1. Постановка проблемы. - Что это за глаголы, у которых нельзя определить время и число? 2. Поиск решения. 1. Наблюдение по учебнику. Упр. 369. - Кто действующее лицо, когда происходит действие? (Нельзя ответить.) - На какие вопросы отвечают эти глаголы? - Что ещё у них общего? (Оканчиваются на -ть.) Читать (что делать?), знать (что делать?) и т.д. - Можно ли определить число у этих глаголов? (Нет.) Упр. 370. Самостоятельная запись. Девочки пишут о том, что они любят, а мальчики - что любят они. Проверка коллективная. - Что общего у всех записанных вами глаголов? (Отвечают на один и тот же вопрос что делать?, оканчиваются на -ть.) Графически обозначьте суффиксы. Упр. 371. (Устно по заданию.) - Почему глаголы записаны в три столбика? - В чём сходство всех глаголов в этом упражнении? (Отвечают на вопрос что делать? Что сделать?) - Как называется такая форма? Где можно найти ответ? (В задании сказано: «Это глаголы в начальной форме», посмотреть в тексте в рамке.) Вывод по наблюдениям: о каких глаголах мы говорили, что у них есть общего? Глаголы отвечают на вопросы что сделать? что делать?, у них нельзя определить время и число. Они оканчиваются на -ть, -ти, -чь. 2. Работа с текстом определения в рамке (с. 122). а) До чтения. - Как бы вы назвали глаголы, у которых нельзя определить число, время? (Предположения детей.) Такие глаголы имеют три названия: начальная форма, неопределённая форма, инфинитив (лат. неопределённый) Составляется схема на доске. б) После чтения. - Почему эта форма глаголов называется неопределённой? - Какие суффиксы она имеет? (Суффиксы -ти, -ть или оканчивается на -чь.) - Что ещё узнали из правила? (глагольные суффиксы перед –ть) 3. Работа с иллюстрацией (с. 120). - Как вы думаете, почему именно такой рисунок сделал художник? (Облако, которое на подносе у Афанасия, тоже неопределённой формы: не круглое, и не квадратное, и не вытянутое...) |