Конспект урока русского языка по теме "Родственные слова. Определение корня слова"
Конспект урока русского языка по теме "Родственные слова. Определение корня слова"
Цель: формирование понятия «родственные слова»
Задачи:
1. Вырабатывать умение образовывать однокоренные слова, выделять их из ряда слов, обозначать в них корень.
2. Развивать внимание на основе упражнений в выборе слов с одинаковым корнем из ряда слов; развитие мышления на основе упражнений в подборе и образовании однокоренных слов и умении выделить в них корень; развитие памяти, устной и письменной речи путем формирования умения сформулировать правило и отвечать на вопросы; развитие общей и мелкой моторики.
3. Формировать учебные навыки; навыки поведения во время урока, при ответе и выполнении задания на доске и в тетради, при выполнении самостоятельной работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Родственные слова. Определение корня слова" »
Тема: «Родственные слова. Определение корня слова»
Цель: формирование понятия «родственные слова»
Задачи:
1. Вырабатывать умение образовывать однокоренные слова, выделять их из ряда слов, обозначать в них корень.
2. Развивать внимание на основе упражнений в выборе слов с одинаковым корнем из ряда слов; развитие мышления на основе упражнений в подборе и образовании однокоренных слов и умении выделить в них корень; развитие памяти, устной и письменной речи путем формирования умения сформулировать правило и отвечать на вопросы; развитие общей и мелкой моторики.
3. Формировать учебные навыки; навыки поведения во время урока, при ответе и выполнении задания на доске и в тетради, при выполнении самостоятельной работы.
Оборудование:
1. Плакаты с правилами.
2. Таблички со словами по теме урока
3. Иллюстрации по теме урока
4. ИКТ
Ход урока:
1. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.
2. Минутка чистописания.
Запись на доске.
Ум да разум надоумят сразу.
- Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы?
(Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)
-Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.
- Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.
3. Введение в тему урока.
Загадка: Под кочкою крошка, только шляпка да ножка. (гриб)
На доске картинки: 1 – большой гриб, 2 – средний гриб, 3 – маленький гриб.
Задание: посмотрите на картинки. Что нарисовано? Как назовем первый предмет? Второй? Третий? (при назывании предмета выставляются по очереди таблички – гриб, грибок, грибочек.). Как мы назовем их все вместе? (грибы) Похожи эти слова друг на друга? Чем похожи? (У каждого слова есть общая часть – гриб). Можем мы назвать эти слова родственниками?
4. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы будем изучать слова- родственники. Учится определять корень в словах.
1. Объяснение нового материала.
Посмотрим еще раз на наши картинки. Какие слова мы уже назвали? А какие слова с общей частью – гриб- вы знаете? Я вам подскажу: как назовем человека, который собирает грибы? (грибник), какой суп варят из грибов? (грибной). Посмотрите, сколько новых слов мы составили с одной общей частью – гриб. Прочитайте их. Как называются эти слова? (родственные слова). Что вы знаете о родственных словах? (правило)
Как называется общая часть родственных слов – корнем (вывешивается правило). Читаем вместе правило.
- Составьте предложение с одним из слов, и самое красивое мы запишем.
Рано утром грибники пошли за белыми грибами.
-Выделите грамматическую основу предложения.
- О ком говорится в предложении? (о грибниках)
- Что делали? (пошли)
- За грибами какими? (белыми)
2. Работа в тетради
Пальчиковая гимнастика.
Работа с учебником и на доске. С. 132, упражнение 8
Ответить на вопросы: Что вы узнали о родственных словах? Как называется общая часть родственных слов?
5.Физкультминутка. Дети выполняют движения, сопровождая их чтением стихотворения.
Мы становимся всё выше.
Достаём до самой крыши.
Широко расставим ноги,
Словно в танце – руки в боки.
Наклонимся влево, вправо.
Получается на славу.
Мы немножко будем хлопать.
Мы немножко будем топать.
Повернёмся – обернёмся,
И к работе все вернёмся.
6. Закрепление
Работа с учебником с. 132 упр. 9
Дополнительное задание: выделить корень в родственных словах.
Ответить на вопросы: Что вы узнали о родственных словах? Как называется общая часть родственных слов?