* слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;
* участвовать в коллективном обсуждении;
* строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками
и учителем.
- регулятивные УУД
* принимать и сохранять учебную задачу;
* выделять необходимую (существенную) информацию из текста;
* оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые
коррективы в исполнение.
- личностные
* формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-
познавательный интерес к новому учебному материалу;
* развивать способность к самооценке на основе критерия успешности
учебной деятельности.
I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя
Как вы думаете, ребята, трудности всегда можно преодолеть ? Трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошими мыслями, с хорошим настроением. Вместе мы сможем решить любую задачу!
II. Формирование темы урока Я прочитаю несколько отрывков из знакомых вам произведений. Отгадайте, что это за произведение и кто автор?
«Были брат и сестра – Вася и Катя, у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти».
( Л.Н.Толстой. «Котёнок»)
«Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла не солоно хлебавши.»
(«Лиса и журавль». Сказка)
«Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день они ходили за водой.
(«У страха глаза велики» сказка).
Подумайте, какой отрывок может быть лишним и по какому признаку?
(Лишний первый отрывок. Это рассказ. А вторые два это русские народные сказки). Сколько осталось произведений. Два. Это будет первое слово в названии темы урока.
-Определим вторую часть в названии темы урока.
Отгадайте загадку.
Какой это мастер
На стёкла нанёс
И листья, и травы
И заросли роз? (Мороз).
Сформулируйте тему урока полностью.
Тема урока: «Два мороза».
- Сегодня мы познакомимся с замечательным произведением «Два Мороза» -Как вы думаете, к какому жанру оно относится? Почему?
Сформулируйте цель урока:
III. Изучение нового материала.
Приём «Ассоциация».
- Какие ассоциации возникают у вас при прочтении названия произведения «Два Мороза»?
(Ассоциации с праздником, волшебством, чудесными картинами, с исполнением желаний, счастьем и добром.)
- Почему выбрали именно такое название? Вы нашли довольно много слов, которыми можно было бы озаглавить произведение «Два Мороза».
- Можно ли изменить его заголовок любыми из тех слов, которые вы сейчас назвали?
Прошу детей сформулировать свои догадки. Учащиеся рассуждают, ищут обоснования своим ответам.
- Словарная работа.
- В сказке встретятся незнакомые слова. Посмотрите и прочитайте слова, объясните их значение.
Позабавиться
повеселиться
Пощёлкивать
издавать звук, щелчок
Не сладить
не справиться
Ёжиться
жмётся от холода
Кутается
плотно закрывается
Прихвачу
возьму, поймаю
Купец
богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки или магазина
Крестьянин
бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли, беден
По названию и данным словам попробуйте определить, о ком сказка.
Сказка русская народная, так как нет автора, по иллюстрациям можем предположить, что в сказке есть олицетворение - когда предметы неживой природы изображаются как живые существа.
4. Слушаем аудиозапись «Два мороза».
5. Первичная проверка понимания
- Понравилась сказка? Докажите , что это сказка? Это произведение придуманное, в нём есть герои, которых нет в настоящей жизни – Морозы. Докажите что это русская народная сказка ( барин , мужик, лапти, бубенчик, колокольчик)
-В этой сказке употреблено много устаревших слов. - В сказке есть пословицы.- Это сказка русская народная, бытовая, так как есть слова и выражения ,помогающие понять, что это русская народная сказка. «По чистому полю, по густому лесу», «Свистнули, щёлкнули, побежали», »«Еле я ноги унёс, до сих пор бока болят».Есть зачин.
Повторы: «Два Мороза, два родных брата», «Бил – бил», «Колотил – колотил», «Шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи». Диалоговая форма. Вот видите, какую интересную, необычную по форме, поучительную сказку создал русский народ.
- Подумайте, для чего в сказке нужны Морозы?
- Они – волшебные предметы и испытывают других героев, на какие – то качества характера.
- А что такое мороз?
- Мороз – это явление природы, холод – погода с низкой температурой.
- А как в сказке представлены морозы?
- Как живые существа, но только наделённые волшебной силой.
6. Закрепление изученного .Работа с текстом
А) Блиц-опрос
- Два Мороза были родными братьями? (да)
- Синий нос – это старший брат? (да)
- Старший брат Красный нос – погнался за барином? (нет)
- Купец не замёрз, его спасла шуба? (нет)
- Дровосек бежал за санями , чтобы согреться? (да)
- Красный нос заморозил дровосека? (нет)
- Прочитаем сказку вслух. Будьте внимательны, после прочтения будем отвечать на вопросы.
- Назовите действующих лиц сказки. ( 2 мороза, купец, крестьянин)
Б ) Выборочное чтение.
- Найдите в тексте и прочитайте:
- Как решили позабавиться два Мороза?
- Куда едет купец? А крестьянин? (- Купец едет в город, а крестьянин – в лес по дрова.)
- Как одет купец? Как одет крестьянин? (Найдите в тексте) (- На купце была шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи. У крестьянина полушубок старый да рваный, шапка худая, рукавицы дырявые.)
- Как спасались от холода купец и дровосек?
- Про кого из героев сказки можно сказать:
Ленивый, вялый, не привык работать – это …. (купец)
Трудолюбивый, умелый, труженик, работящий – это ….. (крестьянин)
-Как Мороз – Синий нос заморозил купца? Почему ему это удалось? (Мороз-Синий нос забрался к купцу и в шубу, и в шапку, и в сапоги. Купец не хотел вылезать из саней, потопать ногами, похлопать руками, вот Мороз его и заморозил.)
- Удалось ли Морозу – Красному носу заморозить крестьянина по дороге? Почему? (Морозу – Красному носу заморозить крестьянина по дороге не удалось, потому что он бежал.)
- Мороз решил заморозить его в лесу, когда крестьянин остановится.( Дровосек начал работать, топором махать и ему стало жарко – жарко, а Мороз жары боится.)
А в третий раз почему не удалось заморозить? (- Полушубок был мокрым от пота и когда Мороз в него забрался, то он стал твёрдым, негнущимся. Крестьянин побил полушубок поленом, чтобы размять его.)
В) Работа в парах: Выберите слова, которые описывают действия крестьянина? - + …. Купца? - V …… Какие слова остались? Действия кого описывают они?