Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Род имен существительных"
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Род имен существительных"
Данный урок построен так, чтобы один вид деятельности сменялся другим – это позволило сделать работу на уроке динамичной и менее утомительной, и воспитывает коммуникативные и регулятивные отношения: ученик — учитель, ученик — ученик.
Создание проблемной ситуации и развертывание на этой основе активной поисковой деятельности – является мощным средством в развитии познавательных процессов и укрепления уверенности в собственные силы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Род имен существительных"»
Тема: Род имен существительных ( 3 класс)
Цель:осознать понятие «род имен существительных» на основе учебного исследования, определять род имен существительных по алгоритму.
Задачи:
познакомиться с приёмами определения рода имён существительных; повторить признаки одушевлённости и неодушевлённости имён существительных, число имён существительных;
совершенствовать умения определять род имен существительных;
способствовать пробуждению чувств товарищества и взаимовыручки.
Ожидаемые результаты (критерии успеха):
А: я знаю. что такое имя существительное, знаю как определить род иен существительных в ед. числе, И.п.
В: я понимаю, как определить род имен существительных двумя способами, опираясь на алгоритм .
С: я могу определять род имен существительных во множественном числе, в косвенных падежах.
Тип урока: открытие новых знаний.
Ресурсы :спокойная мелодия, колокольчик, гроздь винограда, тарелочка, презентация, полоски с цифрами, карточки помощницы для групповой работы (3 шт), карточки с заданиями для групповой работы, карточки для работы с одаренными учениками, слайдовая презентация, листы А4, маркеры , учебник В.К.Павленко , Г.В.Клыпа (Алматыкітап баспасы 2014)
I. СТАДИЯ ВЫЗОВ
1.Мотивационно-целевой этап. 10 мин
Сегодня у нас особый день,
Отбросим - ка в сторону мы свою лень!
Будем думать и рассуждать
Ведь знания нам предстоит получать.
а ) Игра на сотрудничество "Виноградная гроздь"
Цель: выйти на тему урока, создать мотивацию у учащихся, пробудить интерес.
Звучит спокойная музыка. Дети рассаживаются на ковре,образуя круг, берутся за руки, закрывают глаза. В это время в середину круга кладут гроздь винограда на тарелке. По звонку колокольчика, музыка затихает, дети открывают глаза и опускают руки.
Учитель просит детей рассмотреть гроздь, затем один ребенок берет тарелочку в руки , отрывает ягодку и называет свое имя, после чего он передает тарелочку соседу справа. Остальные дети делают тоже самое. После того как гроздь прошла целый круг, учитель внимание учеников обращает на то, что как гроздь состоит из разных ягодок, так и класс состоит из детей. Ягодки на веточке все вместе, крепко за нее держаться, так и ребята всегда будут вместе, и будут крепко дружить друг с другом.
- Ребята, из чего состояла веточка винограда? (Ответы учеников)
(Как гроздь состоит из разных ягодок, так и класс состоит из детей)
- Как ягодки держались на веточке? (ответы учеников)
-
На доске записаны слова "виноград" и "дружба"
- Давайте составим диаграмму Венна
ВИНОГРАД ДРУЖБА
б)актуализация знаний Учитель:
- Проверим, какие знания у вас имеются на данный момент по этой теме.
прием "Плюс - минус - интересно" : Работа в парах Учитель:
- Перед вами полоски с цифрами . Я читаю утверждение, если вы с ним согласны, то ставите «плюс», если нет – «минус», если не знаю - "?".
1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет. 2. Имя существительное бывает только одушевлённым. 3. Имя существительное отвечает на вопросы: Кто? Что? 4. Имена существительные бывают собственные и нарицательные. 5. Слово " радостный" является именем существительным?
6. Сказуемое в предложении выражено именем существительным.
А теперь сверьте выполнение задания с интерактивной доской и оцените свою работу.(Вкл. слайд с правильными ответами, показывается слайд с критериями оценок)
II.СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
- Как определить род имен существительных? Ответить на этот вопрос нам предстоит сегодня. Это тема нашего урока. Кто может сделать это сейчас? Я вам предлагаю провести исследование. Думаю, что умение работать в группе вам поможет.
1. - Прослушайте сказку:
"Как у слов-существительных род появился"
Cначала все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что сама королева их путала.
И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов – существительных знаки различия, тот будет награждён».
А жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить.
Слов много, а жизнь коротка. Делили, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. (Туда попали слова стул, и стол, и дом и много других.) Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода. (Туда попали земля, луна, весна и многие другие.) А те, что остались неопределёнными, пусть останутся среднего рода». (Так и стали солнце, море, яблоко и другие существительные среднего рода.)
Вот так роду существительных появился. Но она знала секрет различия рода существительных, а вам сейчас предстоит его открыть.
2.Исследование (работа в группах) по алгоритму (для каждой группы карточка – помощница).
Развитие критического мышления
Цель: формирование умения выбирать главное , составлять кластер
Род
Примеры
Окончания
Сформулируйте вывод-отчёт в форме кластера
3. В ходе отчета групп на доске составляем общий кластер «Род имён существительных»
Род имен существительных
С.Р.
Ж.Р.
М.Р.
4.Физкультминутка
(работа с интерактивной доской).
- Я буду показывать имена существительные разного рода. Если покажу имя существительное мужского рода, надо присесть. Если покажу имя существительное женского рода, надо встать. Если среднего рода – надо подпрыгнуть.
Работа в группах по карточкам. Одинаковые карточки предлагаются группам, но задания к ним разные.
1 группа: выбрать одушевлённые имена существительные мужского рода.
2 группа: выбрать неодушевлённые имена существительные мужского рода.
3 группа: выбрать неодушевлённые имена существительные женского рода.
1.Радость. 6.Журавль. 11. Рожь.
2.Костёр. 7.Успех. 12. Девочка.
3.Ветер. 8.Цыплёнок. 13. Товарищ.
4.Пение. 9.Букет. 14. Вещь.
5.Торт. 10.Дирижёр. 15. Город
Проверка. От каждой группы ученик представляет результаты работы.
Поставьте устно слова на карточках в единственное число и определите род имён существительных.
Закладки, подушки , ботинки, очки,
окна, корабли, ножницы, стёкла.
После выполнения работы дети делают вывод, что у существительных, которые употребляются только во множественном числе, род определить нельзя.
Самостоятельная работа (упр. 250).
- Первый ряд выписывает слова женского рода, выделяя окончание, второй – мужского рода, выделяя окончания, третий - среднего рода, выделяя окончание. ( фронтальная проверка )
Работа с одаренными детьми
Карточки с разноуровневыми заданиями. 1 уровень. Определи род имён существительных (подпиши сверху). Медведь, медведица, небо, солнце, лошадь, конь. 2 уровень. Допиши подходящие по смыслу имена существительные, укажи у них род. В нашем доме живёт добрая ……………… . Мы подошли к высокому ……………. . В глубоком ………………….. водится много рыбы. 3 уровень. Придумай и запиши 5 названий предметов одежды, укажи сверху род: ………………………………………………………………………………………………
Работа в группе. Прочитай текст. Выпишите выделенные имена существительные, определи их род.
упр. 257
Нет никого на дв_ре красивее п_туха Пети. Вот он выходит во двор, а за ним несутся курочки - пеструшки и белые хохотушки. Суетятся, клюют з_рно, ссорятся. Только Петя не торопится. Медленно расхаживает, курочек поругивает. А иногда и клюнет непослушную в гол_ву, чтоб не ссорилась с подружками.
Как - то раз видит Петя: притаилась за забором л_са. Заволновался Петя, закричал, замахал крыльями, погнал своих курочек в сарай. А сам грудью вперед, крыльями хлопает да так громко кричит, что лиса испугалась. Убежала со двора.
Задания по таксономии Блума
1. Прочитайте и отметьте в тексте как ведет себя Петя.
2. Поясните, как происходит взаимоотношение между курочками.
3. Нарисуйте иллюстрацию к этому отрывку
4. Давайте пофантазируем, что случиться на этот дворе, если петушок обнаружит другую угрозу, например, сильный дождь.
5. Вспомните ситуации из вашей жизни, которые отражают содержание этого текста.
6. Предположите, что могло бы произойти с курочками, если бы петушок не прогнал лису.
III.СТАДИЯ РЕФЛЕКСИЯ
Каким он был для вас урок? Что мы старались делать? Что главного поняли? Выразите свое настроения на уроке (имя сущ)