kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме "Слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что?

Форма проведения: проблемный урок

Цель: формировать умения распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? что?

Задачи: упражнять в умении классифицировать существительные по разным признакам: односложные – многосложные, одушевленные – неодушевленные; привлечь внимание детей к многообразию значения слов, ориентировать на речевое развитие учащихся, обогащение их активного словаря понятиями и терминами по теме развивать речь, любознательность, мышление, орфографическую зоркость; воспитывать сдержанность, умение выслушать товарища, интерес к учению, любовь к родному языку.

Оборудование: ИКТ(мультимедиа проектор, экран, компьютер, монитор), учебник «Русский язык 1 кл.»Т.М. Адриановой, В.А. Илюхиной, карточки со словами, вопросами Кто? Что?, индивидуальные дифференцированные карточки, задания для работы в парах, грецкие орехи, книга Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

                                                           Ход урока:

  1. Орг.начало
  2. Введение в тему

Мир слов, в котором мы живем, полон загадок. Но самым волнующим вопросом всегда будет вопрос о происхождении слов.

А) Упражнение в умении классифицировать существительные

Игра «Собери слово»

На табличках записаны слова на доске

О, К, Т                   С, Л, И, А           Н, К, И, О       Т, О, Ч

- Какие  слова можно составить, используя  эти буквы? Составьте слова.

(На карточках по мере составления появляются слова)

Кот, ток, кто, лиса, сила, кино, кони, что.

Б) работа над многозначностью слова

  появление изображение - учитель выясняет значение слова

ТОК (электрический)

ТОК

Расчищенное место или специально оборудованная площадка для молотьбы, для очистки и просушки зерна.

  ТОК

 Место, где происходит встреча птиц перед гнездованием.

- На какие две группы можно разбить слова? (односложные – двусложные, одушевленные – неодушевленные)

- Какие слова лишние? (кто, что) Почему? (записываю на доске)

- Что обозначают оставшиеся слова? (предметы)

- Какие вопросы можно задать к этим словам?

-Распределите слова  в два столбика.

Физминутка для мелкой моторики рук

              Ребенок катает грецкий орех между ладонями, приговаривая:

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Запись на доске и в тетради учеников.

                                         Кто?                                                       Что?

                                         кони                                                        сила

                                         кот                                                            кино

                                         лиса                                                          ток

В) Работа в парах  (отработка умения задавать вопросы к словам – предметам по картинкам)

Пусть один из вас назовет слова, которые отвечает на вопрос кто?, а другой ученик - что? Называть слова нужно с вопросами.

 (По времени 1-1,5 мин) по окончанию  одна пара у доски - проверка.

Что обозначают слова, которые вы назвали – предметы.

(Одни предметы живые, а другие нет.) на слайде разделить на 2 группы.

Посмотрите  на правый верхний угол, -  какие тут предметы?(одушевленные)

Посмотрите на нижний левый угол  -  а здесь какие?(неодушевленные)

  1. Создание проблемной ситуации. Приём «Яркое пятно возникло»

Г) Межпредметная связь (с литературным чтением)

-Ребята, а какой сказочный человечек нам встретился среди одушевленных предметов? (Незнайка)

-Из какой он сказки? «Приключения Незнайки и его друзей»

-Кто написал это произведение? Н. Носов

Назовите друзей Незнайки.

 (показываю книгу, рекомендую прочитать)

Посмотрите, Незнайка отправил в редакцию газеты свои материалы, а их  опять не напечатали. Он очень хочет стать поэтом, а с какой буквы записать слова не знает. Поможем ему?

Вы пытаетесь помочь, а значения всех ли слов вам понятны?

(На доске запись)
                                                 Пончик мой голодный друг

                                      Съел все пончики вокруг.

Как Пончик может съесть пончик, это возможно или нет? (обсуждение)

(работа над толкованием слов)

   - Почему слова в каждой паре звучат одинаково, а  записаны по разному?

