kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме "Что ты знаешь о словах?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока:

1.    Актуализировать знания по морфологии, развивать умение различать и сопоставлять части речи, их грамматические признаки;

2.    Вывести различие лексического и грамматического значения слова;

3.    Повторить и уточнить случаи употребления Ь в словах;

4.    Развивать речь, пополнять словарный запас учащихся;

5.    Учить слышать и слушать друг друга, воспитывать бережное отношение к мнению других. Развивать коммуникативные способности;

6.    Развивать у детей наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы и обобщения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Что ты знаешь о словах?" »

Русский язык

3 класс

по учебнику М.С. Соловейчик

( программа «Гармония») 

Тема: Что ты знаешь о словах?

 

Цели и задачи:

1.    Актуализировать знания по морфологии, развивать умение различать и сопоставлять части речи, их грамматические признаки;

2.    Вывести различие лексического и грамматического значения слова;

3.    Повторить и уточнить случаи употребления Ь в словах;

4.    Развивать речь, пополнять словарный запас учащихся;

5.    Учить слышать и слушать друг друга, воспитывать бережное отношение к мнению других. Развивать коммуникативные способности;

6.    Развивать у детей наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы и обобщения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

 

- Когда возникает речь?

Когда один человек обращается к другому, или нескольким людям.

Когда вы общаетесь друг с другом, о чём-то рассказываете, обсуждаете что-то…

 

- Из чего состоит наша речь?

Из предложений.

 

- А из чего состоят предложения?

Предложения состоят из слов.

 

- На сегодняшнем уроке мы будем работать над словом, над его значением и строением.

 

СЛОВО

 

- Вот, что сказал детский писатель Лев Успенский о слове:

 

«Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них.»

 

- Скажите, каким может быть слово?

Оно может быть добрым, вежливым, ласковым, грубым, непонятным, смешным, мудрым…

 

- Слово может нас обрадовать и огорчить, успокоить и рассердить, научить, рассмешить…

 

«…Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать , молить и заклинать.

И, словно, сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать…»

 

 

 

 

 

 

 

-На какие группы можно поделить слова?

 

-Какие части речи вы знаете?

 

-Что они называют, обозначают?

 

-Как могут изменяться слова в зависимости от того, какая часть речи?

 

-А что самое главное в слове?

Самое главное то, что слово что-то обозначает, содержит какой-то смысл.

 

-Каждое слово имеет значение.

 

-Как называется это значение, в котором содержится смысл слова?

Лексическое

-А какое ещё может быть значение у слова?

Грамматическое

 

-Что такое грамматическое значение?

 

На что оно указывает?

Оно указывает на число, род, падеж, т.е. на форму слова.

 

Слайд

- Я предлагаю вам рассмотреть схемы к словам.

-Что можно о них сказать?

Они состоят из основы и окончания.

- как бы вы их дополнили, чтобы у них появился СМЫСЛ, чтобы они что-то называли?

Надо придумать слова.

-Какой частью речи могут быть эти слова?

Именами существительными.

Книга, бревно, кот, сапоги

-Что можно определить по окончанию?

Род и число.

- А теперь, что можно сказать об этих схемах?

Они как-бы ожили, стали настоящими, наполнились СМЫСЛОМ.

 

 

 

 

-Значит, что у них появилось?

Лексическое значение.

-Какую часть схемы мы заполнили?

Основу

- Значит, лексическое значение содержится в основе.

- А что содержится в окончании?

Грамматическое значение.

 

Слайд

- А какой ещё частью речи могут быть эти слова?

Глаголами.

- я предлагаю вам глагол – ЛЕЖАТЬ.

Поставьте вопросы от существительных к этому глаголу.

 

Книга лежала

Бревно лежало

Кот лежал

Сапоги лежали

 

ВЫВОД:

- Что вы заметили?

-Схемы к этим словам и окончания были одинаковые, НО заполнив их лексическим значением, оказалось, что они подходят и к существительным и глаголам.

 

Слайд

- О какой части речи мы ещё не говорили?

Прилагательные.

- Подберите прилагательные к этим существительным.

 

Книга интересная

Бревно длинное

Кот пушистый

Сапоги резиновые

 

ВЫВОД: Прилагательные имеют другие окончания.

                 В данном случае грамматическое значение

                 помогает определить часть речи.

 

 

 

 

Слайд

- Мы рассмотрели существительные, прилагательные, глаголы.

- Что можно сказать об этих частях речи?

Они состоят из ОСНОВЫ и ОКОНЧАНИЯ.

Имеют ЛЕКСИЧЕСКОЕ и ГРАММАТИЧЕСКОЕ значение.

 

Лежала интересная книга

Лежало длинное бревно

Лежал пушистый кот

Лежали резиновые сапоги

 

- Составьте предложения, используя данные слова.

( групповая работа )

 

ИТОГ:  ( слайд )

- Над чем работали мы на уроке?

Над словом.

- Какие значения имеют слова?

- Что содержит лексическое значение и в какой части слова находится?

- В какой части слова находится грамматическое значение и на что оно указывает?

 

Домашнее задание на индивидуальных карточках.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка по теме "Что ты знаешь о словах?"

Автор: Балакирова Наталья Сергеевна

Дата: 19.03.2015

Номер свидетельства: 188820

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-sklonieniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "190720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427212355"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока русского языка на тему: "Слова-Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-slova-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "172765"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423852834"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Урок русского языка 3 класс.Тема:"Состав слова с позиции его значимых частей" "
    ["seo_title"] => string(85) "urok-russkogho-iazyka-3-klass-tiema-sostav-slova-s-pozitsii-iegho-znachimykh-chastiei"
    ["file_id"] => string(6) "154096"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421097311"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока русского языка на тему "Глагол""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-glaghol-2"
    ["file_id"] => string(6) "251296"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447227424"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "конспект урока русского языка в 5 классе на тему "Правописание –тся- и –ться- в глаголах" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-pravopisaniie-tsia-i-t-sia-v-ghlagholakh"
    ["file_id"] => string(6) "216332"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432933824"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства