Мотивационный Целеполагание | Ребята, мысленно возьмите в руки солнышко. Посмотрите, как оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы ему! Положите этот маленький кусочек хорошего настроения себе в правую ладонь, прикройте левой. Почувствуйте, как оно согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительная энергия, добро, хорошее настроение. Поместите это все в свое сердце. У вас появляются новые силы, энергия. Я хочу, чтобы вы запомнили, то, что сейчас чувствуете, и чтобы такое чувство осталось у вас до конца урока. Желаю успехов!
Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать: (слайд 2) Определяю я предметы, Они со мной всегда приметны. Я украшаю вашу речь. Меня вам нужно знать, беречь. (Имя прилагательное) Молодцы! Совершенно верно! Давайте же вспомним, что мы уже знаем об имени прилагательном. (слайд 3) Что обозначают имена прилагательные? На какие вопросы отвечает?
Как определяется род имени прилагательного?
Как изменяется имя прилагательное?
Каким членом предложения является прилагательное? С какой частью речи связано имя прилагательное? Сейчас мы с вами поработаем с небольшим текстом, вам нужно вставить подходящие по смыслу имена прилагательные: (слайд 4,5) Наступили … дни. … лучи греют всё сильней. Стали прилетать наши … друзья. Грачи заняли свои … гнёзда. Они ломают ... ветки деревьев. От этого особенно страдают … берёзы. Слова: весенние, солнечные, пернатые, белоствольные, старые, молодые. Что помогло вам в подборе прилагательных? Как изменился текст с именами прилагательным? Какую роль выполняют имена прилагательные? Правильно, молодцы! | Слушают учителя Выполняют действия - имя прилагательное - Признак предмета - какой? какая? какое? какие? - по роду имени существительного, с которым оно связано - по числам, родам и падежам - второстепенным членом предложения - имя существительное Слушают учителя Работают с текстом - имена существительные - стал понятным - украшают нашу речь, делают ее яркой и красочной | Метапредметные УУД: регулятивные: - развитие умения самостоятельно формулировать тему и цель урока; -развитие умения работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; | Словесный (декламация, беседа) Проблемная ситуация Фронтальная форма работы |
Открытие нового знания | И так, начнем проверку. Посмотрите на слайд. Поднимите руки те, у кого получились такие же ответы. Хорошо, молоды! Ребята, а вы можете сказать, как называются все вместе эти понятия? (Морфемы - мельчайшая значимая единица языка, выделяемая в составе слова и выполняющая функции словообразования и формообразования) А что такое морфемы?
Так, хорошо. А для чего они нужны? Молодцы!
Кто-нибудь может сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? (слайд 8) Совершенно верно! Прежде чем приступить к практической части нашего урока, давай те вспомним как обозначаются, где расположены и для чего служат эти морфемы. При разборе слова, какую морфему мы выделяем в первую очередь? (слайд 9)
Хорошо, молодцы!
Что выделяем после окончания? (слайд 10)
Что выделяем после основы? (слайд 11)
Что определяем после? (слайд 12)
И что определяем в последнюю очередь? (слайд 13) (слайд 14)
Совершенно верно! Молодцы ребята! Мы определили для чего нам нужны эти морфемы и теперь перейдем к практической части нашего урока. А теперь откройте учебник на стр.85 упр.338. Прочитайте задание. Обратите внимание на обозначение морфем. Давай те попробуем определить, как образуются имена прилагательные. Первое слово в первом столбике – грязь. Его основа и корень – грязь и если к этим морфемам прибавить суффикс н, то получится слово грязный, в котором окончание - ый, основа – грязн, корень – гряз, суффикс – н. Кто-нибудь знает как называется такой способ словообразования? Совершенно верно! Следующее слово – конь. Его основа и корень – конь, если прибавить суффикс н, то получится слово – конный, в котором окончание – ый, основа – конн, корень – кон, суффикс – нн (удвоенная нн) Кто может объяснить удвоенную –нн- в именах прилагательных? Две буквы НН пишутся в прилагательных, образованных с помощью суффикса Н от существительных с основой, оканчивающейся на н. Молодцы! А теперь поработаем у доски. В задании нужно вместо вопросительных знаков записать слова. 4 человека могут выйти к доске, записать слова и произвести разбор по составу, остальные работают в тетрадях. Обратите внимание на слайд, там представлен образец выполнения задания. (слайд 15) Ну что, начнем проверку, первое слово длина, пожалуйста представь что у тебя получилось, а вы ребята проверяйте у себя в тетрадях. Второе слово луна, представь пожалуйста, что получилось у тебя. Третье слово - сон И последнее слово – на + стол + н Молодцы ребята! Вы отлично справились с заданием! Какой части речи все эти слова? Правильно, это имена существительные! Обратите внимание на упражнение 339, слова какой части речи там представлены? Совершенно верно! Значит какой можно сделать вывод? Молодцы! Для выполнения упражнения 339 у доски нужны 5 человек. Запиши слова с учебника слова и произведите их разбор. Прилагательные с каким значением образовались с помощью суффикса –еньк-? А суффиксы – оват- , -еват- с каким значением? Совершенно верно! Молодцы! На полях в учебнике представлены словарные слова, которые нужно запомнить, так как они… | Поверяют свои ответы, сверяют с ответами на слайде - морфемы, это части слова - единица языка, которая служит для словообразования и формообразования - для того, чтобы разбирать слова по составу - разбор имен прилагательных по составу Слушают учителя - окончание, оно расположен в конце слова, служит для связи слов в предложении - основу слова, это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение - корень, это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. - приставка, находится перед корнем и служит для образования слов. - суффикс, находится после корня и обычно служит для образования слов. - суффиксальный, так как добавляется суффикс н (с помощью суффикса) - одна –н- пишется в корне слова, а две –нн- пишется, тогда когда еще есть и в суффиксе 4 человека выходят к доске, остальные работают в тетрадях - длина – длинный: ый-основа, длин – основа, длин – корень, нн – суффикс. - луна – лунный: ый – окончание, лен – основа, лун – корень, нн – суффикс. Сон – сонный: ый – окончание, сон – основа, сон – корень, нн- суффикс. На стол н - настольный: на – приставка, ый окончание, стол – основа, стол – корень, нн – суффикс. - имя существительное - имени прилагательного - что имена прилагательные образуются не только от имен существительных, но и от имен прилагательных. Выходят и работаю у доски - с уменьшительно-ласкательным значением - значение неполноты признака Слушают учителя | Предметные УУД: - развитие умений определять изученные признаки прилагательного. Метапредметные УУД: регулятивные: - развитие умения самостоятельно формулировать тему и цель урока; -развитие умения работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - формирование умения осуществлять самопроверку, взаимопроверку; познавательные: - формирование умения устанавливать способ образования имен прилагательных, определять значение, внося морфемы (приставка, корень, суффикс, окончание); - развитие умения объяснять причины удвоенных написаний букв на стыке корня и суффикса; коммуникативные: - развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать свою точку зрения; - развитие умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; Личностные УУД: - формирование умения взаимовыручки, старательности, мотивации достижения успеха; - формирование умения действия смыслообразования, желание выполнять учебные действия. | Словесный (декламация, беседа) Фронтальная форма работы Индивидуальная форма работы Практический метод (работа у доски) |