнца планеты, а, значит, самые холодные и малоизвестные людям - Уран и Нептун. (Слайд 9.) Седьмая планета изо льда и газа - Уран. Восьмая – Нептун больше Урана и темно- синего цвета (Дети прикрепляют).
- Раньше считали, что планет 9. Но теперь Плутон к планетам Солнечной системы не относят.
Зарядка для глаз
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Теперь глаза по кругу побежали,
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
А теперь посмотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
С солнцем в жмурки поиграем:
Крепко глазки закрываем.
1-2-3-4-5, будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем,
Так игру мы продолжаем.
Наши часики – глаза
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо,
Не устанут никогда.
Спасибо, наши глазки отдохнули!
- Вокруг этих больших планет множество малых звезд – астероидов и кометы. (Слайды 12-13.) Газовые и пылевые хвосты комет сверкающим шлейфом тянутся за головами комет. Послушайте, какое стихотворение выучил Плугин Илья (ребёнок читает стихотворение Р. Сефа «Комета»).
Раскинув свой огнистый хвост,
Комета мчится между звёзд.
- Послушайте, созвездья,
Последние известия,
Чудесные известия,
Небесные известия!
Несясь на диких скоростях,
Была у Солнца я в гостях.
Я Землю видела вдали
И новых спутников Земли.
Я уносилась от Земли,
За мной летели корабли!
- При столкновении друг с другом астероиды рассыпаются на множество метеоритов. При попадании в атмосферу Земли они сгорают. Как вы думаете, они будут больше или меньше наших планет?
- Правильно, намного меньше. Наклейте разноцветные звездочки вокруг наших планет, кто желает, может приклеить с хвостами кометы.
- Какие интересные карты наших будущих путешествий у нас получились. Подумайте и скажите, что же такое Солнечная система? (Солнечная система - наш дом в бесконечной Вселенной.)
- Да, ребята, Солнечная система - это наш дом, в ней планеты расположены в определенной последовательности.
Игра «Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте». (Слайд 10.)
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз … Меркурий,
Два … Венера,
Три … Земля,
Четыре … Марс.
Пять … Юпитер,
Шесть … Сатурн,
Семь … Уран,
За ним … Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
IV. Закрепление полученных знаний
1. Просмотр видеоролика «Планеты Солнечной системы». (Слайд 11.)
2. Работа с кроссвордом. (Слайды 14-20.)
V. Рефлексия.
- Сегодня я узнал …
- Мне понравилось …
-Я могу использовать эти знания…