Триединая дидактическая цель урока, которая реализовывалась через следующие аспекты:
образовательный: Сформировать умение изменять глаголы прошедшего времени по числам и родам; обобщить знания о глаголе как части речи.
Совершенствовать умение правописания окончаний глаголов прошедшего времени.
развивающий: Способствовать развитию мыслительных операций, наблюдательности и орфографической зоркости.
2. коррекционный: расширять словарный запас детей, учить точному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях, правильной речи.
3. воспитательный: Воспитывать уважительное отношение к родному языку, прививать навыки дружеского общения.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент.
Сегодня на уроке мы будем исследователями.
Рисовать, бегала, играть, летать.
- Что общего у этих слов? (Глагол) Докажите.
Значит, объектом исследования – глагол.
Какое слово лишнее? Почему?
Итак, предмет исследования – глагол прошедшее время.
- Какая отличительная черта есть у глаголов прошедшего времени? (суффикс – Л -)
- Давайте сейчас пропишем эту букву.
2. Минутка чистописания.
Лл
ла ля ло...
Определите закономерность, продолжите ряд.
-Запиши по 7 слов из словаря на эту букву.
-Сели ровно, тетради положили правильно.
- Посмотрите, как вы прописали. Если вам понравилось, поставьте себе +. Взаимопроверка.
3. Повторение. Актуализация знаний.
Объект исследования – глагол. Давайте вспомним, что мы знаем об этой части речи.
-А поможет нам это сделать тест.
Тест.
1. Глагол – это часть речи, которая обозначает:
А) предмет
В) действие предмета
2. Глаголы отвечают на вопросы:
А) Что делать? Что сделать?
В) Кто? Что?
3. Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы:
А) Что делает? Что делают?
В) Что делала? Что делали?
4. Глаголы изменяются:
А) по падежам
В) по временам
5.Каким членом предложения бывает глагол:
А) сказуемым
В) подлежащим
6. У какого глагола нельзя определить время:
А) светил
В) желать
Ну а теперь, кто расскажет всё, что мы знаем о глаголе.
4. Словарно-орфографическая работа.
2 4 5 83 1 6 7
ВРКЬЕСАТ
- Какое слово получилось?
Давайте его исследуем.
- Сколько букв в этом слове, а сколько звуков? Почему?
- Можете вы мне назвать орфограмму в этом слове. (Безударная гласная)
- Можно ли её проверить? (Нет)
- Это новое словарное слово. Запишем его в тетрадь. Выделим орфограмму.
- С точки зрения лексики, что означает слово СВЕРКАТЬ?
- А вот как объясняет значение этого слова толковый словарь.
СВЕРКАТЬ - ярко блестеть, сиять переливчатым светом.
- Придумайте предложение с этим словом.
- Запишем предложение в тетрадь и разберём его.(1 ученик у доски)
- У слова сверкать есть ещё одно значение
СВЕРКАТЬ - 2. Блестеть, выражая сильные чувства, страсть (обычно о глазах). Глаза сверкают гневом. В глазах сверкает радость.
-В прямом или переносном значении употреблено здесь слово сверкать? (переносном)
- А ещё слово СВЕРКАТЬ означает – блестеть при быстрых повторяющихся движениях. Голые ноги сверкают.
- В русском языке встречается такой фразеологический оборот с этим словом.
Только пятки сверкают.- Что означает это выражение?( так говорят о быстром беге).
Запишите выражение в тетрадь. (Поставьте ударение в слове, подчеркните орфограмму, укажите время глагола)
- А теперь давайте изменим слово СВЕРКАТЬ по временам (записать в тетрадь) Поставьте плюс на полях, если считаете, что выполнили правильно. (Самопроверка). Взаимопроверка.
- Прочитайте, что у вас получилось.
- Какую безударную гласную написали в этих словах? (е) Запомните написание этого слова.
5. Постановка темы и целей урока.
Глагол сверкать употребите в прошедшем времени и составьте с ним предложение.
В ночном небе сверкала яркая звезда.
Подчеркните в предложении главные члены предложения.
-Чем выражено подлежащее?
(Подлежащее выражено существительным 1 склонения, женского рода, единственного числа, в форме именительного падежа).
-Что мы можем сказать про сказуемое? Проблемная ситуация.
(Сказуемое выражено глаголом прошедшего времени, единственного числа, женского рода)
-От чего зависит род и число глагола прошедшего времени?
(Род и число глагола прошедшего времени зависит от имени существительного, с которым он связан по смыслу).
Так, о чём пойдёт речь на уроке? (Дети определяют тему урока).
Я взяла глагол прошедшего времени и составила с ним предложения.
Снег сверкал .
Солнце сверкал .
Заря сверкал .
Огни сверкал .
- Согласны ли вы с таким написанием? Почему?
Что необходимо знать о глаголах прошедшего времени?
Как изменяются.
- Ваши предположения, как могут изменяться глаголы прошедшего времени?
- Верны ли наши предположения, мы узнаем, если проведем исследовательскую работу.
6. Исследование (работа в паре)
- У вас на столе лежит таблица для исследования.
Что за глаголы даны? В какое время вам надо их изменить? Измените глаголы, запишите их в таблицу, выделите окончания.
Глагол
Прошедшее время
Мужской род
он
Женский род
она
Средний род
оно
Множественное
число (они)
Петь
Играть
Рисовать
Убежать
Прочитайте слова 1 столбика. Какие окончания они имеют? Аналогично дальше.
Таблица
Ед.ч.
Мн.ч.
М.р.
Ж.р.
С.р.
л
л -а
л -о
л -и
- Подтвердилось ли наше предположение, что глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам? Какая часть слова изменялась у глаголов прошедшего времени?
Вывод:
Продолжите предложения: В результате наблюдений за изменением глаголов прошедшего времени, я знаю, как пишутся ….(окончания глаголов м.р., ж.р., ср.р., мн.ч.)
У глаголов прошедшего времени есть суффикс …(Л)
- Прочитали правило в учебнике с.65. Сравнили.
- Как же изменятся предложения?
(Появляются окончания глаголов.)
Снег сверкал .
Солнце сверкал о .
Заря сверкал а .
Огни сверкал и .
Запишите в тетрадь. Определите род и число. У какого глагола не смогли указать род? Почему?
ФИЗМИНУТКА (игра: если глагол м.р.- прыгаем, ж.р.- подымаем вверх руки, ср.р. – приседаем)
- Что вам помогало определять род глаголов прошедшего времени?
7. Закрепление.
- А теперь выполним самостоятельную работу.
Работа по учебнику: с.66 упр.406.Письмо по памяти.
Предварительная подготовка.
Самостоятельная работа.
Взаимопроверка.
Вывод: Только глаголы прошедшего времени изменяются по родам.
8.Творческая работа. Работа в группах.
Устно составить текст о весне, использую глаголы прошедшего времени. (Наступила, начал таять, потекли, проснулся.)
9. Итог урока.
Знания на уроке мне помогли…
10. Домашнее задание.
На выбор:
1) Упр. 407.
- Определить время и, если возможно род, у выделенных глаголов.
2) Написать мини-сочинение о прошедшей зиме, используя глаголы прошедшего времени.