|   — Корень – главная часть слова. В корне заключен главный смысл. От него растут новые слова. Такие «словообразовательные» деревья называются словообразовательными гнездами.  Слайд 10  Что вы знаете об однокоренных словах?  Слайд 11-12  Погода прекрасная, нам надо отдохнуть.  А сколько в море чудесной рыбы.    Слайд 13  Послушайте стихотворение.  Моя родня Мама с папой – моя родня. Нет роднее родни у меня. И сестрёнка родня, и братишка, И щенок лопоухий Тишка. Я родных своих очень люблю. Скоро всем подарки куплю …        А что значит родственники?  Слайд 14  . Наблюдение над словами, имеющими одинаковую часть, но не являющимися однокоренными. Подумайте, являются ли слова родственными? Почему?   Что означают слова РИС и РИСУНОК?    Подберите родственное слово слову рис - рисовый  А слову рисунок - рисовать   (Рис – злак с белыми продолговатыми зернами, идущими в пищу.   Рисунок – нарисованное изображение. Искусство рисования.)    Будут ли слова рис и рисовать родственными? Почему?  ГОРА и ГОРЕ?   Подберите родственное слово слову Гора – горный, горка.  А слову горе – горевать, горюю.    (Гора – значительное возвышение над окружающей поверхностью.  Горе – скорбь, печаль, несчастье).  Будет ли эта пара родственными словами? Почему?  Слайд 15.    Давайте сделаем вывод, какие слова называются родственными?  Найти общее в словах: лист - листочки  Родственные (однокоренные) слова.     Имеют общую часть (корень).   Имеют общее значение.  Слайд 16.  Списать только родственные слова:    вода, водичка, водяной, водитель, водник, водица.    Интересная семья —в ней живут одни слова.  Корень во главе идет всем значенье придает,  И в семействе все слова смыслом связаны всегда.  — О какой семье говориться в стихотворении?  Какой у них корень?    Почему слово водитель не будет однокоренным слову ВОДА?   Сейчас немного отдохнем.     Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо. ( 5 пар)  Лес – лесник дом – домашний река – плот     стена – гвоздь обед – стол гриб – грибной     сад – садовый кот – котик дом – дым     Посмотрите влево, вправо, вверх и вниз.   Теперь вперед, продолжаем наш урок.  Слайд 17.  Посмотрите, что мы видим вдали. Гора, а там что-то горит. Назовите корень в этих словах? Будут ли они однокоренными? Почему?  Девочки выписывают однокоренные слова слову - ГОРА, а мальчики слову - Горит.  Слайд 18.  Нам нужно посетить таинственные уголки, не тронутые человеком. По пути нам встретилось горное озеро.    А у озера. Что? или кто? Попробуйте угадать:    У озера леса.    А как вы напишите слово ЛЕСА? Какая буква написана в корне?  А если я загадала Кто? Лиса. Какую букву напишите в корне? Почему?  Слайд 19 - 20.  Значит, какой вывод можно сделать?    Как пишутся корни в однокоренных словах?    Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.  Слайд 21.  Ну как в путешествии не почитать. Откроем учебники на странице 103   Упражнение 275.   |