Тема: Общие признаки имени прилагательного
Цель: обобщение знаний о лексическом значении прилагательных и его основных грамматических признаках.
Задачи:
Образовательные:
совершенствовать умение находить имена прилагательные в тексте, определять их род, число, падеж.
Развивающие:
развивать орфографическую зоркость, умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.
Воспитывающие:
воспитывать любовь к родному языку, природе, видеть красоту окружающего мира.
Ход урока.
I.Организация внимания учащихся, создание эмоционального настроя.
На уроке не зевай –
Сразу всё запоминай.
Чтоб минутка не пропала,
Мысль чтоб точно в цель попала!
Чтобы в русском языке
Равных не было тебе!
II. Сообщение темы и целей урока.
- Начну наш урок с загадки. Отгадайте её.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром.
- Да, это зима
- Ребята, а вы любите зиму? За что?
- Сегодня у нас с вами необычный урок, волшебный урок. Мы оправимся в гости к зимушке – зиме. Пожалуем к ней не с пустыми руками. А принесём ей снежинки, которые вы будете получать за правильное выполнение задания на уроке.
Целеполагание
-. Внимательно послушайте и ответьте на вопрос: «О чем говорится?»
Я слово замечательное,
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет
Об этом знает целый свет.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь.
- О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Об имени прилагательном)
- Действительно, главным героем сегодняшнего урока является прилагательное. Тема урока «Общие признаки имени прилагательного». Исходя из темы урока, какую учебную задачу вы можете поставить? (Показать знания об имени прилагательном, которые приобрели ранее, и как умеем применять прилагательные в устной и письменной речи.)
В этом путешествии мы будем закреплять умения: находить прилагательные, изменять их по падежам, определять у прилагательных род и число.
- Вы хотите побывать в гостях у зимы? Тогда в путь!
- Откройте тетради
- Запишите дату.
Классная работа.
III. Каллиграфическая минутка.
- Зима – удивительное, волшебное время года. Она предлагает вам красиво, каллиграфически правильно написать букву,
- Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы, соблюдая ширину и высоту букв, ведь вы будете сами себя оценивать.
Зз
зима зимний зимняя зимнее зимние
- Чем похожи слова ? (однокоренные) запишите, разберите их по составу
- Какое слово лишнее, почему ?
- Оцените сами себя.
- Вы постарались, написали красиво, аккуратно, поэтому первая снежинка ваша.
( прикрепляю снежинку на доску)
IV. Словарная работа.
- Зима приносит нам много развлечений. Об одном из них вы узнаете, отгадав загадку.
Снег сжимаю в рукавицах,
Тороплюсь слепить комок;
Не успеешь отклониться –
Полетит в тебя ? (снежок)
- Да, это снежок. Вы любите играть в снежки?
- Тогда поиграем, но снежки у нас будут необычные, не из снега, а из букв.
- Перед вами словарные слова, в которых пропущены буквы, а ниже «снежки» с этими буквами.
- С помощью снежков вспомним словарные слова. Восстановите слова.
- Запишите: словарный диктант.
- Записывать будем в строчку, через запятую, вставляя пропущенные буквы, ставя ударение.
-Первым бросает снежок… ( бумажные снежки с буквами)
д… кабрь за…. ц ин… й к… ртина сев… р ф… враль
мес … ц …нварь ул… ца п… года
- Подберите к каждому слову по одному признаку
- Вот мы с вами и в «снежки» поиграли и словарные слова повторили. Думаю, что хорошо справились с этим заданием, заработали ещё одну снежинку.
( прикрепляю снежинку на доску)
V. Актуализация знаний об имени прилагательном.
- Ребята, по пути в гости к зиме, вам предстоит встреча с одним интересным и необычным героем. Снеговик предлагает тест
- Молодцы! Хорошо повторили всё, что знали об имени прилагательном, а значит получаете ещё одну снежинку.
( прикрепляю снежинку на доску)
VI. Изучение нового материала.
- Наш путь лежит всё дальше и дальше, в царство снега, метелей, стужи. А сопровождать нас будут три брата.
- Кто они? Вы догадались?
-Да, это зимние месяцы.
-
- Назовите зимние месяцы по порядку.
- Каждый из братьев – месяцев подготовил для вас задание.
1. Задание Декабря.
Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.
- Декабрь предлагает вам пословицу
- Объясните значение пословицы. Запишите.
- Найдите имена прилагательные, обозначьте род, выделите окончание
- Молодцы! С зданием Декабря успешно справились, и он дарит вам ещё одну снежинку.
(прикрепляю снежинку на доску)
2. Задание Января
- Ребята, какой месяц приходит на смену декабрю?
В русских пословицах январь славится как «начало года, зиме середина». В январе часто выпадает много снега, а метели надувают сугробы.
- Вот задание Января.
а)Соединить признак с предметом.( индив. Карточки, 1 об-ся у доски)
Получившиеся словосочетания записать по памяти (закрыть прилагательные)
Признак предмет
Пушистый ветер
Прозрачный утро
Сильный лёд
Ясное зима
Снежная снег
б) просклонять словосочетание (по рядам)
в) с одним из словосочетаний составить предложение, разобрать его по составу
- Молодцы! Задание Января вам тоже оказалось «по плечу». Получайте ещё одну снежинку.
(прикрепляю снежинку на доску)
3. Физкультминутка.
Вот студёною зимой ветер дует ледяной
(машут руками)
И вздымает снега тучу. Он суровый и могучий.
( крутят руками)
Зайцы прячутся в кустах.
Даже хитрая лиса притаилась и сидит,
(присели и встали)
Ну а снег летит, летит.
(машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Белой стала вся округа.
(руки в стороны)
Солнце светит в небесах.
(руки вверх)
Скачет по полю лиса.
(прыжки)
Ну а мы чуть-чуть пройдёмся
(ходьба)
И на место все вернёмся.
4. Задание Февраля.
-А сейчас нас встречает третий из братьев – зимних месяцев – это Февраль.
Февраль- месяц частых метелей и морозов. Дни в феврале яркие, солнечные, но холодные. «В феврале зима с весной встретится».
- Откройте учебники на стр.149 и найдите упр. 10 Запишите. Это и есть задание Февраля.
- Как хорошо вы справились с заданием Февраля. Каждый ряд заработал по одной снежинке.
(прикрепляю три снежинки на доску)
5.Самостоятельна работа.
- Сегодня весь урок мы собирали снежинки. Да и какая зима без снега, снежинок.
Подул ветерок, и с неба посыпались снежинки. Кружатся, порхают в воздухе и падают на землю – одна красивее другой!
- К вам на парты тоже легли снежинки, но это необычные снежинки, а волшебные. На них для вас написано задание, которое будете выполнять самостоятельно, записывая его в тетрадь.
- Прочитайте задание. Дополнительное задание не для всех, а для тех, кто быстро вставит окончания и определит падеж у прилагательных.
( Задание написано на снежинках)
Списать, дописывая окончания.
Определить падеж у имён прилагательных.
В син… луже, с зимн… рыбалки,
о русск… лесе, с дальн… севера.
в дальн… дорогу, на березов… ветке.
Дополнительное задание: составить с одним из словосочетаний
одно предложение, указать части речи.
( выборочно проверяю)
- Молодцы! Работали хорошо и поэтому эта снежинка ваша.
(прикрепляю снежинку на доску)
Списать. Поставить прилагательные, данные в скобках в нужном падеже. Указать род и падеж этих прилагательных, выделить окончания.
Наступила красавица зима.( Мягкая )снег укрыл( пушистая) покрывалом всю землю. Деревья укутались в( мохнатая) шубки и шапки.
Не поют птицы своих( веселая) песен. Они ждут( теплая весенняя )деньков.
VII. Домашнее задание (разноуровневое).
- Подберите и запишите как можно больше прилагательных, относящихся к слову зима, составьте одно предложение. Это задание на «4», а на «5» - составить небольшой рассказ о зиме, используя эти прилагательные.
- Справитесь с эти заданием? Хорошо. Я в вас верю!
VIII. Итог урока. Рефлексия.
-Подведём итог тому, что узнали нового. Я буду начинать предложение, а вы продолжайте.
Сегодня на уроке я:
*повторил….
*было интересно…
*было трудно ….
Оценки
- Давайте посчитаем все снежинки.
- Наше путешествие подошло к концу. Вот мы и пришли к Ёлочке. Она рада нас всех видеть, благодарит вас за урок, украсим её игрушками.
-) Какую роль играют прилагательные в нашей речи?
- Наш урок окончен. Спасибо!