    -Зависит ли вопрос от значения слова?

Значение слова

Вывод: для того чтобы правильно задать вопрос к слову нужно знать, что оно обозначает

-На какой вопрос отвечают слова 1столбика? (что?) – Почему?

-На какой вопрос отвечают слова 2столбика? (кто?) – Почему?

-Что обозначают эти слова? (предметы)

  1. Сообщение темы и цели урока

-Ребята, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

на доске появляется тема урока.

  1. Физминутка
  2. Изучение нового материала

Д) Работа по учебнику

Сравнение выводов с правилом в учебнике.

Чтение правила каждым ребенком (жужжащее чтение)

-Кто запомнил, может повторить и привести свои примеры.

№3 с.66

1.Учитель вошёл в класс.

2. Рыжий кот спал под столом.

3.Дежурный поливает цветок.

4.Дети собирают ягоды.

5.Костя заточил карандаш.

- Прочитайте предложения.

- Назовите слова предметов, которые встретились в предложениях.

-Есть ли среди слов словарные? Назовите их.

Учитель, класс, ягода, карандаш, дежурный.

Работа над многозначностью слова класс

Класс – 1)коллектив детей, учеников    2) помещение, комната, где учатся дети.

Е) Информационный поиск (работа с этимологическим словарем)

 -Внимание!

Одно слово содержит информационный поиск. Найдите о его    происхождении в этимологическом словаре. (карандаш)

-Запишите сначала слова, которые отвечают на вопрос кто? А потом что?

               Ж) Словарная работа

                -Вы мне сказали, что среди слов встретилось и новое словарное слово?

              -Какое?    (дежурный)

                - Кого мы называем дежурным? Кто у нас дежурный?

   Дежурный – такой человек, который  несёт дежурство,  выполняет в порядке  очереди какие-нибудь обязанности.

Кто у нас сегодня дежурный?

-А вы знаете, откуда появилось это слово?

Из истории происхождения слова

     Слово дежурный пришло к нам при царе Петре1 ( на слайде фото) из французского языка.

     Выражение «де жур»  - обозначает отношение к сегодняшнему дню;

   -Поставьте ударение в этом слове. Какая орфограмма опасна?

   - Какую гласную нужно запомнить?

 Составим и запишем гнездо родственных слов.

Дежурство, дежурный, дежурить       

(Запись в тетради,  постановка  ударения, выделение орфограмм, корня)

-Часто в речи вы слышите такие выражения:     

Разбор крылатых выражений

Дежурное блюдо (заранее приготовленное в ресторанах блюдо)

Дежурная больница (работающая круглосуточно по очереди)

Запишите предложение из упражнения с новым словарным словом.

Дежурный поливает цветок.

Найти и подчеркнуть главные члены предложения.

  1. Закрепление изученного материала.

А теперь настало время проверить, как вы усвоили новую тему.

 З) Дифференцированная работа  

Задание сделай свой выбор:

Самостоятельная работа по карточкам

  1. Подведение итогов

-Вспомните тему урока. Слова, отвечающие на вопрос   Кто? Что?

-Закончи предложения:

- Слова, отвечающие на вопрос   Кто? Что? обозначают…(предметы)

-Одушевленные предметы отвечают …(кто?)

-Неодушевленные предметы отвечают …(что?)

-Прежде чем задать вопрос узнай, что… (обозначает слово)

- Задайте вопрос к словам зайчики, и объясните свой выбор.

И в конце урока очень хочется вспомнить начало нашего урока, прежде чем написать, произнести его вы…

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что?"»

Тема: Слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что?

Форма проведения: проблемный урок

Цель: формировать умения распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? что?

Задачи: упражнять в умении классифицировать существительные по разным признакам: односложные – многосложные, одушевленные – неодушевленные; привлечь внимание детей к многообразию значения слов, ориентировать на речевое развитие учащихся, обогащение их активного словаря понятиями и терминами по теме развивать речь, любознательность, мышление, орфографическую зоркость; воспитывать сдержанность, умение выслушать товарища, интерес к учению, любовь к родному языку.

Оборудование: ИКТ(мультимедиа проектор, экран, компьютер, монитор), учебник «Русский язык 1 кл.»Т.М. Адриановой, В.А. Илюхиной, карточки со словами, вопросами Кто? Что?, индивидуальные дифференцированные карточки, задания для работы в парах, грецкие орехи, книга Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»


Ход урока:

  1. Орг.начало

  2. Введение в тему

Мир слов, в котором мы живем, полон загадок. Но самым волнующим вопросом всегда будет вопрос о происхождении слов.

А) Упражнение в умении классифицировать существительные

Игра «Собери слово»

На табличках записаны слова на доске


О, К, Т С, Л, И, А Н, К, И, О Т, О, Ч


- Какие слова можно составить, используя эти буквы? Составьте слова.

(На карточках по мере составления появляются слова)

Кот, ток, кто, лиса, сила, кино, кони, что.

Б) работа над многозначностью слова

появление изображение - учитель выясняет значение слова

ТОК (электрический)

ТОК

Расчищенное место или специально оборудованная площадка для молотьбы, для очистки и просушки зерна.

ТОК

Место, где происходит встреча птиц перед гнездованием.

- На какие две группы можно разбить слова? (односложные – двусложные, одушевленные – неодушевленные)

- Какие слова лишние? (кто, что) Почему? (записываю на доске)

- Что обозначают оставшиеся слова? (предметы)

- Какие вопросы можно задать к этим словам?

-Распределите слова в два столбика.

Физминутка для мелкой моторики рук

Ребенок катает грецкий орех между ладонями, приговаривая:

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Запись на доске и в тетради учеников.

Кто? Что?

кони сила

кот кино

лиса ток

В) Работа в парах (отработка умения задавать вопросы к словам – предметам по картинкам)

Пусть один из вас назовет слова, которые отвечает на вопрос кто?, а другой ученик - что? Называть слова нужно с вопросами.

(По времени 1-1,5 мин) по окончанию одна пара у доски - проверка.

Что обозначают слова, которые вы назвали – предметы.

(Одни предметы живые, а другие нет.) на слайде разделить на 2 группы.

Посмотрите на правый верхний угол, - какие тут предметы?(одушевленные)

Посмотрите на нижний левый угол - а здесь какие?(неодушевленные)

  1. Создание проблемной ситуации. Приём «Яркое пятно возникло»

Г) Межпредметная связь (с литературным чтением)

-Ребята, а какой сказочный человечек нам встретился среди одушевленных предметов? (Незнайка)

-Из какой он сказки? «Приключения Незнайки и его друзей»

-Кто написал это произведение? Н. Носов

Назовите друзей Незнайки.

(показываю книгу, рекомендую прочитать)

Посмотрите, Незнайка отправил в редакцию газеты свои материалы, а их опять не напечатали. Он очень хочет стать поэтом, а с какой буквы записать слова не знает. Поможем ему?

Вы пытаетесь помочь, а значения всех ли слов вам понятны?

(На доске запись)
Пончик мой голодный друг

Съел все пончики вокруг.

Как Пончик может съесть пончик, это возможно или нет? (обсуждение)

(работа над толкованием слов)

- Почему слова в каждой паре звучат одинаково, а записаны по разному?

-Зависит ли вопрос от значения слова?

Значение слова



Вывод: для того чтобы правильно задать вопрос к слову нужно знать, что оно обозначает

-На какой вопрос отвечают слова 1столбика? (что?) – Почему?

-На какой вопрос отвечают слова 2столбика? (кто?) – Почему?

-Что обозначают эти слова? (предметы)

  1. Сообщение темы и цели урока

-Ребята, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

на доске появляется тема урока.

  1. Физминутка

  2. Изучение нового материала

Д) Работа по учебнику

Сравнение выводов с правилом в учебнике.

Чтение правила каждым ребенком (жужжащее чтение)

-Кто запомнил, может повторить и привести свои примеры.

№3 с.66

1.Учитель вошёл в класс.

2. Рыжий кот спал под столом.

3.Дежурный поливает цветок.

4.Дети собирают ягоды.

5.Костя заточил карандаш.

- Прочитайте предложения.

- Назовите слова предметов, которые встретились в предложениях.

-Есть ли среди слов словарные? Назовите их.

Учитель, класс, ягода, карандаш, дежурный.

Работа над многозначностью слова класс

Класс – 1)коллектив детей, учеников 2) помещение, комната, где учатся дети.

Е) Информационный поиск (работа с этимологическим словарем)

-Внимание!

Одно слово содержит информационный поиск. Найдите о его происхождении в этимологическом словаре. (карандаш)

-Запишите сначала слова, которые отвечают на вопрос кто? А потом что?

Ж) Словарная работа

-Вы мне сказали, что среди слов встретилось и новое словарное слово?

-Какое? (дежурный)

- Кого мы называем дежурным? Кто у нас дежурный?

Дежурный – такой человек, который несёт дежурство, выполняет в порядке очереди какие-нибудь обязанности.

Кто у нас сегодня дежурный?

-А вы знаете, откуда появилось это слово?

Из истории происхождения слова

Слово дежурный пришло к нам при царе Петре1 ( на слайде фото) из французского языка.

Выражение «де жур» - обозначает отношение к сегодняшнему дню;

-Поставьте ударение в этом слове. Какая орфограмма опасна?

- Какую гласную нужно запомнить?

Составим и запишем гнездо родственных слов.

Дежурство, дежурный, дежурить

(Запись в тетради, постановка ударения, выделение орфограмм, корня)

-Часто в речи вы слышите такие выражения:

Разбор крылатых выражений

Дежурное блюдо (заранее приготовленное в ресторанах блюдо)

Дежурная больница (работающая круглосуточно по очереди)

Запишите предложение из упражнения с новым словарным словом.

Дежурный поливает цветок.

Найти и подчеркнуть главные члены предложения.

  1. Закрепление изученного материала.

А теперь настало время проверить, как вы усвоили новую тему.

З) Дифференцированная работа

Задание сделай свой выбор:

Самостоятельная работа по карточкам

  1. Подведение итогов

-Вспомните тему урока. Слова, отвечающие на вопрос Кто? Что?

-Закончи предложения:

- Слова, отвечающие на вопрос Кто? Что? обозначают…(предметы)

-Одушевленные предметы отвечают …(кто?)

-Неодушевленные предметы отвечают …(что?)

-Прежде чем задать вопрос узнай, что… (обозначает слово)

- Задайте вопрос к словам зайчики, и объясните свой выбор.

И в конце урока очень хочется вспомнить начало нашего урока, прежде чем написать, произнести его вы…


3




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Конспект урока русского языка по теме "Слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что?"

Автор: Салфетова Анна Александровна

Дата: 13.01.2016

Номер свидетельства: 276270

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Части речи" УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-na-tiemu-chasti-riechi-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "158781"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421783179"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Конспект урока русского языка с презентацией на тему "Одушевлённые-неодушевленные имена существительные". Закрепление."
    ["seo_title"] => string(128) "konspiekturokarusskoghoiazykaspriezientatsiieinatiemuodushievlionnyienieodushievliennyieimienasushchiestvitielnyiezakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "256568"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448179828"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-korien-i-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "109613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822261"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока русского языка: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-odushievlionnyie-i-nieodushievlionnyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "106558"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403031041"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока русский язык по теме "Имя существительное"2класс "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkii-iazyk-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie-2klass"
    ["file_id"] => string(6) "145786"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418995653"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства