Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
1.Самоопределение к деятельности Орг. момент | Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке русского языка вы продолжите раскрывать секреты правописания. Я предлагаю улыбнуться друг другу. Пусть хорошее настроение сохраняется весь урок. На столах лежат пенал, учебник и тетрадь. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь все понять Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать. Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять»! Откройте тетради. Запишите число, классная работа. | Выполнили самооценку готовности по критериям: • правильность выбора учебных принадлежностей, • правильность и аккуратность расположения предметов на парте, • самостоятельность подготовки, настрой на урок.
| | Личностные, регулятивные Мотивация к учебной деятельности | |
2. Актуализация знаний, мотивация | Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску.
Сейчас мы поиграем в игру « Третий лишний». В каждом ряду найдите лишнюю букву, докажите почему она лишняя и запишите в тетрадь. м л с а и ы к ж ш з ф б я ё у Ребята, допишите ещё буквы с и ф. Переставьте буквы так, чтобы получилось слово.
А что вы знаете о суффиксах? Может кто- то хочет еще добавить к нашим ответам? Спасибо за ваши ответы. | Ребята определяют какая буква лишняя в каждом ряду. Записывают в тетрадь буквы. Переставляют буквы и получают слово СУФФИКС КЛАСТЕР (корзина идей): часть слова служит для образования - новых слов стоит за корнем имеет значение… обозначается /\ Чтобы найти суффикс, надо сначала отметить в слове окончание и корень. Часть слова между окончанием и корнем и будет суффикс. | Слайд 2. Слайд 3. | Предметные, коммуникативные, познавательные, коммуникативные, личностные. Умение классифицировать и определять критерий для классификации | |
3. Постановка учебной задачи |
-Распределите данные слова на три группы. Подумайте, по какому признаку это можно сделать? Берёза, столбы, фамилия, внучек, домик, волна. Как вы думаете, есть ли орфограмма в словах третьего столбика? Докажите. -Какую учебную задачу мы поставим перед собой на уроке? (познакомиться с новой орфограммой) .
Вопросы: Как называется орфограмма? Можно ли её проверить? Как можно проверить эту орфограмму? -Давайте попробуем ответить на все вопросы по порядку. -Как называется эта орфограмма? -Чтобы ответить на этот вопрос, выделите в словах корень, окончание и суффикс. В каком месте находится орфограмма? (в суффиксе), Попробуйте назвать эту орфограмму. Какую поставим цель на нашем уроке?(научиться писать суффиксы ек и ик)
|
1 ученик работает у доски. Распределяют слова по группам (по виду орфограмм).
Берёза, фамилия Столбы, волна Домик, внучек
Называют критерий классификации. Сталкиваются с затруднением (не могут назвать орфограмму в словах третьего столбика).
Ставят учебные задачи.
Называют орфограмму. | Слайд 4. Слайд 5. | Умение принимать и сохранять учебную задачу. Планирование деятельности | |
4. Решение учебной задачи |
-Я предлагаю вам заглянуть сейчас в сказку «В стране невыученных уроков», где главный герой Витя Перестукин попал в затруднительную ситуацию. Какое проблема встала перед Витей? (он не знает, как записать слова) -Можем ли мы ему помочь? -Запишите эти слова. (Мы не знаем, как их записать) -Давайте всё-таки поможем Вите решить его проблему. Для этого я предлагаю вам провести наблюдение за словами с данными суффиксами. - У вас на партах лежат конверты со словами. Достаньте их. - Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются. (Существительное.) - На какие две группы можно разделить слова? (ед. и мн. число) - Разделите слова в два столбика. - В каждой паре слов выделите суффикс. - Внимательно посмотрите на каждую пару слов. На какие еще группы можно их разделить?(слова с гласной -и в суффиксе и слова с гласной -е в суффиксе). Расположите слова в 2 группы. |
Наблюдают за словами ( изменяют форму слова – выделяют суффиксы.)
| Слайд 6 и 7. | Предметные, коммуникативные, познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные Умение сотрудничать со сверстниками.
Умение наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы. Умение составлять алгоритмы. | |
| В суффиксе –ЕК- при изменении формы слова гласная «убегает»: Назовите слова 1 группы. Назовите слова 2группы.
