Цель: формирование у учащихся представлений о луге, как природном сообществе.
Задачи: актуализировать знания учащихся о природном сообществе (луг); показать разнообразие обитателей луга, связи между ними, устойчивость экологической системы; рассмотреть возможное негативное воздействие человека на природное сообщество луга. Развивать логическое, аналитическое мышление, наблюдательность; развивать у школьников критический подход к получаемой информации. Способствовать воспитанию бережного отношения и любви к природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Растения и животные луга"»
Луга. Значение луга для человека.
Цель: формирование у учащихся представлений о луге, как природном сообществе.
Задачи:
Актуализировать знания учащихся о природном сообществе (луг); показать разнообразие обитателей луга, связи между ними, устойчивость экологической системы; рассмотреть возможное негативное воздействие человека на природное сообщество луга.
Развивать логическое, аналитическое мышление, наблюдательность; развивать у школьников критический подход к получаемой информации.
Способствовать воспитанию бережного отношения и любви к природе.
I. Сообщение темы урока.
Ребята, я предлагаю вам совершить небольшое путешествие и перенестись в одно замечательное место. Но при этом вам нужно закрыть глаза. Расслабьтесь и просто послушайте.
Откройте глаза. Кто уже догадался, где мы только что побывали? (на лугу). Правильно. Это луг. Посмотрите слайд-шоу о луге и снова послушайте.
Какие чувства вы испытали при просмотре?
Как вы думаете, какова же тема нашего урока?
Кто может сформулировать тему урока?
II. Актуализация знаний. Стадия вызова.
Перед вами на столах лежат таблицы «Знаю. Хочу знать. Узнал». Вспомните все, что вам уже известно о луге и кратко расскажите. Подумайте, что бы вы хотели узнать.
Знаю
Хочу знать
Узнал
III. «Лови ошибку»
Вы справились с таблицей. И поэтому мы продолжаем работу. Что же такое луг?
Какие растения и животные можно там встретить?
Послушайте небольшой рассказ о луге. Но должна вас предупредить, что в нем допущены ошибки. Попробуйте их найти.
Луг.
Идешь по лугу, кругом трава. Вот мятлик луговой, а здесь тимофеевка. Среди зелени пестреют головки цветов: красные, синие, белые. Они всем знакомы, это клевер белый и красный, ромашка белая, колокольчик, тысячелистник, розовый пион, герань луговая. Какая красота! Стоит прислушаться, и сразу услышишь, как перелетают с цветка на цветок шмели, пчёлы-труженицы, звенят мухи. В воздухе порхают прекрасные бабочки, кружат стрекозы. Если присмотреться, то можно увидеть, как копошатся среди травы муравьи, жуки, кузнечики. Вдруг пробежит юркая ящерица или внезапно взлетит из высокой травы журавль.
Одну ошибку вы нашли. А вот чтобы найти вторую, ваших знаний о природном сообществе луга пока не хватает. Поэтому предлагаю вам самостоятельно прочитать статью «Чем замечательны луга»
IV. Напоминаю: вы должны быть очень внимательными при чтении. Возьмите простой карандаш и на полях отмечайте во время чтения то, что вы уже знали, знаком «V», новые сведения «+», а если вы что-то не поняли, поставьте «?».
Чем замечательны луга
На лугу растут много травянистых растений . Как красиво цветут тысячелистник, нивяник, колокольчики, клевер! А вот неяркие цветы – мятлик, тимофеевка, лисохвост. Их здесь особенно много. На лугах также встречаются ядовитые растения. К ним относятся борец, лютикедкий, черемица и др. По топкам рек и канав растет одно из самых ядовитых растений – вех ядовитый. Если яд этого растения попадет в организм, то он действует на мозг и тогда прекращается дыхание и наступает смерть.
Крупные животные на лугу не живут – им негде прятаться. Зато мелких животных – множество!
Особенно разнообразны насекомые. На цветах – пчелы,шмели, бабочки, цветочные мухи. Они кормятся нектаром, опыляют цветки. Многие цветочные мухи похожи на пчел или ос. В зелени трав – питающиеся растениями гусеницы бабочек. Со всех сторон доносится стрекотание незаметных в траве кобылок и кузнечиков.
Есть на лугу очень интересные насекомые – санитары: жуки – навозники и жуки – могильщики. Жуки-навозники уносят в свои норки помет животных, питаются им сами и запасают его для своих личинок. Жуки-могильщики закапывают в почву мертвых птиц и зверьков. Это – пища взрослых жуков и личинок.
Насекомые основная пища и для луговых птиц – перепела,коростеля, трясогузки. Перепел и коростель взлетают редко, в основном бегают по земле. Свое присутствие перепел выдает песенкой «пить-полоть», а коростель – громким скрипучим криком «дёрг-дёрг». Легко узнать трясогузку: она постоянно потряхивает хвостиком, за что и получила свое название. Гнезда эти птицы устраивают на земле.
На лугу живут полевки и мыши, которые питаются растительной пищей. Охотиться на них прилетают из леса совы.
Растут на лугах и грибы: опёнок луговой, шампиньон, дождевики.
В луговой почве много червей и, конечно же, почвенных микробов.
V. Работа по теме урока. Стадия осмысления.
Теперь вы можете устно заполнить третью колонку таблицы сведениями, которые узнали из текста учебника.
