Воспитывать интерес к русскому языку, умение думать и
размышлять, прививать навыки самостоятельной работы.
Ход урока.
1. Организационный момент. Релаксация.
2. Актуализация знаний.
- Сегодня мы с вами будем исследователями.
- Кто такие исследователи?
- Сегодня мы с вами отправимся по океану Знаний в страну….
-А вот в какую страну послушайте.
Привет, друзья!
Примите приглашение.
В нашей стране мы ждём вас с нетерпением.
Познаете вы много разных тайн.
Морфемы тут живут и здесь, и там.
- Что за страну мы посетим?
- Чем интересна эта страна? (она состоит из островов).
- Какие острова находятся в этой стране? (остров Корень, суффикс, приставка, окончание).
- Мы с вами уже начали изучать страну Морфемику. И исследовали один из островов. Что это за остров? - Расскажите об этом острове (Корень — это...). -Сегодня мы с вами начнём исследовать ещё один остров. А что это за остров мы должны с вами выяснить, но для этого нам необходимо выполнить задание.
Прочитайте текст. Найдите и выпишите однокоренные слова.
Вот объявили наш вылет. Мы приготовились к полёту. Перелёт длился два часа.
Отделите окончания в этих слова. Выделите основу. Выделите корень. Что заметили? Чем ещё отличаются эти слова друг от друга? Где стоит эта часть?
Что это за остров ? (Это приставка).
У корня в недругах, представь-ка
Есть дама гордая – Приставка
А злит она его одним –
Стоит всегда лишь перед ним.
Что мы можем сказать о приставке? - Служит для образования новых слов. - Часть слова. - Стоит рядом с корнем. - Может состоять из 1,2,3,4 букв?
- Кто сможет сформулировать правило. (дети составляют правило). Прочитаем «Узелки на память» на стр.103
3. Минутка чистописания. - И так начнём мы наше исследование с того, что выполним минутку чистописания, которая пройдёт под девизом «Я умею писать лучше всех». Зарубить на носу. - Как вы понимаете — зарубить на носу? (запомнить) - Подберите однокоренные слова? Какой корень? - Что мы можем сказать о части слова, которая стоит перед корнем. Докажите, что это приставка.
4. Словарный диктант. - Гуляя по острову, один из исследователей заметил что-то необычное и решил поделиться с нами. Посмотрите на доску и попробуйте отгадать кого он увидел. соробака корозаяц -Запишите на доске и в тетради, что это за животные.
- Он долго наблюдал за этими животными и увидел, что они очень любят огорбузы помипуста моркофель Запись в тетради с комментированием. 5. Физминутка.
При указании на слова, в которых есть приставка, ученики хлопают в ладоши, если в словах приставки нет, ученики приседают.
6. Упражнения в нахождении приставки.
1. Наш друг исследователь так испугался, что ничего не смог рассказать кроме этого. Прочитайте. Я хадил сегодня в лез, Там на дерево залез, А потом спускался внис Да нечаянно повиз. 2. Исправьте ошибки и найдите слова с приставками. 3. Работаем по плану.
а) Доказать. что приставка часть слова. б) Исследовать. для чего служит приставка.
Дописать недостающую по смыслу часть слова.
…бежал за угол, …бежал из дома, …бежал первым, …бежал через дорогу, …бежал от края.
7.Работа по учебнику Упражнение №175 стр.103 (устно) Упражнение №176 стр.103
Упражнение №177 стр.104
Упражнение №178 стр.104 (устно)
7. Итог урока.Рефлексия. Мы с вами выполнили успешно все пункты нашего плана, но остров «приставка» мы до конца не изучили, а будем продолжать учить дальше. И я хочу проверить, как вы усвоили то, о чём мы говорили сегодня и на прошлом уроке. Для этого проведём тестирование. (На партах тест на листочках — у каждого). 1. Корень это: а) часть речи
б) часть слова 2. Приставка служит для: а) связи слов в предложении б) для образования новых слов 3. Приставка стоит: а) перед корнем б) после корня
4. Приставка это: а) изменяемая часть слова б) неизменяемая часть слова 5. Чтобы найти в слове корень надо: а) изменить форму слова б) подобрать однокоренные слова 6. Укажите правильную схему разбора слов:
7. В каких из этих слов есть приставка: а) замок б) записка
8. Домашнее задание.
стр. 103 правило
упр. 180 стр. 104
Я хадил сегодня в лез, Там на дерево залез, А потом спускался внис Да нечаянно повиз
_____________________________________________
Я хадил сегодня в лез, Там на дерево залез, А потом спускался внис Да нечаянно повиз
______________________________________________
Я хадил сегодня в лез, Там на дерево залез, А потом спускался внис Да нечаянно повиз
______________________________________________
Я хадил сегодня в лез, Там на дерево залез, А потом спускался внис Да нечаянно повиз
______________________________________________
Я хадил сегодня в лез, Там на дерево залез, А потом спускался внис Да нечаянно повиз
…бежал за угол, …бежал из дома, …бежал первым, …бежал через дорогу, …бежал от края
_________________________________________________
…бежал за угол, …бежал из дома, …бежал первым, …бежал через дорогу, …бежал от края.
___________________________________________
…бежал за угол, …бежал из дома, …бежал первым, …бежал через дорогу, …бежал от края.
____________________________________________
…бежал за угол, …бежал из дома, …бежал первым, …бежал через дорогу, …бежал от края.
…бежал за угол, …бежал из дома, …бежал первым, …бежал через дорогу, …бежал от края.
______________________________________________
…бежал за угол, …бежал из дома, …бежал первым, …бежал через дорогу, …бежал от края.
_____________________________________________
…бежал за угол, …бежал из дома, …бежал первым, …бежал через дорогу, …бежал от края.
1. Корень это: а) часть речи
б) часть слова 2. Приставка служит для: а) связи слов в предложении б) для образования новых слов 3. Приставка стоит: а) перед корнем б) после корня
4. Приставка это: а) изменяемая часть слова б) неизменяемая часть слова 5. Чтобы найти в слове корень надо: а) изменить форму слова б) подобрать однокоренные слова 6. Укажите правильную схему разбора слов:
7. В каких из этих слов есть приставка: а) замок б) записка