Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе "Предложный падеж имён существительных"»
Предложный падеж имён существительных
Цель: формировать представления о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении);
способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления;
развивать умение ставить перед собой задачи, делать выводы, анализировать, сравнивать;
воспитывать коммуникативные качества.
Ход урока. 1. Организационный момент.
-Кто дал нам такой совет и когда? “Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь” (В. Мономах)12 век.
-Таким советом можно пользоваться всем и всегда, тк мы каждый день сталкиваемся с новыми знаниями.
2. Актуализация знаний.
-Отгадайте, о чём пойдёт речь на уроке. В немецком языке их 4, в венгерском-22, в английском -2. А в русском языке-6.
-А сколько падежей мы уже подробно рассмотрели на уроках? (5)
-Как вы их усвоили, сейчас узнаем. Перед вами домики, в которых живёт ваша команда. Уч-ся 1-го варианта заполняют в левой колонке падеж и во второй слово-помощник, а уч-ся 2-го варианта заполняют в 3-ей колонке вопросы к данным падежам.
Проверка. (Один зачитывает, остальные проверяют, как сработала группа)
-Какой сделаем вывод? 3. Сообщение темы.
- Сегодня мы продолжим изучение падежей имён сущ-х. А зачем нам надо знать падежи? ( На уроке чтобы…., в учебной жизни, чтобы…., всю жизнь, чтобы…)
-Мы познакомились почти со всеми падежами, и у нас остался не изученным ещё один падеж. Какой это падеж? (Предложный.) - Итак, тема урока «…предложный падеж имени существительного». Но что это? Убежала буква. Какая буква покинула своё место? (Буква п.)
4. Чистописание. - Назовите первый звук слова «предложный» ([п]). Дайте ему характеристику. ([п] – согласный, глухой, парный, твёрдый). - Какой буквой на письме обозначается этот звук? (п) - Сегодня мы повторим, как правильно пишутся эти буквы. Напишем строчную и заглавную буквы п и П. (Ученики пишут у себя в тетради каждую букву.)
-Оцените свою работу. Выберите для себя параметр сами (аккуратность, красота, правильность)
5. Определение задач урока.
-Какие задачи поставим перед собой?
-Узнать, почему падеж так называется?
-Вспомнить, на какие вопросы отвечает и какое имеет вспомогательное слово?
-Выяснить, с какими предлогами употребляется
и каким членом предложения является?
Для решения этих задач я предлагаю такой план работы. Ознакомьтесь, будут ли у вас какие-то изменения, предложения? Прочитайте план вслух.
План.
1.Определить название падежа по содержанию стихотворения.
2. Вспомнить и рассказать вопросы и вспомогательное слово.
3. Найти существительные в П.п. и выяснить, с какими предлогами употребляются.
4. Сравнить свои наблюдения с выводом в учебнике.
5. Разобрать предложения по членам и выяснить, каким членом предложения являются имена существительные в П.п.
6. Работа над новым материалом.
А) –Прочитайте на слайде стих-е и подумайте, почему так называется предложный падеж?
А я падеж Предложный.
Со мною – случай сложный!
Мне без предлогов свет не мил.
О КОМ, О ЧЕМ я говорил?
Ах да, нужны предлоги,
Без них мне нет дороги.
Пусть будет «В», и «О», и «ПРИ» –
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать,
О ЧЕМ мечтать и В ЧЕМ гулять.
Б)-Кто знает на какие вопросы отвечают имена сущ-е в Пп? (о ком? оЧем?) и какое слово-помощник?(думаю, говорю)
-Предлагаю исследовать текст, найти имена сущ-е в Пп, выяснить, с какими предлогами они дружат .
-Саша, Соня, Ярослав, Максим могут пользоваться таблицей.
Снегирь
Родина снегирей - хвойные леса северной тайги. В октябре они прилетают на зимовку внаши края. Резко выделяются снегири на фонеснежного покрова своим ярким оперением. Зимой птицы кормятся семенами ольхи, клена.
Особенно привлекают их ягоды рябины. Медленно перелетают птицы веселыми стайками от рябинки к рябинке. На ветке дерева они похожи на красные фонарики. Весной снегири будут далеко на родине. Совьют птицы гнезда, выведут птенцов. Снова услышим их звонкий свист в зимнем лесу только в начале зимы.
-И так, назовите сущ-е в Пп. С какими предлогами они употреблены?
-Откройте учебник на 115-ой странице, сравните с выводом в учебнике. Какие предлоги нам не встретились в тексте? Кроме этого есть предлоги об и во. Например: говорили о погоде, но об яблоке; в классе, но во младенчестве.
В) Запишем выделенные жирным шрифтом предложения и разберём по членам предложения.
Вывод:
7. Физкультминутка
-Если я правильно назову к падежу вопросы, вы хлопаете. Если неправильно, вы топаете.
-Послушайте красивую музыку и посмотрите красивые слайды.(Чайковский «Вальс цветов»)
8. Итог.
Вернуться к слайду……..
9. Закрепление изученного материала.
А)По выбору:
Стих на слайде. Списать, над сущ-м дорожка
написать падеж.
В карточке над сущ-ми написать падеж.
-Вам будут оказывать помощь: 1ряд-Ната, 2 ряд-Даша, 3 ряд-Андрей.
Проверка.
Б)-А в заключение выполните еще одно задание-тест. Надо определить, в каких словосочетаниях существительное употреблено в предложном падеже?
Если слово в Предложном падеже – обводите букву в столбике «да» – если другие, то «нет».
Да Нет
1. нырнул в воду о м
2. играют в воде о к
3. на морском берегу л п
4. отъехал от берега и о
5. скользят по воде ч д
6. в морской пучине е н
7. жить на острове ц й
Дети работают с тестом.
- Что у вас получилось?
Д. Слово молодец.
-Раз у вас получилось это слово, значит, вы правильно выполнили задание.
10. Итог
-Давайте подведем итог нашей работы. Дополните предложения.