— Корень – главная часть слова. В корне заключен главный смысл. От него растут новые слова. Такие «словообразовательные» деревья называются словообразовательными гнездами. Слайд 10 Что вы знаете об однокоренных словах? Слайд 11-12 Погода прекрасная, нам надо отдохнуть. А сколько в море чудесной рыбы. Слайд 13 Послушайте стихотворение. Моя родня Мама с папой – моя родня. Нет роднее родни у меня. И сестрёнка родня, и братишка, И щенок лопоухий Тишка. Я родных своих очень люблю. Скоро всем подарки куплю … А что значит родственники? Слайд 14 . Наблюдение над словами, имеющими одинаковую часть, но не являющимися однокоренными. Подумайте, являются ли слова родственными? Почему? Что означают слова РИС и РИСУНОК? Подберите родственное слово слову рис - рисовый А слову рисунок - рисовать (Рис – злак с белыми продолговатыми зернами, идущими в пищу. Рисунок – нарисованное изображение. Искусство рисования.) Будут ли слова рис и рисовать родственными? Почему? ГОРА и ГОРЕ? Подберите родственное слово слову Гора – горный, горка. А слову горе – горевать, горюю. (Гора – значительное возвышение над окружающей поверхностью. Горе – скорбь, печаль, несчастье). Будет ли эта пара родственными словами? Почему? Слайд 15. Давайте сделаем вывод, какие слова называются родственными? Найти общее в словах: лист - листочки Родственные (однокоренные) слова. Имеют общую часть (корень). Имеют общее значение. Слайд 16. Списать только родственные слова: вода, водичка, водяной, водитель, водник, водица. Интересная семья —в ней живут одни слова. Корень во главе идет всем значенье придает, И в семействе все слова смыслом связаны всегда. — О какой семье говориться в стихотворении? Какой у них корень? Почему слово водитель не будет однокоренным слову ВОДА? Сейчас немного отдохнем. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо. ( 5 пар) Лес – лесник дом – домашний река – плот стена – гвоздь обед – стол гриб – грибной сад – садовый кот – котик дом – дым Посмотрите влево, вправо, вверх и вниз. Теперь вперед, продолжаем наш урок. Слайд 17. Посмотрите, что мы видим вдали. Гора, а там что-то горит. Назовите корень в этих словах? Будут ли они однокоренными? Почему? Девочки выписывают однокоренные слова слову - ГОРА, а мальчики слову - Горит. Слайд 18. Нам нужно посетить таинственные уголки, не тронутые человеком. По пути нам встретилось горное озеро. А у озера. Что? или кто? Попробуйте угадать: У озера леса. А как вы напишите слово ЛЕСА? Какая буква написана в корне? А если я загадала Кто? Лиса. Какую букву напишите в корне? Почему? Слайд 19 - 20. Значит, какой вывод можно сделать? Как пишутся корни в однокоренных словах? Корни в однокоренных словах пишутся одинаково. Слайд 21. Ну как в путешествии не почитать. Откроем учебники на странице 103 Упражнение 275. |