Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: Русская народная сказка "Два Мороза"»
МБОУ «Чкаловская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района»
Урок литературного чтения во 2 «Б» классе
Русская народная сказка «Два Мороза»
Автор урока: учитель начальных классов
Сукманова Александра Николаевна
Стаж работы: 1 год.
Аннотация к уроку литературного чтения во 2 классе
Урок литературного чтения разработан в соответствии с концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения.
Оборудование: ИКТ,( слайдовая презентация «Два Мороза» ). Время реализации урока: 45 минут.
Актуальность урока литературного чтения УМК «Гармония» 2 класс по теме: русская народная сказка «Два Мороза », обусловлена тем, что данная разработка направлена на развитие мыслительной и творческой деятельности учащихся на уроке, формирование умения нестандартно мыслить, создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Урок разработан с использованием технологий развития критического мышления, формирования типа правильной читательской деятельности, технологии педагогических мастерских в практике начальной школы, проблемно-диалогового обучения. Во время урока происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необъяснимое беспокойство. Методы и приёмы организации деятельности учеников на данном уроке ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Данный урок носит не оценочный, а в большей степени развивающий характер.
В основе урока, построенного по данной технологии, лежат три фазы: вызов, осмысление, рефлексия. На стадии вызова стоит задача «вызвать» уже имеющиеся знания или создать ассоциации по изучаемому вопросу, а также активизировать, заинтересовать учащихся. На стадии осмысления идет работа с информацией. Использование методов и приемов данной технологии позволяет сохранить активность ученика на уроке, сделать чтение или слушание осмысленным. На стадии рефлексии информация анализируется и творчески перерабатывается. На данном уроке использованы приемы работы по технологии формирования типа правильной читательской деятельности, это работа с текстом до чтения «прогнозирование», работа с текстом во время чтения «диалог с автором», работа с текстом после чтения. Урок построен таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Они обращаются к своему опыту и своих одноклассников, при этом вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, все включены в учебный процесс.
По данной разработке был дан урок 12.12.2015г
ХОД УРОКА:
Этапы урока
Какие УУД формировали
I.Организационный момент. (3 мин.)
Положительное отношение к учению, чтению, к познавательной деятельности. (Л)
II.Актуализация полученных ранее знаний. (7 мин.)
Сопоставление произведений по жанру, обобщение и классификация, сравнение жанра произведений, способность выполнять логические операции: анализ содержания и языкового оформления произведения. (П)
Уметь слушать собеседника, правильно доносить свою мысль до слушателей, вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение. (К)
Сообщение темы урока, постановка целей. (5 мин.)
Умение определять цели и задачи усвоения новых знаний. (Р)
Ответственное отношение к своей речи, к русскому языку, осознание себя носителем русского языка, желание им умело пользоваться. (Л)
Умение обосновывать свои суждения. (П)
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. (Р)
Изучение нового материала. (20мин)
Способность планировать и действовать по намеченному плану для достижения результата. (Р)
Работа с разными источниками информации (П)
Черпать из учебника информацию, находить новые сведения, пользоваться ими, сравнивать сделанные выводы с информацией в учебнике, строить необходимые рассуждения. (П)
Способность планировать и действовать по намеченному плану для достижения результата, осознанно выполнять инструкцию (Р)
Способность выполнять логические операции: анализ содержания и языкового оформления произведения. (П)
Познавательный интерес к наблюдениям за словом. (Л)
Способность к контролю, самоконтролю и коррекции(Р)
Физ-минутка (3 мин.)
Положительно относятся к занятиям по снятию физического напряжения.(Л)
Итог.Рефлексия.(7мин.)
Способность и привычка к рефлексии, способность осознавать трудности и стараться преодолевать их. (Р.)
