kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Корень. Родственные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дети знакомятся с двумя причинами определения родственных слов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка "Корень. Родственные слова"»

Учитель: Дзюба Наталья Михайловна.

Русский язык 2 класс

Город Усть – Каменогорск,

Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа № 26».


Тема: Корень. Родственные слова.

Цели: обобщить знания о корне как части слова; развивать умение находить корень в группе однокоренных слов, в установлении словообразовательных связей между словами; дать понятие родственным словам;

развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность;

воспитывать интерес к русскому языку, потребность совершенствовать устную и письменную речь.


Слайд 1 Организационный момент

Слайд 2

Мы отправляемся в путешествие в страну родственных слов на корабле.

Все готовы? Всё в порядке? Начинаем наш урок.

Ручки, книжки и тетрадки положи на уголок.

Слайд 3 Минутка чистописания.

Какие вежливые слова вы знаете? Почему их еще называют волшебными?

Поэтому нам надо отработать букву Вв. Дайте характеристику этому звуку.

Вв Вм вл вя вв вн вж

Слайд 4 Словарный диктант.

В пути нам понадобятся словарные вежливые, волшебные слова. Вежливые или волшебные слова открывают любые двери? - Почему так говорят?

Поэтому их мы и напишем.

Спасибо, здравствуйте, до свидания, извините, привет.

- Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Взаимопроверка. 2 тетради проверяет учитель. Выставление оценок.

Итак, мы отправляемся в путь.

Подберите слова с одинаковым корнем.

Путь, путник, дорога

А что такое корень слова?

Слайд 5 Нам встретились кораблики в пути. Только одно определение верное. Найдите его.

Слайд 6 Корень слова

Так же, как и у кустов, корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам, отыщи в них корень сам:

Лес, лесок, лесной.

Цветок, цвет, цветник.

Зима, зимовать, зимний.

Лень, ленивый, ленится.

Снег, снежный, снеговик.

Слайд 7.

Все на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капель, лес - из деревьев, растения из таких частей как корень, стебель, листья, цветок, плод, речь – из предложений, а предложения – из слов. Слова имеют корень.

Что же называется корнем?

А однокоренными словами?

Слайд 8

В волшебном море жила одна большая рыба, которая была волшебницей. Скучно ей стало одной и она решила создать себе семью. Взмахнула она плавниками и появились новые слова - её родственники: семья рыб.

Какие слова могли появиться с корнем РЫБ?

Рыба, рыбища, рыбочка, рыбка

Слайд 9.

— Корень – главная часть слова. В корне заключен главный смысл. От него растут новые слова. Такие «словообразовательные» деревья называются словообразовательными гнездами.

Слайд 10

Что вы знаете об однокоренных словах?

Слайд 11-12

Погода прекрасная, нам надо отдохнуть.

А сколько в море чудесной рыбы.

Слайд 13

Послушайте стихотворение.

Моя родня
Мама с папой – моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю.
Скоро всем подарки куплю …


А что значит родственники?

Слайд 14

. Наблюдение над словами, имеющими одинаковую часть, но не являющимися однокоренными. Подумайте, являются ли слова родственными? Почему?

Что означают слова РИС и РИСУНОК?

Подберите родственное слово слову рис - рисовый

А слову рисунок - рисовать

(Рис – злак с белыми продолговатыми зернами, идущими в пищу.

Рисунок – нарисованное изображение. Искусство рисования.)

Будут ли слова рис и рисовать родственными? Почему?

ГОРА и ГОРЕ?

Подберите родственное слово слову Гора – горный, горка.

А слову горе – горевать, горюю.

(Гора – значительное возвышение над окружающей поверхностью.

Горе – скорбь, печаль, несчастье).

Будет ли эта пара родственными словами? Почему?

Слайд 15.

Давайте сделаем вывод, какие слова называются родственными?

Найти общее в словах: лист - листочки

Родственные (однокоренные) слова.

Имеют общую часть (корень).

Имеют общее значение.

Слайд 16.

Списать только родственные слова:

вода, водичка, водяной, водитель, водник, водица.

Интересная семья —в ней живут одни слова.

Корень во главе идет всем значенье придает,

И в семействе все слова смыслом связаны всегда.

— О какой семье говориться в стихотворении?

Какой у них корень?

Почему слово водитель не будет однокоренным слову ВОДА?

Сейчас немного отдохнем.

Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо. ( 5 пар)

Лес – лесник дом – домашний река – плот

стена – гвоздь обед – стол гриб – грибной

сад – садовый кот – котик дом – дым

Посмотрите влево, вправо, вверх и вниз.

Теперь вперед, продолжаем наш урок.

Слайд 17.

Посмотрите, что мы видим вдали. Гора, а там что-то горит. Назовите корень в этих словах? Будут ли они однокоренными? Почему?

Девочки выписывают однокоренные слова слову - ГОРА, а мальчики слову - Горит.

Слайд 18.

Нам нужно посетить таинственные уголки, не тронутые человеком. По пути нам встретилось горное озеро.

А у озера. Что? или кто? Попробуйте угадать:

У озера леса.

А как вы напишите слово ЛЕСА? Какая буква написана в корне?

А если я загадала Кто? Лиса. Какую букву напишите в корне? Почему?

Слайд 19 - 20.

Значит, какой вывод можно сделать?

Как пишутся корни в однокоренных словах?

Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.

Слайд 21.

Ну как в путешествии не почитать. Откроем учебники на странице 103

Упражнение 275.

Слайд 22.

1 вариант корень – гриб

2 вариант - стол

Слайд 23. Рефлексия.

Прозвенит звонок и закончится урок.

Оценку получи и дневник неси.

Вы считаете, что урок прошёл для вас

плодотворно, с пользой. Вы научились и

можете помочь другим.

Вы считаете, что научились выделять корень

в словах, можете подобрать однокоренные слова,

но иногда вам ещё нужна помощь.

Вы считаете, что было трудно на уроке

Слайд 24. Молодцы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
конспект урока русского языка "Корень. Родственные слова"

Автор: Дзюба Наталья Михайловна

Дата: 09.06.2016

Номер свидетельства: 333801

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока русского языка для 2 класса по теме: «Обобщение знаний о составе слова »"
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekturokarusskoghoiazykadlia2klassapotiemieobobshchieniieznaniiosostavieslova"
    ["file_id"] => string(6) "284211"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453950627"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока русского языка в 5 классе на тему:  "Корень слова" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-korien-slova"
    ["file_id"] => string(6) "225275"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439544109"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект урока русского языка 2 класс "Слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными""
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-2-klass-slova-s-provieriaiemymi-i-nieprovieriaiemymi-biezudarnymi-ghlasnymi"
    ["file_id"] => string(6) "275474"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452584997"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок по русскому языку "Корень слова. Родственные слова""
    ["seo_title"] => string(49) "urokporusskomuiazykukorienslovarodstviennyieslova"
    ["file_id"] => string(6) "268625"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450666778"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок по русскому языку "Корень слова. Родственные слова""
    ["seo_title"] => string(50) "urokporusskomuiazykukorienslovarodstviennyieslova1"
    ["file_id"] => string(6) "268626"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450666785"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства