kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Солнце - огромная звезда. Планеты Солнечной системы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока «Солнце – большая звезда.

 Планеты Солнечной системы»

Учитель начальных классов

МБОУ «Первомайская СОШ»

Первомайского района

 Тамбовской области

Васильева Елена Николаевна

 

Цель:

  • развитие у детей представления о Солнце, как о звезде и о планетах Солнечной системы.

Задачи: 

  • формировать у детей знания о звезде по имени Солнце, о том, что Солнце является источником света и тепла; 
  • развивать у детей интерес к познанию окружающего мира, умение мыслить, рассуждать, доказывать;
  • воспитывать бережное отношение к природе.  

Оборудование: презентация «Планеты Солнечной системы», карта звездного неба, видеоролик «Планеты Солнечной системы», мультимедийная установка, настольная лампа, шаблоны планет, таблица «Солнечная система».

Технологии обучения: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, ИКТ, игровая, исследовательская.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Возрастная категория: 6 – 8 лет

Планируемые результаты:

Предметные УУД: осмысление представлений о мире, который окружает человека.

Метапредметные УУД:

Познавательные: осмысление взаимосвязи между человеком и окружающим миром.

Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос, взаимодействие со сверстниками и учителем.

Регулятивные: формирование умения выполнять задание в соответствии с поставленной целью.

Личностные УУД: формирование личного отношения к окружающему миру.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.

II. Введение в тему урока.

Создание проблемной ситуации:

      - Солнце – монетка, - скупой проворчал, 
- Нет, сковородка! – обжора вскричал. 
- Нет, каравай, - хлебопек произнес. 
- Компас,- сказал убежденно матрос. 
- Солнце – звезда, - астроном объявил. 
- Доброе сердце,- мечтатель решил. 

- Вы внимательно слушали стихотворение? Скажите, почему его герои сравнивают солнце с такими разными предметами? Какое из этих определений правильное? 
- Как вы думаете, о чём сегодня наше занятие? 

III. Работа над новой темой.

- Космос всегда интересовал человека. Ведь хочется знать - есть ли жизнь где-нибудь еще? Я приглашаю вас совершить виртуальную экскурсию в космическое пространство. Готовы? Тогда отгадайте мою загадку:

     Шла девица из Питера, просыпала кувшин бисера.
Не соберет ни царь, ни царица, ни красная девица (Звезды на небе).

- Правильно, это звездное небо. Сейчас мы вместе посмотрим карту звездного неба. (Слайды 2-3.) На ней, кроме звезд, имеется много созвездий: Водолей, Рак, Большая и Малая медведицы и др. Стихотворение о созвездиях прочитает Кирьянова Даша.
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.

- Как вы думаете, видны ли на небе звезды днем и почему? (Звезд на небе днем не видно, потому что светит Солнце.)
- Правильно, свет Солнца не дает возможность видеть звезды днем. 

- А сейчас следующая загадка:

                 Что видим мы, взглянув в оконце? 
                 Нам ярким светом светит … (Солнце.)

- (Слайд 4.) Солнце – это большая-большая, просто огромная, очень горячая звезда, которая находится далеко от нас, но намного ближе других звезд к Земле. Поэтому ее лучи согревают нашу планету и освещают ее. Солнце, как и все звезды – раскаленный газовый шар, обладающий огромной энергией. С чем можно сравнить свет Солнца? (Со светом лампы.)

- Молодцы! Чтобы понять, почему солнечный свет доходит до нашей планеты, а свет других звезд – нет, мы проведем небольшой опыт.

Опыт:  на стол ставится настольная лампа. Дети подходят к ней как можно ближе.

- Хорошо ли виден свет лампы? (Хорошо.) А теперь отойдите в другой конец комнаты. Что происходит со светом лампы? (Свет стал не таким ярким.)

- Так происходит и с солнечными лучами. Солнечный свет доходит до нас и мы хорошо видим Солнце, потому что оно находится близко к Земле. Остальные звезды мы можем видеть только на фоне темного неба, т. к. они находятся очень далеко от Земли и их свет не способен превратить ночь в день.

Физкультминутка

На зарядку солнышко вызывает нас.
Поднимаем руки мы по команде: «Раз!»
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде: «Два!»
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом
Раз, два, три, четыре, пять
Будем тему нашу дальше изучать.
 

- (Слайд 5.) В центре нашей галактики расположена самая большая звезда-планета - Солнце, вокруг нее движутся 8 больших планет: Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Чем же Солнце удерживает все  планеты вокруг себя?
Игра «Солнечная система» 
 - Проведем опыт: представьте, что желтая палочка - Солнце, а 9 шариков на ниточках - планеты. Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если ее остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?
- Правильно, Солнцу помогает вечное движение. Если солнышко не будет двигаться, вся система развалится, и не будет действовать это вечное движение.
- Я предлагаю вам поработать в парах и составить карту планет. Что нам понадобится для составления схемы-карты?
- Верно, картон черного или тёмно - синего цвета, планеты разные по цвету и размеру с магнитиками и таблица «Солнечная система».
- В центре нашей галактики расположена самая большая звезда – планета – Солнце. Ищем большой желтый круг и прикрепляем в центр нашей схемы.
- Сколько планет вокруг Солнца?. Правильно, вокруг Солнца движутся 8 больших планет.
Первая и самая маленькая во всей солнечной системе – Меркурий (слайд 6.), он расположен ближе всех к Солнцу (Дети прикрепляют). Вторая от Солнца очень жаркая, фиолетовая планета, сплошь затянутая облаками - Венера. Третья - на ней мы живем с вами. Правильно, Земля. (Слайд 7.)

- Вспомните, какой формы и цвета увидел Ю. А. Гагарин нашу Землю из космоса? (Шарообразной, голубой, в облаках с зеленоватыми пятнами.)

- Как называется маленькая модель Земли, уменьшенная во много раз? (Глобус.)
 Четвертая от Солнца - красноватая звезда Марс. Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа, но они ошибались. Пятая самая большая планета - Юпитер (слайд 8.) состоит из жидкости и газа (Дети прикрепляют). Шестая планета - Сатурн. Стихотворение о нем нам прочитает Перепечин Данила. 
У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо, 
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
-
Наиболее удаленные от Солнца планеты, а, значит, самые холодные и  малоизвестные людям -  Уран и Нептун. (Слайд 9.) Седьмая планета изо льда и газа - Уран. Восьмая – Нептун  больше Урана и темно- синего цвета (Дети прикрепляют).

- Раньше считали, что планет 9. Но теперь Плутон к планетам Солнечной системы не относят.

Зарядка  для  глаз

 Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
 Теперь глаза по кругу побежали,
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
 А теперь посмотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
С солнцем в жмурки поиграем:
Крепко глазки закрываем.
1-2-3-4-5, будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем,
Так игру мы продолжаем.
Наши часики – глаза 
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо,
Не устанут никогда.
Спасибо, наши глазки отдохнули!

- Вокруг этих больших планет множество малых звезд – астероидов и кометы. (Слайды 12-13.) Газовые и пылевые хвосты комет сверкающим шлейфом тянутся за головами комет. Послушайте, какое стихотворение выучил Плугин Илья (ребёнок читает стихотворение Р. Сефа «Комета»).
 Раскинув свой огнистый хвост,
Комета мчится между звёзд.
- Послушайте, созвездья,
Последние известия,

Чудесные известия,
Небесные известия!

Несясь на диких скоростях,
Была у Солнца я в гостях.
Я Землю видела вдали
И новых спутников Земли.
Я уносилась от Земли,
За мной летели корабли!

- При столкновении друг с другом астероиды рассыпаются на множество метеоритов. При попадании в атмосферу Земли они сгорают. Как вы думаете, они будут больше или меньше наших планет?  
- Правильно, намного меньше. Наклейте разноцветные звездочки вокруг наших планет, кто желает, может приклеить с хвостами кометы.

- Какие интересные карты наших будущих путешествий у нас получились. Подумайте и скажите, что же такое Солнечная система? (Солнечная система - наш дом в бесконечной Вселенной.)
- Да, ребята, Солнечная система - это наш дом, в ней планеты расположены в определенной последовательности.

 Игра «Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте». (Слайд 10.)

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз … Меркурий,
Два … Венера,
Три … Земля,
Четыре … Марс.
Пять … Юпитер,
Шесть … Сатурн,
Семь … Уран,
За ним … Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.

IV. Закрепление полученных знаний

1. Просмотр видеоролика «Планеты Солнечной системы». (Слайд 11.)

2. Работа с кроссвордом. (Слайды 14-20.)

 V. Рефлексия.

- Сегодня я узнал …

- Мне понравилось …

-Я  могу использовать эти знания…

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Солнце - огромная звезда. Планеты Солнечной системы" »


Конспект урока «Солнце – большая звезда.

Планеты Солнечной системы»



Учитель начальных классов

МБОУ «Первомайская СОШ»

Первомайского района

Тамбовской области

Васильева Елена Николаевна



Цель:

  • развитие у детей представления о Солнце, как о звезде и о планетах Солнечной системы.