Способность выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения(К)
Понимать перспективы дальнейшей учебной работы(Р)
Образовательная область
Литературное чтение
класс
2 «Б»
Тема
«Два мороза» русская народная сказка
Цели деятельности педагога
познакомить с русской народной сказкой «Два Мороза»;
отрабатывать навыки чтения;
развивать умение выделять главное в прочитанном тексте;
развивать речь, память и внимание детей;
воспитывать трудолюбие.
Оборудование
презентация
Тип урока
урок открытия новых знаний
Методы и формы обучения
Методы: словесный, частично-поисковый, монологический метод, диалогический метод
Формы: индивидуальная, работа в паре, фронтальная, групповая
2. Жил я посреди двора, где гуляла детвора. Но от солнечных лучей превратился я в ручей.
3. В обоих домиках темно. Зато, жарища прямо, а коль засветится окно его починит мама.
4. Я живу под самой крышей даже страшно взглянуть вниз Я могла бы жить и выше если б крыши там нашлись.
5. Кто угадай-ка седая хозяйка, тряхнула перинки над миром пушинки
Ученики разбиваются на пары. Обсуждают. Дают ответ.
Ученики разбиваются на 4 группы. По 4 человека.
Сообщение темы урока, постановка целей.
Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.
- Ребята, какое сейчас время года?
Вот, послушайте, какой восхитительный «Вальс снежных хлопьев» сочинил П.И.Чайковский.
-Что вы себе представили, слушая эту музыку?
Отгадаете загадку, что это?
Старик у ворот
Тепло уволок.
Сам не бежит,
Стоять не велит.
- Правильно, мороз. Да не один мороз, а два мороза (показываю на слайде 4 ) – Мороз - Синий нос и Мороз – Красный нос.
- Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока он не придет – зима не настанет. Явится – мосты наведет на реках, птиц и зверей загонит по гнездам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать и приговаривать: «Ай, да мороз!» - Вот как об этом волшебстве говорится в сказке.
Отгадайте, какую сказку мы будем читать?
Предлагаю поставить цели на урок.
Слушают и отвечают.
Узнать основную мысль произведения. Учиться читать по словам, работать с текстом.
Изучение нового материала.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
1.Словарная работа.
-Перед тем, как я прочту вам сказку, давайте выясним значение некоторых слов.
Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании;
Дровосек – человек, рубящий дрова;
Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки;
Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.
2. Чтение учителем.
3.Первичная проверка понимания.
-Это сказка или рассказ? Почему?
- Понравилась сказка?
- Назовите действующих лиц сказки.
- Можно ли эту сказку назвать волшебной? Что в ней волшебного?
- Как решили подшутить Морозы?
- Кого собрался заморозить Мороз – Синий нос?
- Кого собрался заморозить Мороз – Красный нос?
- А вот как они это делали, вы прочитаете нам после самостоятельного чтения.
4. Читаем слова слитно.
- А перед чтением мы с вами потренируемся читать сложные слова. (на слайде 5)
ко-ло-коль-чик
бу-бен-чик
дро-во-сек
крес-тья-нин
вы-ко-ла-чи-вать
по-за- ба-вить-ся
Выполняют задание, отвечают на вопросы.
Слушают.
Отвечают на вопросы.
Познавательные - научатся самостоятельно делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические и мыслительные операции для решения учебной задачи; научатся поиску информации в различных источниках; разовьют внимание, мышление;
Личностные: понимают личную ответственность за выполненный результат;
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы.
5. Самостоятельное чтение
читают
Сколько частей, по вашему мнению получилось?
-Кра Как кратко, одним предложением их можно назвать? Назовите о чём каждая часть.
( 1 1. часть - забавы Морозов;
2 часть – сошлись опять два Мороза
Работа по первой части.
Чтение вслух Дюсеновой А.
1часть-с.81-83 от начала до слова «Свистнули, щёлкнули, побежали.»
На листках записать вопросы, которые вы бы задали товарищам. Ребята самостоятельно зачитывают, задают вопросы друг другу в парах, отвечают.
Работа по второй части
2 часть –с.84 от слова «Только солнышко закатилось…» до конца.
