Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Тамбова»
«Безударные падежные окончания существительных».
Провела студентка группы ПНК-31: Кечина Д.С.
Оценка за конспект:….. (…………) методист: _________/ Т.Н.Зотова /
Оценка за урок:….. (…………) учитель: _____________/ С.В. Демидова/
Оценка за урок:….. (…………) методист: ____________/ Т.Н.Зотова /
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1)Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности Здравствуйте, ребята! Меня зовут Диана Сергеевна. Сегодня урок русского языка у вас проведу я. Садитесь. На уроке нас ждет интересная работа. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Улыбнитесь друг другу! Учебник, тетрадь, ручка, карандаш наши первые помощники. | Дети приветствуют учителя! |
2) Этап актуализации знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии . -Ребята, откроем учебник на странице 26. Выполним задание под номером 1. Закончи предложение: -Постоянные признаки имени существительного – это …, непостоянные – это … . Постоянные признаки так называются, потому что … . Постоянные признаки так называются, потому что … . Начальная форма имени существительного – это … Изменение существительных по падежам - это … В русском языке … падежей: … Чтобы определить падеж имени существительного в предложении, нужно … В русском языке … склонения. К 1-му склонению относятся существительные … ; ко 2-му склонению …; к 3-му склонению … Чтобы определить склонение существительного ,нужно …
-Правильно, молодцы! | - постоянные – род, склонение, одушевленность и неодушевленность, собственное или нарицательное Непостоянные - падеж, число - при склонении по падежам эти признаки не изменяются - Именительный падеж, единственное число. Пример – ночь, день -словоизменение - 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. -Задать вопрос - 3 склонения - 1-е склонение – женский, мужской род с окончанием –а, -я ; 2-е склонение – мужской род с нулевым окончанием, с окончание –о, -е; 3-е склонение – женский род с нулевым окончанием - поставить слово в начальную форму, определить род и окончание существительного |
3)Этап локализации индивидуальных затруднений. -Ребята, на предыдущих уроках вы учились писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа. Как вы действовали при определении написания окончаний у имен существительных? Что было первым этапом? -Правильно! -Что было вторым этапом? -Правильно! - Ребята, все ли грамматические признаки имени существительного необходимо вспомнить, чтобы верно написать его окончание? - Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока? -Правильно. Ребята, цель нашего урока отражает его тему. Как вы думаете, какая цель нашего сегодняшнего урока? -Правильно! Тема нашего сегодняшнего урока: «Безударные падежные окончания существительных» | - Определяем склонение. Ставим слово в начальную форму И.П., ед. ч - Определяем падеж -нет, достаточно вспомнить склонение и падеж -научиться без ошибок писать безударное падежное окончание имени существительного - Безударные падежные окончания существительных |
4) Этап построения коррекции выявленных затруднений. -Ребята, внимание на слайд. Перед собой вы видите стихотворение Бориса Заходера. Кто хочет его прочитать? В лесочк.., над речк..й, Построена дачка. На дачк.. живет Небольшая собачка. Собачка довольна И лес..м и дач..й, Но есть огорчения В жизн.. собачьей. - Подскажите, какое задание можно выполнить по этому тексту?
-Правильно. Вставим пропущенные окончания, определим склонение и падеж имен существительных. -В лесочк. . Какое склонение?
-Какой падеж?
-Какую букву пишем? -Над речк.й. Какое склонение?
-Какой падеж?
-Какую букву пишем? -На дачк.. Какое склонение?
-Какой падеж?
-Какую букву пишем? -Лес.м Какое склонение?
-Какой падеж?
-Какую букву пишем? -Дач.й. Какое склонение?
-Какой падеж?
-Какую букву пишем? -В жизн.. Какое склонение?
-Какой падеж?