Задачи:

  • формировать у детей знания о звезде по имени Солнце, о том, что Солнце является источником света и тепла; 

  • развивать у детей интерес к познанию окружающего мира, умение мыслить, рассуждать, доказывать;

  • воспитывать бережное отношение к природе.  

Оборудование: презентация «Планеты Солнечной системы», карта звездного неба, видеоролик «Планеты Солнечной системы», мультимедийная установка, настольная лампа, шаблоны планет, таблица «Солнечная система».

Технологии обучения: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, ИКТ, игровая, исследовательская.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Возрастная категория: 6 – 8 лет

Планируемые результаты:

Предметные УУД: осмысление представлений о мире, который окружает человека.

Метапредметные УУД:

Познавательные: осмысление взаимосвязи между человеком и окружающим миром.

Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос, взаимодействие со сверстниками и учителем.

Регулятивные: формирование умения выполнять задание в соответствии с поставленной целью.

Личностные УУД: формирование личного отношения к окружающему миру.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.

II. Введение в тему урока.

Создание проблемной ситуации:

- Солнце – монетка, - скупой проворчал, 
- Нет, сковородка! – обжора вскричал. 
- Нет, каравай, - хлебопек произнес. 
- Компас,- сказал убежденно матрос. 
- Солнце – звезда, - астроном объявил. 
- Доброе сердце,- мечтатель решил. 
- Вы внимательно слушали стихотворение? Скажите, почему его герои сравнивают солнце с такими разными предметами? Какое из этих определений правильное? 
- Как вы думаете, о чём сегодня наше занятие? 

III. Работа над новой темой.

- Космос всегда интересовал человека. Ведь хочется знать - есть ли жизнь где-нибудь еще? Я приглашаю вас совершить виртуальную экскурсию в космическое пространство. Готовы? Тогда отгадайте мою загадку:

Шла девица из Питера, просыпала кувшин бисера.
Не соберет ни царь, ни царица, ни красная девица (Звезды на небе).

- Правильно, это звездное небо. Сейчас мы вместе посмотрим карту звездного неба. (Слайды 2-3.) На ней, кроме звезд, имеется много созвездий: Водолей, Рак, Большая и Малая медведицы и др. Стихотворение о созвездиях прочитает Кирьянова Даша.
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.

- Как вы думаете, видны ли на небе звезды днем и почему? (Звезд на небе днем не видно, потому что светит Солнце.)
- Правильно, свет Солнца не дает возможность видеть звезды днем. 

- А сейчас следующая загадка:

Что видим мы, взглянув в оконце? 
Нам ярким светом светит … (Солнце.)

- (Слайд 4.) Солнце – это большая-большая, просто огромная, очень горячая звезда, которая находится далеко от нас, но намного ближе других звезд к Земле. Поэтому ее лучи согревают нашу планету и освещают ее. Солнце, как и все звезды – раскаленный газовый шар, обладающий огромной энергией. С чем можно сравнить свет Солнца? (Со светом лампы.)

- Молодцы! Чтобы понять, почему солнечный свет доходит до нашей планеты, а свет других звезд – нет, мы проведем небольшой опыт.

Опыт: на стол ставится настольная лампа. Дети подходят к ней как можно ближе.

- Хорошо ли виден свет лампы? (Хорошо.) А теперь отойдите в другой конец комнаты. Что происходит со светом лампы? (Свет стал не таким ярким.)

- Так происходит и с солнечными лучами. Солнечный свет доходит до нас и мы хорошо видим Солнце, потому что оно находится близко к Земле. Остальные звезды мы можем видеть только на фоне темного неба, т. к. они находятся очень далеко от Земли и их свет не способен превратить ночь в день.

Физкультминутка

На зарядку солнышко вызывает нас.
Поднимаем руки мы по команде: «Раз!»
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде: «Два!»
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом
Раз, два, три, четыре, пять
Будем тему нашу дальше изучать.

- (Слайд 5.) В центре нашей галактики расположена самая большая звезда-планета - Солнце, вокруг нее движутся 8 больших планет: Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Чем же Солнце удерживает все планеты вокруг себя?
Игра «Солнечная система» 
- Проведем опыт: представьте, что желтая палочка - Солнце, а 9 шариков на ниточках - планеты. Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если ее остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?
- Правильно, Солнцу помогает вечное движение. Если солнышко не будет двигаться, вся система развалится, и не будет действовать это вечное движение.
- Я предлагаю вам поработать в парах и составить карту планет. Что нам понадобится для составления схемы-карты?
- Верно, картон черного или тёмно - синего цвета, планеты разные по цвету и размеру с магнитиками и таблица «Солнечная система».
- В центре нашей галактики расположена самая большая звезда – планета – Солнце. Ищем большой желтый круг и прикрепляем в центр нашей схемы.
- Сколько планет вокруг Солнца?.. Правильно, вокруг Солнца движутся 8 больших планет.
Первая и самая маленькая во всей солнечной системе – Меркурий (слайд 6.), он расположен ближе всех к Солнцу (Дети прикрепляют). Вторая от Солнца очень жаркая, фиолетовая планета, сплошь затянутая облаками - Венера. Третья - на ней мы живем с вами... Правильно, Земля. (Слайд 7.)

- Вспомните, какой формы и цвета увидел Ю. А. Гагарин нашу Землю из космоса? (Шарообразной, голубой, в облаках с зеленоватыми пятнами.)

- Как называется маленькая модель Земли, уменьшенная во много раз? (Глобус.)
Четвертая от Солнца - красноватая звезда Марс. Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа, но они ошибались. Пятая самая большая планета - Юпитер (слайд 8.) состоит из жидкости и газа (Дети прикрепляют). Шестая планета - Сатурн. Стихотворение о нем нам прочитает Перепечин Данила. 
У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо, 
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
-
Наиболее удаленные от Солнца планеты, а, значит, самые холодные и малоизвестные людям - Уран и Нептун. (Слайд 9.) Седьмая планета изо льда и газа - Уран. Восьмая – Нептун больше Урана и темно- синего цвета (Дети прикрепляют).

- Раньше считали, что планет 9. Но теперь Плутон к планетам Солнечной системы не относят.

Зарядка для глаз

Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Теперь глаза по кругу побежали,
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
А теперь посмотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
С солнцем в жмурки поиграем:
Крепко глазки закрываем.
1-2-3-4-5, будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем,
Так игру мы продолжаем.
Наши часики – глаза 
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо,
Не устанут никогда.
Спасибо, наши глазки отдохнули!

- Вокруг этих больших планет множество малых звезд – астероидов и кометы. (Слайды 12-13.) Газовые и пылевые хвосты комет сверкающим шлейфом тянутся за головами комет. Послушайте, какое стихотворение выучил Плугин Илья (ребёнок читает стихотворение Р. Сефа «Комета»).
Раскинув свой огнистый хвост,
Комета мчится между звёзд.
- Послушайте, созвездья,
Последние известия,

Чудесные известия,
Небесные известия!

Несясь на диких скоростях,
Была у Солнца я в гостях.
Я Землю видела вдали
И новых спутников Земли.
Я уносилась от Земли,
За мной летели корабли!

- При столкновении друг с другом астероиды рассыпаются на множество метеоритов. При попадании в атмосферу Земли они сгорают. Как вы думаете, они будут больше или меньше наших планет?  
- Правильно, намного меньше. Наклейте разноцветные звездочки вокруг наших планет, кто желает, может приклеить с хвостами кометы.

- Какие интересные карты наших будущих путешествий у нас получились. Подумайте и скажите, что же такое Солнечная система? (Солнечная система - наш дом в бесконечной Вселенной.)
- Да, ребята, Солнечная система - это наш дом, в ней планеты расположены в определенной последовательности.

Игра «Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте». (Слайд 10.)

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз … Меркурий,
Два … Венера,
Три … Земля,
Четыре … Марс.
Пять … Юпитер,
Шесть … Сатурн,
Семь … Уран,
За ним … Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.

IV. Закрепление полученных знаний

1. Просмотр видеоролика «Планеты Солнечной системы». (Слайд 11.)

2. Работа с кроссвордом. (Слайды 14-20.)

V. Рефлексия.

- Сегодня я узнал …

- Мне понравилось …

-Я  могу использовать эти знания…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Солнце - огромная звезда. Планеты Солнечной системы"

Автор: Васильева Елена Николаевна

Дата: 20.04.2015

Номер свидетельства: 203883

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока на тему "Первое знакомство со звёздами""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-na-tiemu-piervoie-znakomstvo-so-zviozdami"
    ["file_id"] => string(6) "287388"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454486141"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока по познанию мира "Ближе к планетам" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-blizhie-k-planietam"
    ["file_id"] => string(6) "198448"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428407825"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока на тему  «Звездное небо – великая книга природы» "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zviezdnoie-niebo-vielikaia-knigha-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "170201"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423505944"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока математики в 5 классе "Уравнение" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-5-klassie-uravnieniie"
    ["file_id"] => string(6) "124484"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414697588"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока на тему: "Путешествие к далеким звездам" Урок обобщения знаний. "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-na-tiemu-putieshiestviie-k-daliekim-zviezdam-urok-obobshchieniia-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "151280"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420658112"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства