Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению по теме "Русская народная сказка" «Два Мороза»»
Тема: Русская народная сказка «Два Мороза»
Цели:
- познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза»;
-развивать память, внимание, мышление, речь;
-учить грамотно излагать свои мысли.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказки; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать антонимы для их характеристики; читать выразительно; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения.
Оборудование: презентация, карточки для парной и групповой работы.
Ход урока
Организация урока
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Чтобы многое узнать
Книги надо нам читать.
Проверка домашнего задания.
- Что было задано на дом?
- Кто автор этого стихотворения?
- Чем любуется поэт?
Чтение стихотворения «Берёза» С. Есенина наизусть.
Самоопределение к действию.
Речевая разминка:
Городу ночью холодно стало,
Ночь для него одеяло достала,
Снегом заботливо город одела
И просветлела от доброго дела.
Чтение с логическим ударением.
Определение темы урока.
- Тема урока зашифрована в таблице.
- Зачеркни в каждой строке одинаковые буквы, и ты узнаешь название произведения. Приложение. Таблица № 1
- Как вы думаете, какое произведение будем читать на уроке?
- К какому жанру относится это произведение? Почему вы так считаете?
- Какие бывают сказки?
4. Работа над произведением.
1) Словарная работа перед чтением сказки.
- При прослушивании произведения вам встретятся слова, объясните их лексическое значение.
Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.
Дровосек –человек, рубящий дрова.
Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.
Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.
- После прослушивания, должны будете определить, какая это сказка.
Прослушивание аудиозаписи (1 части).
- Почему Мороз Синий нос посмеивался?
- Как вы считаете, удалось ему заморозить купца?
- Как чувствовал себя Мороз Красный нос? Что значит «ёжится?»
- Как вы думаете, заморозил Мороз Красный Нос дровосека?
- Проверим наши предположения. Прочитаем сказку до конца. Помогут мне ребята.
(Читает сначала учитель, а потом сильные ученики).
- Оправдались наши предположения?
- Какая это сказка? (Бытовая) – Почему? (События происходят в жизни людей).
- Что ещё указывает, что это сказка? (Зачин, повторы, концовка).
Физкультминутка - игра
Я – Мороз Красный Нос
Я – Мороз Синий Нос (показали на себя, поклонились)
Братья меж собой родные
Мы Морозы удалые (приседают в присядку)
Землю снегом мы укроем (имитируют движения)
Через речку мост построим
Берегите щеки, нос (показывают на нос и щёки)
Коль на улице мороз.(растирают)
Хотим позабавиться,
Силой помериться. (кидаются снежками)
6. Закрепление изученного.
Словарная работа.
- Перед тем, как вы начнёте читать сказку, давайте потренируемся и прочитаем сложные слова на доске:
проезжая дорога – «зж» читается как долгое мягкое «ж»
свистнули – непроизносимый согласный звук «т».
А теперь читаем сначала по слогам, а потом целыми словами:
ко-ло-коль-чик
ду-бун-чик
дро-во-сек
крес-тья-нин
вы-ко-ла-чи-вать
по-за-ба-вить-ся
2. Вторичное чтение.
-А теперь приступаем к чтению.
Сильная группа. Читает самостоятельно и работает по карточкам.
При ложение № 3
Слабая группа. Читает текст с учителем и отвечает на вопросы по ходу чтения.
- Будем читать по цепочке, стараемся читать выразительно, соблюдая все знаки препинания.
От начала текста заканчивая словами … встретим кого.
- Как решили позабавиться Морозы?
… Побежали оба … щёлкнули, побежали.
- Кого решил заморозить Мороз – Красный нос? (Бедного крестьянина, потому что у него была старая и рваная одежда).
… А к вечеру … да ёжится.
- Что обозначает слово «ёжится»?
- Какое настроение было у Мороза Синего носа? А у Красного носа?
… Ну что… насквозь
- Удалось ли заморозить купца? Почему?
… Ну а ты … болят.
- Удалось ли заморозить крестьянина? Почему?
Покачал головой … до конца.
- Кто выиграл спор? Почему? (Синий нос был старше и опытней).
- Какова основная мысль сказки?
- В каких словах она заключается?
- Как вы понимаете их смысл?
Проверка работы сильной группы
- На сколько частей разделили сказку?
- О чём говорится в первой части?
- О чём говорится во второй части?
3) Работа с пословицами.
Прочитайте пословицы. Какая пословица больше подходит к сказке «Два Мороза»? Почему?
4) Ориентирование в социуме.
- Как нужно вести себя на улице в морозные дни?
5) Работа в группах.
Работа по развитию словарного запаса.
Приложение таблица № 2
6) Чтение отрывка по ролям.
– Сколько действующих лиц? (Двое и автор). С какой интонацией будем читать слова Мороза Красного носа, Синего носа?
- Начнём со слов «Ну что, - спрашивает он…» (с. 200 – 201)
7.Итог урока.
- Какое произведение читали?
- К какому жанру относится?
- Кто автор произведения?
- В каких словах заключается главная мысль сказки?
8.Домашнее задание.
Прочитать сказку по ролям.
9.Рефлексия
Закончи предложение:
- Мне понравилось …
- Мне запомнилось …
Приложение
Таблица № 1
д
с
д
о
ф
б
й
м
в
а
в
т
ж
х
к
а
л
а
з
о
ц
м
с
в
с
ф
ж
м
о
ш
а
я
з
о
х
р
з
а
р
к
ю
м
м
н
о
з
х
щ
о
к
п
з
в
й
з
ь
н
я
ч
а
т
а
л
- Зачеркни в каждой строке одинаковые буквы, и ты узнаешь название произведения.
Таблица № 2
Задание 1
Соедини стрелками слова, которые относятся к поведению купца, а какие к крестьянину?
кутается Крестьянин
бежит
рубит
лежит
машет Купец
выколачивает
Задание 2
Подчеркни слова, которые характеризуют купца, крестьянина.