Чт Чтение по цепочки
Класс делится на 3 мини-групп по 5 ученика в каждой группе - по количеству вопросов к первой части текста.
Задание 1
1 группа
- У. Удалось ли Морозу – Синему носу заморозить дровосека?
2 группа
- П. Почему Морозу не удалось
никого заморозить?
3 группа
- Почему легко было заморозить барина?
- Найдите непонятные слова и посмотрите значение в толковом словаре.
Задание 2
- Ребята, обратите внимание (учитель зачитывает) « А мужик всё работает да работает. Чем бы зябнуть, а ему жарко стало».
- Какие черты характера проявил дровосек во время работы? Выберите нужные слова. (слайд 8)
Слова на слайде:
ТРУДОЛЮБИЕ
СТАРАНИЕ
УПОРСТВО
ВЫНОСЛИВОСТЬ
Задание 3
Я предлагаю обратиться к Корзине идей и соединить части пословиц, Подумай, какие подойдут к этому рассказу и объяснить смысл.(слайд 9)
Глаза облюбовали, руки – сделали.
Топор лучше шубы – трудолюбивый.
Самый счастливый человек греет.
Задание 4
-Постарайтесь ответить на вопрос:
- На листе белой бумаги нарисована снежинка(приложение 2), внутри напишите то качество трудолюбивого человека, которое по-вашему мнению самое важное.
Выполняют задание, отвечают на вопросы.
( две)
У
учащиеся берут по 1 вопросу, изучают 2 часть рассказа в своей группе с целью найти ответ на свой вопрос, подчеркивают этот ответ в тексте, затем собираются при помощи цветовых карточек в "экспертные" группы, обсуждают, приходят к общему мнению, отвечают). Далее задание для этих же групп (группы не расходятся).
Познавательные - научатся самостоятельно делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические и мыслительные операции для решения учебной задачи; научатся поиску информации в различных источниках; разовьют внимание, мышление;
Личностные: понимают личную ответственность за выполненный результат;
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы.
Физ-минука
Зайка»
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
(Движения выполняются по ходу текста стихотворения)
Выполняют упражнения по снятию напряжения.
Личностные: положительно относятся к занятиям по снятию физического напряжения.
Итог урока. Рефлексия.
-Вот и подходит наш урок к концу.
-Какая основная мысль произведения? Какова идея произведения? В чем нас хотел убедить автор? Ребята, посоветуйтесь друг с другом. Выскажите свою мысль.
-Спасибо ребята, выше мнение очень важно для меня.
У У каждого из вас на столе конверты с сюрпризом, откройте их. Что вы там видите?(приложение 3)
(У каждого ученика на столе шаблоны деда мороза трех цветов: красный - мне было не интересно на уроке, и я ничего не понял; синий - мне было интересно, но у меня возникло очень много вопросов; зеленый - мне урок понравился).
-Покажите деда мороза, который соответствует вашему мнению.
Слушают учителя, отвечают на вопросы
Предметные: определять тему и главную мысль произведения и обосновывать свое мнение;
Регулятивные:оценивают свою работу на уроке; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища.
Коммуникативные: умеют излагать свое мнение.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
Самоанализ урока литературного чтения во 2 Б классе по теме: русская народная сказка «Два Мороза»
Учитель: Сукманова А.Н.
Тема: русская народная сказка «Два Мороза»
Тип урока: открытия новых знаний
Цели урока: познакомить с русской народной сказкой «Два Мороза»;
отрабатывать навыки чтения;
развивать умение выделять главное в прочитанном тексте;
развивать речь, память и внимание детей;
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС. В процессе обучения использовались современных образовательных технологии - проблемно-диалогической технологии, ИКТ, технология здоровье двигательные физминутки, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся)
Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Читая - думая»
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и проблемно-диалогической.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования второклассников, соответствовал их жизненному опыту.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для обучающихся 2 класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей второклассников.