Конспект урока на тему «Два Мороза» (русская народная сказка)
Конспект урока на тему «Два Мороза» (русская народная сказка)
«ДваМороза» (русскаянароднаясказка)
Цели урока: ознакомить с русской народной сказкой «Два Мороза»; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать умение выделять главное в прочитанном тексте; способствовать воспитанию трудолюбия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему «Два Мороза» (русская народная сказка) »
«ДваМороза» (русскаянароднаясказка)
Цели урока: ознакомить с русской народной сказкой «Два Мороза»; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать умение выделять главное в прочитанном тексте; способствовать воспитанию трудолюбия.
Ход урока
I.Проверка домашнего задания
Чтение наизусть стихотворения С. Есенина «Береза».
II.Постановка цели урока
Учитель читает стихотворения.
1. И. Суриков «Белый снег пушистый».
Белый снег, пушистый...
Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.
И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Все его одело.
Темный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно...
Божьи дни коротки, Солнце светит мало, - Вот пришли морозцы - И зима настала.
Труженик-крестьянин Вытащил санишки, Снеговые горы Строят ребятишки.
Уж давно крестьянин Ждал зимы и стужи, И избу соломой Он укрыл снаружи.
Чтобы в избу ветер Не проник сквозь щели, Не надули б снега Вьюги и метели.
Он теперь покоен - Все кругом укрыто, И ему не страшен Злой мороз, сердитый.
- Когда можно считать, что наступила настоящая зима?
2. И. Никитин «Здравствуй, гостья зима, просим милости к нам».
Кого имеет в виду поэт, когда обращается к зиме: «Строй мосты по рекам».
Что это за могучий волшебник?
Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока не придет могучий мороз - зима не настанет. Явится он -мосты наведет на реках, птиц и зверей загонит по гнездам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать, ногами притоптывать и приговаривать: «Ай, да мороз».
- Вот как об этом волшебстве говориться в сказке. Откройте учебники. Прочитайте название сказки.
III. Изучение нового материала
1. Первичное чтение.
Сказку читает учитель, по ходу чтения идет словарная работа.
бубенчик - металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании; дровосек - человек, рубящий дрова; купец - богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки;
крестьянин - бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.
2. Первичная проверка понимания.
Понравилась сказка?
Назовите действующих лиц сказки?
Что в сказке волшебного?
Удалось ли заморозить крестьянина? А купца? Почему?
Какой урок можно извлечь из этой сказки?
Какой пословицей заканчивается сказка? Как вы ее понимаете? О чем она? (О трудолюбии.)
Найдите пословицу в тексте?
3. Игра «Найди пословицу».
- На доске записаны пословицы. Найдите те, которые отно- сятся к нашей сказке:
Землю солнце красит, а человека труд.
Волков бояться - в лес не ходить.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Физкультминутка
Дети выполняют движения в соответствии с текстом
Раз –налево, два – направо, Три –наверх, четыре — вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного А теперь нажмем немного Точки возле своих глаз. Сил дадим им много-много, Чтоб усилить в тыщу раз!
V. Закрепление нового материала
1. Словарная работа.
- Перед тем, как вы начнете читать сказку, давайте потре нируемся и прочитаем сложные слова на доске. проезжая дорога - «зж» читается как долгое, мягкое «ж». свистнули - непроизносимый согласный звук «т».
ко-ло-коль-чик
бу-бен-чик
дро-во-сек
2.Выборочное чтение.
Как решили позабавиться два Мороза?
Куда едет купец? Куда крестьянин?
Как одет крестьянин? Купец?
Как Мороз - Синий нос заморозил купца?
Как Мороз - Красный нос морозил крестьянина? Удалось ли ему это?
Как повел себя крестьянин, когда ему стало холодно?
Зачем он так сделал?
3.Работа над сказкой.
- В тексте присутствуют слова и выражения, типичные для русской сказки. Давайте попробуем их найти.
«По чистому полю, по густому лесу»
«Свистнули, щелкнули, побежали»
3) «Ели я ноги унес, до сих пор бока болят» Повторы: «Два Мороза, два родных брата», «бил-бил», «колотил-колотил», «шуба медвежья», «шапка лисья», «сапоги волчьи».
VI. Итог урока
- С какой русской народной сказкой познакомились сегодня?