Кузнечик кузнечики Орешек орешки Птенчик птенчики Горошек горошки - Что вы заметили? Что происходит с гласной суффикса? (при изменении формы слова гласная суффикса или остается в нем или исчезает). - Действительно, посмотрите на группу слов с гласной -и. Гласная -и есть в суффиксе слова ед. числа, сохранилась она и в суффиксе слов во мн. числе. А в словах 2 группы что происходит? (гласная -е есть в словах ед.числа, но исчезла в словах мн. числа). - Ребята кто попробует сформулировать правило о суффиксах -ек, -ик? Суффикс –ИК- сохраняет гласную при изменении формы слова: кирпичИК – кирпичИКи замочЕК - замочКи - Давайте проверим, правы ли мы с вами. Откройте учебники на с. 123. - Прочитаем правило. . Совпадают ли они? Значит, мы совершили верное открытие. Ребята, послушайте сказку про суффиксы. Жили – были в сказочной школе суффиксы ик и ек. Суффикс -ик- был прилежным учеником, а его друг суффикс -ек- самым настоящим прогульщиком - вернее: К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс -тель-, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе -ек-. И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом -ек-, гласный Е всегда выпадает, становится беглым. -Давайте вернёмся к нашим словам. Можем ли мы теперь их записать без ошибки. -Давайте посмотрим, смог ли Витя Перестукин справиться со свой проблемой |
Записывают слова: ключика – ключик, замочка – замочек.
| Слайд 8.
Обсуждают свои наблюдения.
Слайд 9.
Делают вывод, сравнивают собственный вывод с правилом в учебнике.
Слайд 10 и 11.
| | |
Физ. минутка | Предлагаю прервать активную мыслительную деятельность, заменив ее активной физической. 1. «Буратино» 2. Если я назову слова с -ик- приседают мальчики, а если с -ек- приседают девочки: песик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, лесочек. | Выполнение динамической паузы |
Слайд 12. | Регулятивные, личностные | |
5.Первичное закрепление | Для того, чтобы мы смогли писать слова с суффиксами –ик, -ек, я предлагаю вам составить алгоритм. Выделяем корень слова. Если слышим после корня [ИК], сразу слово не пишем. Изменяем форму слова, подставляя к нему слова нет, много. Если гласный звук остался, пишем суффикс –ИК-, если гласный звук исчез, пишем суффикс –ЕК-. Есть у нас слова - помощники Это знаем точно мы Нам они помогут лучше Букву в суффиксе узнать, Чтобы правильно писать. Слово НЕТ иль слово МНОГО К слову ты подставь сперва Чтобы слово изменилось И буква сильная проявилась. Проследи за гласной Если ты согласен. Если гласная исчезла, Помнить должен человек: В каждом слове повсеместно Пишем только суффикс -ЕК- Если гласная осталась, Должен помнить ученик, Что в словах (такая малость) Пишем только суффикс –ИК- -Итак, мы ответили на все вопросы. А сейчас я предлагаю вам потренироваться.
кружоч… винт... пароход… сыноч… звоноч… корабл… годоч… билет… голубоч… дождич… пакет… комоч… (записать слова в тетрадь, выделить суффиксы) После окончания этой работы, подводим итог: Когда в слове пишется суффикс –ик , а когда –ек –? -А сейчас поработаем по учебнику, применим свои знания. Учебник с. 124 упр.1 - Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга. | Составляют алгоритм.
| Коллективная работа. Слайд 13. Слайд 14. Работа с интерактивной доской. Работа по учебнику.
Работа в тетрадях. | Решают типовое задание на новый способ действия с проговариванием алгоритма во внешней речи.
| Учащиеся одновременно учатся говорить, слушать, исправлять ошибки других. Формирование навыка взаимоконтроля. |
6.Итог занятий. Рефлексия деятельности |
Какую учебную задачу мы поставили перед собой на уроке? -Смогли мы её достичь? - У вас на партах лежат маленькие замочки и ключики. Если сегодня на уроке вы открыли для себя новое знание по русскому языку, возьмите ключик и поднимите его вверх. Если вы считаете, что не до конца разобрались с правилом, что остались вопросы по этой орфограмме, возьмите замочек. *Дополните предложения: Сегодня на уроке я познакомился (познакомилась) с … . Я научился (научилась) … На следующем уроке я хотел(а) бы … Спасибо за урок. | Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки. | Слайд 15. | Предметные, познавательные,регулятивные,личностные,коммуникативные | |
7. Домашнее задание | Ребята, закрепить знания о правописании суффиксов вы сможете при выполнении домашнего задания. Откройте дневники,запишите домашнее задание. Т. С. 69 упр. 1(1 вариант) Т.С. 71 упр.3 (2 вариант) | | | Предметные, познавательные, личностные, коммуникативные. | |