Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Сложные слова"
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Сложные слова"
Развивающая система Л.В.Занкова. Учебник: Н.В.Нечаева, С.Г.Яковлева. Русский язык: Учебник для 3 класса.
Задачи урока: создать условия для формирования понятий: сложное слово, соединительные гласные, обобщение знаний о способах словообразования, сопоставление понятий: словообразование и формообразование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Сложные слова" »
Протокол урока по русскому языку
в 3 классе.
Тема: Сложные слова.
Цели: развитие мыслительной деятельности, умения наблюдать, практических навыков, коммуникативных умений.
Задачи: создать условия для формирования понятий: сложное слово, соединительные гласные, обобщения знаний о способах словообразования, сопоставления понятий : словообразование и формообразование.
Оборудование: Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева. Русский язык: Учебник для 3 класса: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2007.
Ход урока
Оргмомент.
а) Число. Классная работа.
б)
-Что скажете о рисунках?
Вадим: Эти лица с разным выражением.
Первый мальчик спокойный, довольный. Второй грустный и чем-то недовольный, а третий просто спит.
- Кто из них сможет совершить открытия на уроке?
Конечно, первый.
- Покажите мимикой свой настрой на урок.
2. Создание проблемной ситуации.
- А что необычного в этих рисунках?
Сергей: Они математические, из линий и фигур.
Катя: Эти линии для разбора слов по составу.
- Составьте из этих условных знаков схемы слов.
На доске оставила 3 схемы:
- Какие способы словообразования знаете?
- Соотнесите слова со схемами. (Тянут карточку со словом)
Саша: В этом слове два корня: син – синий и глаз – глаза.
Диана: Я с Сашей согласна. Но как обозначить –е-, не знаю, она не приставка и не суффикс.
- Сначала давай соотнесем это слово со схемой.
Диана: Но здесь нет такой схемы. Мы с такими словами еще не работали.
3. Постановка учебной проблемы
- Так над каким вопросом подумаем?
Саша: О словах с двумя корнями и о букве –е- между корнями.
4. Поиск решения – «открытие» знаний.
- Как вы думаете, как образовалось слово синеглазый?
- Синие глаза – два корня подружились и соединились.
- Корни столкнулись.
- Два слова сложились.
- Как бы вы назвали такое слово?
Саша: Двухкоренное слово.
Тима: Составное слово.
Диана: Сложное слово.
Катя: А давайте подглядим в учебнике?
- Хорошо, давайте сверим ваши версии с учебником. с. 71.
5.Проверка гипотез. Первичное закрепление.
Открывают учебники. Читают название темы.
Кристина: Диана предложила правильное название. Это сложные слова.
- Прочитайте слова из упр. 143. Какое из данных слов не рассмотрели?
- Лесостепь.
- Что про него скажете?
Тима: Оно тоже сложное, сложились слова лес и степь, а между ними буква –о-.
- Найдите к нему схему в упражнении.
Катя: К этому слову подходит вторая схема, а к синеглазый – третья. Они отличаются буквами между корнями.
- Вот вам новое слово:соковыжималка. Как оно образовалось?
Саша: Сложились слова сок и выжималка.
- К какой схеме подойдет данное слово?
Саша: Ко второй, там буква –о- посередине. Хотя, нет. В слове выжималка есть приставка и еще есть суффиксы, а не один корень. Такой схемы нет.
- Что же сложилось в этом сложном слове?
- Слова.
- Прочитайте правило.
- Что в нем не совпадает с вашими выводами?
Катя: Складываются основы слов, это части слов без окончания, а мы сначала думали, что только корни слов или целые слова.
- А зачем нужны буквы –о-, -е- ?
- При помощи этих букв соединяются основы (из правила).
- Какое слово в этом утверждении несет главную мысль?
- Соединяются.
- Как назовем эти буквы?
- Соединительные.
- Соединительные гласные в сложных словах часто являются орфограммой. Запомните их: -о-, -е-. При разборе сложных слов по составу никак не обозначаются, их можно подчеркивать двумя чертами.
Обобщение по вопросам после правила.
Образование
слова словообразование
образование
формы (слова) формообразование
Упр. 144. Работа в парах. Учат и рассказывают друг другу скороговорку:
Три дроворуба во дворах дрова рубят.
Физминутка: Хором читают наизусть скороговорку и имитируют движения дроворубов.
Выписывают слова дроворубов и скороговорка и разбирают их по составу.
Орфографическая работа по заданиям упражнения.
с. 73.
- Назовите сложные слова по картинкам. От каких слов они образованы?
Пароход – пар, ходит,
мореходное – море, ходит,
самовар – сам, варит,
мясорубка – мясо, рубит,
огнетушитель – огонь, тушит.
- В 3 классе заспорили два ученика, как правильно пишется слово «пылесос». Один говорит: полесос, а другой – палесос. Кто из них прав?
Смеются.
- Правильно: пылесос, потому что он пыль сосет.
- Что помогло вам определить правописание?
- Знание, как образовалось слово.
- Запишите 2-3 сложных слова по своему выбору.
6. Вторичное закрепление.
Упр.146. Работа в группах. Классификация слов по способу словообразования. (4 группы).
Проверка работы. Зачитывание групп слов.
Упр. 145.
плод корень корнеплод
- Что скажете о словах?
- Сложились основы первых двух слов и образовалось сложное слово.
- Ответьте на вопросы упражнения.
- Что произошло?
- Изменились окончания, значит это формообразование.
Домашнее задание: упр. 145 выполнить письменно.
7. Итог урока
- Что нового открыли на уроке? Над чем еще надо поработать?
Шкала самооценки (картонная модель):
- Я знаю 4 способа словообразования. Насколько это утверждение верно для тебя? Отметь уровень своего знания крестиком.
- А теперь покажите, насколько интересно было работать на уроке.
Спасибо. Молодцы!
Конспект урока по русскому языку
во 2 классе.
Г.А. Берданова, МОУ СОШ №9, г. Б-Калитва.
Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Цели: развитие мыслительной деятельности, умения наблюдать, практических навыков, коммуникативных умений.
Задачи: Создать условия для формирования у учащихся первоначального представления об употреблении мягкого знака в именах существительных, оканчивающихся на шипящий, для указания грамматической формы женского рода, повторить о фонетическом значении мягкого знака.
Оборудование: Н.В. Нечаева. Русский язык: Учебник для 2 класса.- 2-е изд. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005.
Яковлева С.Г. Рабочие тетради по русскому языку. 2 класс: В 4 частях/ Под ред. Н.В. Нечаевой. – 2-е изд.,испр. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005.Тетрадь №2.
Баева З.И. Учение с увлечением. Кроссворды и загадки на уроках русского языка в начальных классах. – карточки с кроссвордами.
Ход урока
Организация класса.
Минутка чистописания.
- Прочитайте и прислушайтесь, кто бы мог так сказать?
Ищи уши у чижа.
(- Кто-то глупый, странный смысл.
- Наверное, змея.)
- Почему так думаете? ( Шипение слышно)
- Выпишите все согласные из слов этого предложения.
щ ш ч ж
(Они шипящие)
- Что еще знаете об этих звуках?
([ж] и [ш] – парные по звонкости-глухости и всегда твердые, [ч,] и [ш,] – непарные глухие и всегда мягкие).
3. Создание проблемной ситуации.
- Что думаете о правописании данных слов?
Чиж, мышь, рожь, уж, ночь, помощь.
(Слова «мышь, рожь, ночь, помощь» написаны с ошибкой. В этих словах не нужен ь, он не разделяет и не смягчает. [ж],[ш] – не бывают мягкими, а [ч,],[ш,] – и без него всегда мягкие.
А я помню в слове «ночь» был написан ь.
И в слове «мышь» тоже я видел ь).
- Как вы думаете, а зачем в этих словах пишется мягкий знак?
(Не понятно).
Постановка учебной проблемы.
- На какой вопрос будем искать ответ сегодня на уроке?
( Почему после шипящих иногда пишется ь ?)
Поиск решения.
На доске открываю новые слова (добавляю к данным):
овощ , ковш, дрожь, богач.
- Что объединяет эти слова?
(Они имена существительные с буквой шипящего на конце).
Задание:
- Девочки, выпишите слова с ь.
Мальчики – без мягкого знака.
Проверяем.
- Подумайте, почему я так распределила задания?
Подсказка:
Сыграем в «Жадину». Мальчики хотят отобрать слово у девочек, а те не дают. Что обычно в этом случае говорят жадные малыши?
- Отдай мне мышь?
- Не отдам, она моя! и т.д.
А теперь, наоборот, жадины – мальчишки.
- Отдай мне чижа?
- Не отдам, он мой! и т.д.
- Какие слова у мальчиков? Какие у девочек?
(Мужского и женского рода).
- Какой сделаем вывод?
(У существительных женского рода после шипящего пишется ь).
- Сверьте свой вывод с правилом в учебнике на с.66.
5. Закрепление.
1. Тетрадь №2 , упр. 79. Посмотри на рисунки и напиши названия предметов( тушь, печь, лебедь, ландыш, кирпич, гуашь).Выполни звуко-буквенный разбор слов.
2.Работа в группах. Разгадывание кроссвордов.
Помогаю. Прочитать слова с Ь и без Ь ( кроссворд №70: с ь – помощь, речь, рожь, без ь – марш, грач, чертеж, сторож; кроссворд №74: с ь – фальшь, молодежь, рожь, без ь – нож, репортаж, смерч, фарш; кроссворд №75: с ь – ночь, тишь, полночь, без ь – пляж, морж, плащ, манеж, мяч)
3. Обобщение о роли мягкого знака в словах.
Упр. 144. Покажи три роли Ь: составь три группы слов.
Чем ты воспользуешься – памятью, учебником или любой другой книгой? (Работают по выбору, в том числе по упр. 80 в тетради №2.
Записывают три столбика слов или в №80 указывают стрелками принадлежность каждого слова к одной из 3 обозначенных групп).
Проверка.
Домашнее задание.
Повторить 3 роли Ь. Выполнить упр.145.
Итог урока.
Рефлексия. Оцените качество своей работы на уроке. Возьмите нужный сигнал.(Светофор)
- Я знаю три роли Ь.
Все понятно – зеленый, сомневаюсь – желтый, надо разобраться – красный. Ученики могут прокомментировать свой выбор.
Спасибо за работу. Молодцы.
Конспект урока по русскому языку
в 3 классе.
Г.А. Берданова, МОУ СОШ №9, г. Б-Калитва.
Тема: Изменение имен существительных по падежам.
Цели: развитие мыслительной деятельности, умения наблюдать, практических навыков, коммуникативных умений.
Задачи: в комплексной работе с текстом создать условия для формирования умения определять падежные формы имен существительных, различая их по вопросу, окончанию, употреблению предлогов, для расширения понятия склонения при сравнении окончаний у существительных разного рода в одинаковом падеже.
Ход урока
Оргмомент:
-Отгадайте слово по его составу (2 ученика на закрытых досках):
Приставка как в слове догадка,
Корень из слова жду,
Суффикс и окончание как в слове старик.
ДОЖДИК
- Запишите слово, покажите его состав.
( подсказка: подберите однокоренные слова к дождик и жду, пока не обнаружат преднамеренную ошибку в задании)
- Какой смысловой оттенок внес данный суффикс?
Работа с новым материалом:
Упр. 371. Прочитай стихотворение.
Дождик.
Шел дождик по лугу,
Прилег на зеленую травку.
Шел дождик по саду,
Споткнулся о старую лавку.
Шел дождик по лесу,
Увидел медведя в берлоге.
Шел дождик по речке –
Промокли у дождика ноги.
1) - Какие слова употреблены в переносном смысле?
Шел, прилег, споткнулся, увидел (дождик), промокли ноги(у дождика).
Это метафоры.
- К каким частям речи они относятся? кглаголам
- Зачем автор повторяет несколько раз слова шел дождик?
Показал продолжительность дождя, нарисовал картины родных мест во время дождя, дождик предстает как лирический герой, олицетворенный автором (принимаются и др. мнения).
- Запиши стихотворение. (на доске уже записано, потом открыть).
2)- Определи падежные формы имен существительных. Есть ли здесь слова в начальной форме? В каком они стоят падеже? Подпишите.
Работа в парах. Можно пользоваться справочником.
Проверка.
Шел дождик по лугу,
Прилег на зеленую травку.
Дождик – И.п., шел по чему? по лугу – Д.п.
шел по чем? по лугу – П.п. Кто прав?
(Решение проблемы: подставим слово-помощник:
Д.п. – дали лугу, П.п. – говорю о луге. Окончание –у указывает на Д.п.)
Правильно поставить вопрос: по чему?
Прилег на что? на травку – В.п. или И.п.
( второстепенный член предложения, значит косвенный падеж – В.п. Можно подставить и слово-помощник: есть травка, вижу травку: окончание указывает на В.п.)
Аналогичная работа с другими существительными.
Увидел медведя – не заострять вопрос, увидел – вижу, значит В.п.
На доске подчеркивать грамматическую основу, обозначать глагол, как главное слово в словосочетании с данными существительными, ставить к ним стрелки и подписывать падеж.
- Перечитайте слова в Д.п. лугу, саду, лесу, речке.
- Сравните окончания. Почему отличаются? ( м.р. и ж.р.: 1 и 2 склонение).
- Что еще заметили у существительных в Д.п.? ( предлог по)
- Запишите в справочник к Д.п. предлог по.
- Какие еще предлоги можно записать в справочник?
О – В.п., в – П.п., у – Р.п.
3. Физминутка.
Проинсценируем стихотворение. Читаем и показываем движениями события и характер героя стихотворения. Он игривый, любознательный.
4.Закрепление.
1) - Мне понравился этот лирический герой и я решила продолжить его путешествие.
Шел дождик по крыше,
Сбегал ручейком на дорожку.
Шел дождь по забору,
Прогнал нашу рыжую кошку.
- Есть ли слова в Д.падеже? Как смогли быстро их найти? (по предлогу).
- Почему в словах крыше и забору разные окончания?
2) Упр.373.
Прыгнул через забор, стою у забора, влез на забор, сижу на заборе, стою за забором, спрятался за забор, идет по забору, вижу забор, въехал в забор, рассказал о заборе, остановился перед забором.
Определить падеж у форм слова забор. Цепочкой вслух.
Записать любое словосочетание, указать падеж, выделить окончание у существительного.
Подведение итогов.
- Каков главный вопрос урока?
- Как можно определить падеж? (На доске открывается схема – вопросы, слова-помощники, окончания, предлоги).
- Дождь полил цветы. «Составим клумбу» из ваших впечатлений об уроке:
раскрасьте свой цветочек в подходящие цвета. (см. приложение 1)
6 . Дома: упр. 372.
Среди рифмующихся слов (задание№371) выбери одно слово женского рода и одно – мужского рода. Просклоняй их. В каких падежных формах есть орфограмма в окончании? Сравни окончания слов в форме одного и того же падежа, в форме разных падежей.
Берданова Галина Алексеевна.
Протокол урока по русскому языку в 3 классе по учебнику Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева. Русский язык: Учебник для 3 класса: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2007.
Место работы: МОУ СОШ №9 пос. Восточно- Горняцкого, Белокалитвинского района Ростовской области.
Должность: учитель начальных классов.
Педстаж: 20 лет. Стаж работы по системе Л.В.Занкова: 14 лет.
Почтовый адрес: 347026 Ростовская область, Белокалитвинский район, пос. Горняцкий, ул. Октябрьская, д. 58.