VI. Кластер
Что такое луг? Что мы называем лужайками?
Какие луга называют пойменными? суходольными?
Как называется верхний слой луговой почвы?
Что мы в первую очередь представляем, когда говорим о луге?
Почему лесные луга не зарастают деревьями и кустарниками?
А растут ли цветы на лугах?
Выберите из предложенных вариантов цветов те, которые, как вы считаете, растут на лугу. Попробуйте определить их названия.
Какие еще цветы растут на лугу? Какие красивые цветы. А чем обусловлена их яркая окраска? (привлечением насекомых)
Какие насекомые обитают на лугу?
Посмотрите, какие все они красивые. Есть ли среди этих насекомых те, названия которых вы не знаете?
Кто еще обитает на лугу? (звери, ящерицы, лягушки)
Каких из этих животных можно встретить?
Назовите тех животных, которые не живут на лугу.
Почему на лугах не живут крупные животные? Почему мелкие грызуны обосновались в этом сообществе? (Из-за обилия пищи) Какие опасности подстерегают грызунов? (четвероногие хищники и птицы)
Какие птицы обитают на лугу?
Почему окраска птиц такая неброская? (чтобы лучше прятаться в траве) как связаны между собой обитатели луга? Итак, вы уже достаточно много узнали о природном сообществе луга. Пришло время вернуться к нашему тексту с ошибками. Послушайте его ещё раз и скажите, в чем же ошибка. (Журавль живет в степи, а не на лугу). Молодцы!
VII. Работа с текстом.
Ребята. Мы с вами поиграем в игру «Верите ли вы, что…» . У вас на столах лежат листочки с номерами вопросов. Заполните ее. Если вы согласны с этим утверждением. То поставьте «+» , а если нет – «-».
Работайте в парах.
Верите ли вы, что луга не имеют значения для людей?
Верите ли вы, что животноводы ухаживают за полями?
Верите ли вы, что люди подсевают на лугах травы?
Верите ли вы, что на лугах растут ядовитые растения?
Верите ли вы, что луг может однажды превратиться в пустырь?
Верите ли вы, что нужно поджигать на лугах старую траву, чтобы молодая росла лучше?
Верите ли вы, что много лугов было уничтожено после возведения на реках плотин?
VIII.
Правильно ли вы сделали это задание вы можете проверить после того как, познакомитесь с еще одной статьей – «Как человек использует луга». Не забывайте делать пометки на полях уже знакомыми для вас знаками.
Как человек использует луга.
Луга украшают родной край. Но часто бывает, что ребята рвут на лугах цветы, ради забавы ловят бабочек, а то и разоряют гнезда шмелей. Но разве не жалко губить цветы и замечательных, красивых насекомых? К тому же без бабочек и шмелей многие растения останутся неопылёнными, у них не будет плодов и семян.
Некоторые ребята уничтожают на лугу гусениц, считая их «вредными». Это ошибка! Большинство гусениц никакого ущерба хозяйству человека не приносят. Зато, в каких красивых бабочек превращаются!
Весной некоторые ребята и даже взрослые поджигают на лугах сухую, прошлогоднюю траву. Нельзя делать этого! Вместе со старой травой сгорают молодые ростки, погибают подземные части многих растений, и эти растения исчезают с лугов. Погибают в огне божьи коровки, гнезда шмелей, птиц. Кроме того, нарушается круговорот веществ на лугу. Ведь отмершая трава должна попасть в почву и превратиться в перегной, а если её сжечь, этого не произойдет. Почва станет менее плодородной.
Очень бережно нужно относиться к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Эти животные не только интересны, но еще и поддерживают природное равновесие на лугу. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.
Луга имеют большое значение для сельского хозяйства. Многие из них служат пастбищами для домашних животных, на других заготавливают сено. Особенно ценные кормовые растения – мятлик, тимофеевка, лисохвост, клевер. Чтобы эти растения не исчезли с лугов, работники сельского хозяйства подсевают их семена или оставляют нескошенными часть трав. Надо помнить, что неумеренный выпас скота очень вреден для лугов. Из-за него здесь исчезают многие растения, а иногда даже остается на месте луга голая, вытоптанная почва.
Те, участки лугов, где особенно много редких растений и насекомых, люди берут под охрану.
Я повторяю вопрос, вы отвечаете на него, опираясь на сведения, полученные из учебника. Кто при ответах не допустил ни одной ошибки?
IX. Давайте еще раз устно заполним третью графу нашей таблицы.
Можем ли мы добавить в кластер, что луг очень важен для человека?
А чем он так важен?
Как называются травы, которыми кормят домашних животных?
Какие травы, растущие на лугу, вы можете назвать?
Попробуйте отгадать, как называется каждая из предложенных трав?
Почему люди уничтожают некоторые растения на лугах? (они ядовиты)
Посмотрите на эти растения. На какие группы их можно разделить? (кормовые, ядовитые)
А какая деятельность людей опасна для природного сообщества луга?
X. Закрепление знаний. стадия рефлексии.
Заполнение таблицы сравнения.
Линии сравнения
Степь
Луг
Влажность почвы
Причина отсутствия деревьев
Верхний слой почвы
Растения
Животные
Птицы
Значение для человека
XI. Итог урока
Спасибо, за интересную работу на уроке. Что нового и интересного вы узнали? В какой момент было особенно интересно?