Тема: Уравнения.
Цели: закрепить умения и навыки решения уравнений и задач с помощью уравнений.
повторить понятия уравнения и корня уравнения; повторить решение простых уравнений;
закрепить навыки решения уравнений, содержащих более одного арифметического действия;
закрепить навыки решения задач с помощью уравнений, воспитание интереса к предмету через нетрадиционную форму проведения урока, развивать логическую смекалку; развивать творческое мышление.
Тип урока: урок повторения и закрепления знаний учащихся по теме: “Решение уравнений”.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, индивидуальные карточки-тесты, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Добрый день, ребята. Сегодня у нас будет необычный урок. Мы совершим виртуальное путешествие по планетам Солнечной системы.
{Слайд 1. Демонстрация Солнечной системы.}
- Во время нашего виртуального путешествия мы проверим свои знания и умения по решению уравнений и задач с помощью уравнений.
2. Проверка домашнего задания.
2 уч-ся пойдут к доске и будут находить ошибки в решении уравнений.
138 + х + 57 = 218; (у + 263) – 97 = 538;
Вспомним основные понятия из темы: “Уравнения”.
- Что называется уравнением?
Уравнением называют равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.
- Что такое корень уравнения?
Значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство, называют корнем уравнения.
- Что значит решить уравнение?
Решить уравнение – значит найти все его корни (или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня).
- Как называются компоненты при сложении?
Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.
- Как найти неизвестное слагаемое?
Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
- Как называются компоненты при вычитании?
Уменьшаемое, вычитаемое, разность.
- Как найти неизвестное уменьшаемое?
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность.
- Как найти неизвестное вычитаемое?
Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.
- А теперь уч-ся, работающие у доски найдут в классе таблички с верными корнями данных уравнений и поместят их на доске, перевернув обратной стороной)
(Путешествие по Солнечной системе)
III. Проверка навыков решения уравнений, содержащих одно арифметическое действие.
- Я вижу, вы хорошо готовы к нашему путешествию.
Заправлены в планшеты космические карты.
Отправимся в дорогу мы прямо из-за парты.
Первый на пути – Меркурий.
{Слайд 2. Демонстрация Меркурия}
- На Меркурии мы повторим решение уравнений, содержащих одно арифметическое действие. Работать будем на полосках с кружочками (карточка ). Карточки с уравнениями также есть на ваших столах.
Задание: решите уравнение и в каждой из троек предложенных чисел (см на слайде) выберите правильный ответ. Запишите букву, соответствующую выбранному числу в кружочки в табличке).
{Демонстрация слайдов 3–9}
- Проверим правильно ли вы записали буквы. Какое слово вы получили?
Пустыня.
{Слайд 10. Демонстрация ответа}
Ответ: ПУСТЫНЯ
- Слово “пустыня”, казалось бы, земное, появилось здесь не случайно. Меркурий – первая от Солнца планета, Солнце здесь светит в 7 раз сильнее, чем на Земле. Меркурий – царство пустынь. Одна половина его – горячая каменная пустыня, другая – ледяная пустыня.
IV. Проверка навыков решения уравнений, содержащих более одного арифметического действия.
- Летим дальше. Следующая на нашем пути планета, четвертая от Солнца, похожа на Землю, но меньше ее по величине и холоднее. Единственный, кроме Луны, космический объект, который уже можно достичь при помощи современных ракет.
Какая это планета? Марс.
{Слайд 11. Демонстрация Марса}
- На Марсе мы проверим навыки решения уравнений, содержащих более одного арифметического действия.
{Слайд 12. Демонстрация задания}
{Работа в тетрадях и у доски} - 3 уч-ся по очереди решают уравнения у доски.
А) (у + 263) – 97 = 538;
Б) (24 – х) + 37 = 49;
В) 169 + (87 + n) = 303.
-Теперь возьмите карточку, на которой изображена таблица с числами. Соедините плавной линией те числа в таблице, в которых записаны полученные ответы. Время выполнения задания – 1 мин. Готовность – поднятая рука.
- Какую букву русского алфавита образовали все закрашенные клетки?
{Слайд 13. Демонстрация правильного ответа}
С – “Солнце”. Солнце – это огромный шар из плазмы, состоящий, в основном, из водорода и гелия, звезда-карлик, вокруг которой обращаются все планеты Солнечной системы.
{Слайд 14. Демонстрация Солнца
V.Физ.пауза.
Закройте глаза и представьте перед собой картину. Тишина. Темное небо. Маленькая точка. Точка приближается и превращается в шар. Мы уже можем различить на точке синий цвет – это океаны. Желтый и коричневый – пески. Зеленый цвет – леса. И вот на небе появляется еще одна маленькая точка – это Вы. Вы летите над планетой Земля. Вам легко, спокойно. Перед Вами открываются бескрайние картины звездного неба. Через несколько секунд по моей просьбе Вы откроете глаза и окажетесь на Земле отдохнувшими и полными свежих сил и энергии
6 . Задание на сравнение натуральных чисел.
Скорости вращения планет вокруг Солнца различны. Приведем, к примеру, скорости вращения посещенных нами планет: скорость вращения Марса 24 км/с, скорость вращения Меркурия 48 км/с.
Задание: сравните скорости вращения Меркурия и Марса.
{Слайд 15. Демонстрация условия задачи}
(48 : 24 = 2 – Меркурий вращается быстрее Марса в 2 раза)
7. Проверка навыков решения задач с помощью уравнений.
- Решим задачу с помощью уравнения, в которой говорится о еще двух планетах Солнечной системы: Уране и Нептуне.
{Слайд 17. Демонстрация условия задачи}
Задача
Уран и Нептун, почти одинаковые по размерам, их называют планетами близнецами. Если число спутников Нептуна увеличить на 12, и от этой суммы отнять 2, то получите число спутников Урана, которое равно 18. Найдите число спутников Нептуна.
Решение
Пусть х – число спутников Нептуна, тогда (х + 12) – 2 – число спутников Урана.
Зная, что число спутников Урана равно 18, составим и решим уравнение.
(х + 12) – 2 = 18,
х + 12 = 18 + 2,
х + 12 = 20,
х = 20 – 12,
х = 8.
Ответ: х = 8.
Значит число спутников Нептуна равно 8.
Ответ. 8 спутников.
{Слайд 18. Демонстрация Земли}
Теперь откройте глаза и приготовьтесь выполнить тестовую работу. На партах у вас лежат карточки с тестом. На карточке напишите свою фамилию. При выполнении работы вам нужно выбрать правильный ответ и обвести его кружком. Время выполнения 7 минут.
Ребята, время закончилось. Теперь поменяйтесь карточками со своим соседом, возьмите в руки красную ручку и проверьте правильность выполнения задания. Неправильный ответ нужно зачеркнуть. Время выполнения 1 минута.
{Слайд 19. Демонстрация правильного ответа}
Теперь снова поменяйтесь карточками.
Поднимите руки те, у кого 2 ошибки, 1 ошибка, нет ошибок.
VIII. Итог урока.
Молодцы. А сейчас ответьте мне на несколько вопросов.
Что нового узнали сегодня?
Какая из планет вам запомнилась больше всего?
Откройте дневники и запишите домашнее задание.
{Слайд 20. Демонстрация домашнего задания}
Сегодня мы побывали только на четырех планетах Солнечной системы. Всего же планет в нашей системе 9.
{Слайд 21. Демонстрация Солнечной системы}
Если мы будем удаляться от Солнца, то увидим планеты в таком порядке: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Наше путешествие и вместе с ним наш урок подошли к концу. Спасибо всем за работу.
{Слайд 22}