конспект урока русского языка "Падеж имён существительных"
Конспект урока русского языка "Падеж имён существительных"
За окном ярко светит солнышко и мы все с хорошим настроением принимаемся за работу. А что значит начинать работу с хорошим настроением? Чему мы учимся на каждом уроке? А что значит «Учимся учиться»?
III. Актуализациязнаний
1. Индивидуальная работа
(У доски работают два ученика.)
— Просклоняйте имена существительные зима, Снегурочка. Выделите окончания.
2. Фронтальная работа
— Просклоняйте имена существительные: вариант 1 — снежинка, вариант 2 — льдинка. Выделите окончания..
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
За окном ярко светит солнышко и мы все с хорошим настроением принимаемся за работу. А что значит начинать работу с хорошим настроением? Чему мы учимся на каждом уроке? А что значит «Учимся учиться»?
III. Актуализациязнаний
1. Индивидуальная работа
(У доски работают два ученика.)
— Просклоняйте имена существительные зима, Снегурочка. Выделите окончания.
2. Фронтальная работа
— Просклоняйте имена существительные: вариант 1 — снежинка, вариант 2 — льдинка. Выделите окончания..
IV. Самоопределениекдеятельности
Откуда пошли названия падежей
Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать — Именительный.
Родился — стал Родительный.
Он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным.
Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и назывался теперь Творительным.
Он всем предлагал свою помощь и назвали его Предложным.
Но когда хотели о нём рассказать, вспоминали все его имена - падежи:
Именительный,
Родительный,
Дательный,
Винительный,
Творительный,
Предложный.
- Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 67 (с. 38).
— Прочитайте стихотворение.
— Объясните значение слова полынья.
— Спишите, вставьте пропущенные имена существительные.
— Прочитайте первое предложение.
— Найдите в предложении слова свинья и полынья. (Из полыньи, от свиньи.)
— С какими словами связаны по смыслу в предложении эти слова? (Шла свинья, попалась полынья.)
— Поставьте вопрос от слова шла к слову свинья. (Шла (кто?) свинья.)
— Какой падеж имеет вопрос кто? (Именительный.)
— Подпишите падеж над словом свинья.
— Поставьте вопрос от слова попалась к слову полынья. (Попалась (что?) полынья.)
— Какой падеж имеет вопрос что? (Именительный.)
— Подпишите падеж над словом полынья.
— Прочитайте второе предложение.
— Найдите в предложении слова, которые вы добавили. (Из полыньи, от свиньи.)
— С какими словами связаны по смыслу в предложении эти слова? (Торчит из полыньи, хвостик от свиньи.)
— Поставьте вопрос от слова торчит к слову полыньи. (Торчит (из чего?) из полыньи.)
— Какой падеж имеет вопрос чего?(Родительный.)
— Подпишите падеж над словом полыньи.
— Поставьте вопрос от слова хвостик к слову свиньи. (Хвостик (кого?) свиньи.)
— Какой падеж имеет вопрос кого? (Родительный.)
— Подпишите падеж над словом свиньи.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжениеработыпотемеурока
Работапоучебнику Упр. 68 (с. 39).
— Прочитайте. Что такое словосочетание?
— Найдите словосочетания. Прочитайте.
— Найдите предложения. Что такое предложение? Прочитайте.
— Чем отличается словосочетание от предложения?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Учащиеся читают словосочетания и предложения и называют падеж имён существительных.)
Упр. 69 (с. 39).
— Прочитайте текст. О ком в нём говорится? Что интересного вы узнали?
— Найдите предложение, в котором слово змея является подлежащим.
— Выполните задания.
(Учащиеся по цепочке читают словосочетания с вопросами и называют падеж имён существительных.)
— Сделайте вывод: что нужно сделать, чтобы определить падеж существительного? (Найти слово, с которым оно связано, поставить от него вопрос. По вопросу и по предлогу определить падеж.)
— Прочитайте сведения о языке на с. 40.
— Что можно сказать об именах существительных, которые стоят в именительном падеже? (В предложении они являются подлежащим.)