-Какую букву пишем? -Молодцы! | -вставить пропущенные окончания у имен существительных, определить склонение и падеж. - В лесочк. Ставим слово в начальную форму: Лесочек – м.р., нулевое окончание – 2-е скл. В чем? – в лесочк.. О ком? О чем? – предложный падеж. Пишем букву е. -Ставим слово в начальную форму: Речка- женский род, окончание а – 1-е скл. -Над чем? – над речкой Кем? Чем? – творительный падеж -Пишем букву о -Ставим слово в начальную форму: Дачка – женский род, окончание а – 1 склонение - На чем? - на дачке О ком? О чем? – предложный падеж -Пишем букву е -Поставим слово в начальную форму: Лес- мужской род, нулевое окончание – 2-е склонение Чем? – лесом. Кем? Чем? – творительный падеж -Пишем букву о -Поставим слово в начальную форму: Дача- женский род, окончание а – 1-е склонение Чем? – дачей. Кем? Чем? – творительный падеж -Пишем букву е -Поставим слово в начальную форму: Жизнь –женский род, нулевое окончание – 3-е склонение В чем? – в жизни. О ком? О чем? – предложный падеж -Пишем букву и |
5) Этап реализации построенного проекта -Откройте тетради, запишите число, классная работа. Выполним упражнение 2 на странице 27. Кто желает пойти к доске? В данных предложениях определи склонение и падеж каждого существительного: По улице идет мальчик с портфелем в руках. В темноте не видно, что одна пуговица вырвана с мясом, а на шарфе чернеет пятно. Молодцы! А теперь мы немножко отдохнем Физкультминутка. Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Качаем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, И вновь писать начнем. -Хорошо, а теперь продолжим работу. Упражнение 4, стр. 27. Кто хочет выполнить его у доски? Выпишите выделенные существительные и разберите их как часть речи: А вечером папа спросил: «Ну как, понравилось в цирке?» | -Улице – ставим слово в начальную форму: Улица- ж.р., окончание –а – 1-е скл. По чем? – по улице О ком? О чем? – П.П. Мальчик – м.р., нулевое окончание – 2-е скл. Идет кто? – мальчик Кто? Что? – И.П. Портфелем – ставим слово в начальную форму: Портфель – м.р., нулевое окончание – 2-е скл., С чем? – с портфелем. Кем? Чем? – Т.П. Руках – ставим слово в начальную форму: Рука – ж.р., окончание –а – 1-е скл., В чем? – в руках О ком? О чем? – П.П. Темноте – ставим слово в начальную форму: Темнота – ж.р., окончание –а – 1-е скл. В чем? – в темноте О ком? О ком? – П.П. Пуговица – ж.р., окончание –а – 1-е скл., Что? – пуговица Кто? Что? – И.П. Мясом – ставим число в начальную форму: Мясо – с.р, окончание –о – 2-е скл. С чем? – с мясом Кем? Чем? – Т.П. Шарфе – ставим слово в начальную форму: Шарф – м.р., нулевое окончание – 2-е скл., На чем? - на шарфе О ком? О чем? – П.П. Пятно – с.р., окончание –о – 2-е скл. Что? – пуговица Кто? Что? – И.П. - Папа – Кто? Начальная форма – папа Одушевленное, м.р., 1-е скл, ед,ч., И.П. Папа(что сделал) спросил – подлежашее В цирке- В чем? Начальная форма – цирк Неодушевленное, м.р, 2-е скл, Ед, ч, П.П Понравилось (в чем?) в цирке - дополнение |
6) Этап обобщения затруднений во внешней речи. -Ребята, внимание на слайд. - Разноцветные звезды вредничают и не дают нам посмотреть, что находится в таблице. Давай те раскроем их. На какие вопросы отвечает именительный падеж? -Правильно. Какое окончание имеют имена существительные 1- го склонения в родительном падеже? -Правильно. На какой вопрос отвечают одушевленные существительные дательного падежа? -Правильно. Какие окончания имеют имена существительные 1- го склонения в винительном падеже? -Правильно. На какие вопросы отвечают существительные творительного падежа? -Правильно. А какие окончания имеют существительные второго склонения в творительном падеже? -Правильно. На какие вопросы отвечают существительные предложного падежа? -Правильно. Какое окончание имеют существительные 3-го склонения в предложном падеже? -Молодцы! Мы смогли с вами выполнить задание. | - Кто? Что? - и - Кому? - у, - ю - Кем? Чем? -ом, -ем - О ком? О чем? - и |
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону А теперь откройте тетради,, самостоятельная работа. Внимание на слайд. -Определите склонение и падеж имен существительных. Вставьте окончания. - А теперь проверим, правильно ли вы выполнили задание: Кто не допустил ни одной ошибки? Кто допустил 1-2 ошибки? Кто допустил 3 и более ошибок? | |
8) Этап включения в систему знаний и повторения - Выполним упражнение 4, стр. 27. Выполним по цепочке с комментированием и записью в тетради. Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму – безударную гласную в окончаниях имен существительных: Тетрадь без обложк_, рисунок на ткан_, выросли в теплиц_, букет черемух_, ходит без обув_, раздал по горстк_, фильм о лебед_, шов на плать_, забота о брат_, подарок для матер_, по законам чест_ и совест_и. | Тетрадь без обложки, рисунок на ткани, выросли в теплице, букет черемухи, ходит без обуви, раздал по горстке, фильм о лебеде, шов на платье, забота о брате, подарок для матери, по законам чести и совести. |
9) Рефлексия -Ребята, с какой темой мы работали на сегодняшнем уроке? -Что нужно сделать, чтобы определить падеж имен существительных? -Как узнать склонение имени существительного? -Как определить безударное падежное окончание? -Открываем дневники, записываем домашнее задание: Дидактический материал стр 46, упр.92. -Мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за урок! До свидания! | -правописание безударных падежных окончаний существительных -Задать вопросу. Падеж имен существительных определяется по заданному вопросу. - Поставить имя существительное в начальную форму, Определить род, окончание. - определить склонение, определить падеж |