kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему: Наречие

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА русского языка


 1.ФИО                           Савченкова Светлана  Власовна
2.Место работы        МБОУ "Кантемировский лицей"
3.Должность              учитель
4.Предмет                   русский язык
5.Класс                         4
6.Тема и номер урока в теме : Введение понятия "наречие".
 Употребление наречий в речи.(1 урок)
7.Базовый учебник  Русский язык. Часть II, 4 класс. Автор: Н.В. Нечаева,С.Г.Яковлева
 (развивающая система Л.В.Занкова). Издательство:  "Учебная литература"Издательский
 дом "Фёдоров", 2012 год

Цель   урока: 1)дать понятие «наречие»

Оборудование:  карточки, перфокарты,  магнитофон, голубое и фиолетовое   облачко, цветок « ромашка», мультимедийная  презентация, картинки сыра, шариков.

Метапредметные результаты
• Личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.
• Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке; анализируют собственную деятельность.
• Познавательные УУД: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; добывают новые знания – находят ответы на вопросы, используя учебник, мультимедийные средства обучения; формулируют выводы в процессе коллективного обсуждения решения учебной проблемы; логические – сравнивают различные объекты, выявляют сходство и различия.
• Коммуникативные УУД: умеют в коммуникации строить понятные высказывания.

                                                Ход урока
 I Организационный    момент
Учитель: - Я вам открою  секрет: это ещё не все гости, которые спешили к нам на урок.   А чтобы узнать кто именно, надо быстро проверить ваши знания о глаголе.
Учитель: - Вы готовы?  (Да).
II. Актуализация  опорных знаний
1.Работа по   карточкам- 5 человек с проверкой в конверте.
Учитель: - А мы с вами поработаем с перфокартами.
Учитель: Молодцы!  А вот и голос  нашего героя.
(Звучит песня из мультфильма  про  «Кота Леопольда»).  ( Слайд №1.)
Учитель: - Как зовут  же этого  героя? ( « Кот  Леопольд»).
Он принёс  карточку с вопросами: Где? Куда? Зачем? Почему? Как? Откуда?
- Вы поможете  Коту Леопольду  ответить на  все  вопросы?
- Какой  член предложения  отвечает  на эти вопросы? (Обстоятельство.)
- Что называется  обстоятельством?
- На минутке  чистописания  запишите эти вопросы в строку, обратив  внимание  на  правильное  написание  соединений.
2. Каллиграфическая    минутка
1) Постановка   проблемы.
Учитель: - Закончите  фразу  кота  Леопольда: « Ребята, давайте  жить _______!» (дружно).  Запишите красиво это предложение.  ( Слайд №2).


Учитель: - Назовите  части речи  в этом  предложении.
Учитель: - Ребята, а как ещё  можно сказать? (Дружно, весело, радостно.)
Учитель: - Какое  слово у вас осталось? (Дружно.) – Слайд №3.

Учитель:  - А кто из вас может сказать, к какой  части речи относится  это слово? Сформулируйте тему  нашего урока.

III Сообщение  темы и цели   урока ( Слайд №4.)

Учитель: - Давайте  проверим  ваше предположение    по учебнику.
1. Работа по учебнику, с.52
Учитель: - Поставьте к нему  один из вопросов. ( Как?).
- Попробуйте   изменить  это слово по падежам.
Учитель: - Изменяется  ли оно по падежам?  (Нет).
- А теперь  измените  по лицам.
Учитель:- Изменяется ли по лицам? (Нет.)
Учитель: Вывод: Наречие – это  неизменяема  часть речи.
Учитель: - Какая  часть   слова указывает на изменяемость слов? (Окончание.)
Учитель: - Что такое  окончание?
Учитель: - А какая  часть слова служит для образования  новых слов?  (Приставка, суффикс).
Учитель: - Что такое приставка?  суффикс?
Учитель: - Какие вы знаете  суффиксы? (У  существительных, прилагательных, глагола).
Учитель В наречии «дружно» суффикс  - о. Ещё в наречиях есть суффиксы:
-а, - е, - у.  А вот окончания  нет. ( И нулевого тоже.).
Учитель: - А кто из вас  попробует дать определение  наречия?
- Давайте проверим  по учебнику, правы ли вы?
2.Чтение  правила по учебнику на с.52.
1.Работа в парах.
Учитель: - А сейчас поработайте в парах. У вас на парте текст. Найдите и подчеркните только наречия.
           Кот  Леопольд так  спешил к нам, что совсем  забыл  про мышей.
Он робко посмотрел  сначала  вверх, затем вниз и только не увидев их, он спокойно  вздохнул.
Учитель: -  Назовите  наречия из  текста. Запишите  их в тетрадь.
3) Выборочный   диктант
На  доске: совсем, робко, сначала, вверх, вниз, только, спокойно.
- А на какие  вопросы ещё  может отвечать наречие? ( Где? Откуда? Когда?)
Учитель: - Сравните    предложения с наречиями и без них.
- Какой вы  можете сделать вывод?
( Наречия  делают  речь  очень яркой  и эмоциональной.).
Учитель: - Раз всё  спокойно, мы  можем  послушать  « Проделки  наречий»
1-й ученик: (Слайд №5.)
                Наречия  легко  образуются  из других слов. И это не случайно.  Наречия  появились   в русском  языке позже других  частей  речи.  Имена и глаголы  к тому  времени уже  растащили  почти все слова по своим  владениям. Вот и пришлось приманивать к себе  группы слов.

2-й  ученик: (Слайд № 6.)
   Проще  всего  это оказалось сделать с некоторыми прилагательными. Заменил в слове хороший окончание на суффикс – о, и получилось замечательное  наречие – хорошо! Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы  оказалось побольше: предлог превратился в приставку, окончание в суффикс. Зато из одного существительного получилась целая куча наречий: было существительное верх, а  получились  наречия: вверху, вверх, кверху, сверх, сверху и  даже  верхом.
3-й ученик (Слайд № 7.)
    Очень  понравилось это наречиям. Попробовали они проделать этот фокус с прилагательными. Вот прилагательное новый.  С суффиксом –о наречие не получается, а с разными приставками и суффиксами – сколько угодно: заново, наново, снова, вновь. Совсем по-новому ведёт себя  слово
Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов.
Об этом вы узнаете на других  уроках.
Учитель: - Попробуйте  найти  такие  наречия  дома.
IV Закрепление   изученного  материала
1) Выполнение упражнения  по вариантам.
Пока мы с вами слушали, к нам  тихонько подкрался  один мышонок и принёс  вам с Котом Леопольдом   задание:
Учитель: - Выпишите из упражнения 2, на с.53 слова по заданию и поставьте   в скобках  к ним  вопросы. (Слайд № 8.)

Учитель: - На какие  вопросы  они отвечают? Каким членом  предложения они будут являться?
2) Письмо под диктовку
    Мышата  вновь спешат другу на помощь.
- Разберите  это предложение по членам  предложения.
-  Давайте  хором прочитаем вывод по учебнику на с.53 под картинкой.
- Молодцы! Вы  справились с заданием мышонка. Но вдруг   незаметно  подкрался второй  мышонок и  предлагает нам   отдохнуть.
V Физкультминутка с Котом  Леопольдом.( Слайд № 9).

                                                                

Учитель: - Дело в том, что  второй  мышонок  на шторку  повесил сыр со словами.
Учитель:- Найдите глазами только  наречия и прикрепите  их на доску.
Учитель: - Вы так хорошо  поработали, что мышата  решили помириться с Котом Леопольдом и   жить с ним  дружно.  Они  преподнесли ему в знак  примирения  цветок. Но  Кот Леопольд очень дорожит вашей дружбой и поэтому  предлагает вам  эту  ромашку. Но она не простая, а с заданиями.
Учитель: - Давайте его порадуем! А для этого поработаем в группах.

VI Работа в группах  (Слайд №  10.)

Учитель: -  У каждой группы на партах лежит  один  лепесток от ромашки. На нём  написаны  слова. Оставьте  только наречия и прикрепите   за 1 минуту свой  лепесток на доску и составьте  свои слова – наречия.

VII Дифференцированная  работа   по  карточкам. (Слайд №11.)
Учитель: - В знак   дружбы мышата  приготовили для вас  шары с заданиями.
Выполните их. (Проверка  на обратной  стороне.)

Задания для 1-й группы:
1. Напишите  словосочетания, поставьте вопрос  к наречиям
Вернулся (…)  поздно, играет  (…) весело, прыгали  ( …) вниз,
приехал (…)издалека.          Задания для 2-й  группы:
Учитель: Спишите и разберите  по членам   предложения.
           Свисток немного  посвистел, махнул крылом и улетел.(1 ученик работает у доски и  делает разбор наречия  по составу.)
Задания для  3-й группы:
1. Подберите  наречия – антонимы к словам:
быстро – медленно
ясно – пасмурно
робко - смело
спокойно – медленно
VIII Домашнее   задание: по выбору: написать сочинение на тему: «Вот это наречие! »; выполнить упражнение  № 3  в Р.т №2;  №4 по учебнику, выучить правила на  с.52-53.
IX Рефлексия (Слайд № 12.)
Учитель: - Вы сегодня  все  очень хорошо  потрудились на уроке,  и поэтому Кот Леопольд  предлагает  исполнить всем вместе его любимую песню.
Гости могут тоже подпевать.
                       1. Дождик по земле,  босиком   прошёл,
                         Клёны по плечам хлопал,
                         Если ясный  день – это  хорошо,
                         А когда  наоборот  - плохо.
Учитель: - Назовите  из текста  наречия. Интересно ли вам было на уроке? Как вы  чувствовали себя на уроке? Покажите  облачко. Если вам урок понравился – голубое, а если вам было скучно на нём, то фиолетовое.

X Итог   урока                

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 4 классе на тему: Наречие »

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА русского языка


1.ФИО Савченкова Светлана Власовна

2.Место работы МБОУ "Кантемировский лицей"

3.Должность учитель

4.Предмет русский язык

5.Класс 4

6.Тема и номер урока в теме : Введение понятия "наречие".

Употребление наречий в речи.(1 урок)

7.Базовый учебник Русский язык. Часть II, 4 класс. Автор: Н.В. Нечаева,С.Г.Яковлева

(развивающая система Л.В.Занкова). Издательство: "Учебная литература"Издательский

дом "Фёдоров", 2012 год


Цель урока: 1)дать понятие «наречие»


Оборудование: карточки, перфокарты, магнитофон, голубое и фиолетовое облачко, цветок « ромашка», мультимедийная презентация, картинки сыра, шариков.


Метапредметные результаты

  • Личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

  • Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке; анализируют собственную деятельность.

  • Познавательные УУД: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; добывают новые знания – находят ответы на вопросы, используя учебник, мультимедийные средства обучения; формулируют выводы в процессе коллективного обсуждения решения учебной проблемы; логические – сравнивают различные объекты, выявляют сходство и различия.

  • Коммуникативные УУД: умеют в коммуникации строить понятные высказывания.






Ход урока

I Организационный момент

Учитель: - Я вам открою секрет: это ещё не все гости, которые спешили к нам на урок. А чтобы узнать кто именно, надо быстро проверить ваши знания о глаголе.

Учитель: - Вы готовы? (Да).

II. Актуализация опорных знаний

1.Работа по карточкам- 5 человек с проверкой в конверте.

Учитель: - А мы с вами поработаем с перфокартами.

Учитель: Молодцы! А вот и голос нашего героя.

(Звучит песня из мультфильма про «Кота Леопольда»). ( Слайд №1.)

Учитель: - Как зовут же этого героя? ( « Кот Леопольд»).



Он принёс карточку с вопросами: Где? Куда? Зачем? Почему? Как? Откуда?

- Вы поможете Коту Леопольду ответить на все вопросы?

- Какой член предложения отвечает на эти вопросы? (Обстоятельство.)

- Что называется обстоятельством?

- На минутке чистописания запишите эти вопросы в строку, обратив внимание на правильное написание соединений.

2. Каллиграфическая минутка

1) Постановка проблемы.

Учитель: - Закончите фразу кота Леопольда: « Ребята, давайте жить _______!» (дружно). Запишите красиво это предложение. ( Слайд №2).




Учитель: - Назовите части речи в этом предложении.

Учитель: - Ребята, а как ещё можно сказать? (Дружно, весело, радостно.)

Учитель: - Какое слово у вас осталось? (Дружно.) – Слайд №3.



Учитель: - А кто из вас может сказать, к какой части речи относится это слово? Сформулируйте тему нашего урока.


III Сообщение темы и цели урока ( Слайд №4.)




Учитель: - Давайте проверим ваше предположение по учебнику.

1. Работа по учебнику, с.52

Учитель: - Поставьте к нему один из вопросов. ( Как?).

- Попробуйте изменить это слово по падежам.

Учитель: - Изменяется ли оно по падежам? (Нет).

- А теперь измените по лицам.

Учитель:- Изменяется ли по лицам? (Нет.)

Учитель: Вывод: Наречие – это неизменяема часть речи.

Учитель: - Какая часть слова указывает на изменяемость слов? (Окончание.)

Учитель: - Что такое окончание?

Учитель: - А какая часть слова служит для образования новых слов? (Приставка, суффикс).

Учитель: - Что такое приставка? суффикс?

Учитель: - Какие вы знаете суффиксы? (У существительных, прилагательных, глагола).

Учитель В наречии «дружно» суффикс - о. Ещё в наречиях есть суффиксы:

-а, - е, - у. А вот окончания нет. ( И нулевого тоже.).

Учитель: - А кто из вас попробует дать определение наречия?

- Давайте проверим по учебнику, правы ли вы?

2.Чтение правила по учебнику на с.52.

1.Работа в парах.

Учитель: - А сейчас поработайте в парах. У вас на парте текст. Найдите и подчеркните только наречия.

Кот Леопольд так спешил к нам, что совсем забыл про мышей.

Он робко посмотрел сначала вверх, затем вниз и только не увидев их, он спокойно вздохнул.

Учитель: - Назовите наречия из текста. Запишите их в тетрадь.

3) Выборочный диктант

На доске: совсем, робко, сначала, вверх, вниз, только, спокойно.

- А на какие вопросы ещё может отвечать наречие? ( Где? Откуда? Когда?)

Учитель: - Сравните предложения с наречиями и без них.

- Какой вы можете сделать вывод?

( Наречия делают речь очень яркой и эмоциональной.).

Учитель: - Раз всё спокойно, мы можем послушать « Проделки наречий»

1-й ученик: (Слайд №5.)

Наречия легко образуются из других слов. И это не случайно. Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось приманивать к себе группы слов.


2-й ученик: (Слайд № 6.)

Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагательными. Заменил в слове хороший окончание на суффикс – о, и получилось замечательное наречие – хорошо! Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратился в приставку, окончание в суффикс. Зато из одного существительного получилась целая куча наречий: было существительное верх, а получились наречия: вверху, вверх, кверху, сверх, сверху и даже верхом.

3-й ученик (Слайд № 7.)

Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать этот фокус с прилагательными. Вот прилагательное новый. С суффиксом –о наречие не получается, а с разными приставками и суффиксами – сколько угодно: заново, наново, снова, вновь. Совсем по-новому ведёт себя слово

Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов.

Об этом вы узнаете на других уроках.

Учитель: - Попробуйте найти такие наречия дома.

IV Закрепление изученного материала

  1. Выполнение упражнения по вариантам.

Пока мы с вами слушали, к нам тихонько подкрался один мышонок и принёс вам с Котом Леопольдом задание:

Учитель: - Выпишите из упражнения 2, на с.53 слова по заданию и поставьте в скобках к ним вопросы. (Слайд № 8.)




Учитель: - На какие вопросы они отвечают? Каким членом предложения они будут являться?

2) Письмо под диктовку

Мышата вновь спешат другу на помощь.

- Разберите это предложение по членам предложения.

- Давайте хором прочитаем вывод по учебнику на с.53 под картинкой.

- Молодцы! Вы справились с заданием мышонка. Но вдруг незаметно подкрался второй мышонок и предлагает нам отдохнуть.

V Физкультминутка с Котом Леопольдом.( Слайд № 9).



Учитель: - Дело в том, что второй мышонок на шторку повесил сыр со словами.

Учитель:- Найдите глазами только наречия и прикрепите их на доску.

Учитель: - Вы так хорошо поработали, что мышата решили помириться с Котом Леопольдом и жить с ним дружно. Они преподнесли ему в знак примирения цветок. Но Кот Леопольд очень дорожит вашей дружбой и поэтому предлагает вам эту ромашку. Но она не простая, а с заданиями.

Учитель: - Давайте его порадуем! А для этого поработаем в группах.


VI Работа в группах (Слайд № 10.)




Учитель: - У каждой группы на партах лежит один лепесток от ромашки. На нём написаны слова. Оставьте только наречия и прикрепите за 1 минуту свой лепесток на доску и составьте свои слова – наречия.


VII Дифференцированная работа по карточкам. (Слайд №11.)

Учитель: - В знак дружбы мышата приготовили для вас шары с заданиями.

Выполните их. (Проверка на обратной стороне.)


Задания для 1-й группы:

  1. Напишите словосочетания, поставьте вопрос к наречиям

Вернулся (…) поздно, играет (…) весело, прыгали ( …) вниз,

приехал (…)издалека. Задания для 2-й группы:

Учитель: Спишите и разберите по членам предложения.

Свисток немного посвистел, махнул крылом и улетел.(1 ученик работает у доски и делает разбор наречия по составу.)

Задания для 3-й группы:

  1. Подберите наречия – антонимы к словам:

быстро – медленно

ясно – пасмурно

робко - смело

спокойно – медленно

VIII Домашнее задание: по выбору: написать сочинение на тему: «Вот это наречие! »; выполнить упражнение № 3 в Р.т №2; №4 по учебнику, выучить правила на с.52-53.

IX Рефлексия (Слайд № 12.)

Учитель: - Вы сегодня все очень хорошо потрудились на уроке, и поэтому Кот Леопольд предлагает исполнить всем вместе его любимую песню.

Гости могут тоже подпевать.

1. Дождик по земле, босиком прошёл,

Клёны по плечам хлопал,

Если ясный день – это хорошо,

А когда наоборот - плохо.

Учитель: - Назовите из текста наречия. Интересно ли вам было на уроке? Как вы чувствовали себя на уроке? Покажите облачко. Если вам урок понравился – голубое, а если вам было скучно на нём, то фиолетовое.



X Итог урока


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему: Наречие

Автор: Савченкова Светлана Власовна

Дата: 01.10.2014

Номер свидетельства: 115990

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока русского языка на тему "Наречие" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "109611"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404821727"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока русского языка "Проверяем себя. Наречие." 4 класс "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-provieriaiem-siebia-nariechiie-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "128007"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415398455"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-korien-i-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "109613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822261"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект урока русского языка на тему "Наречие""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nariechiie-1"
    ["file_id"] => string(6) "205016"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429782550"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока русского языка в 6 классе "Категория состояния" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-katieghoriia-sostoianiia"
    ["file_id"] => string(6) "220305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434574812"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства