kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Сложные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающая система Л.В.Занкова. Учебник: Н.В.Нечаева, С.Г.Яковлева. Русский язык: Учебник для 3 класса.

Задачи урока: создать условия для формирования понятий: сложное слово, соединительные гласные, обобщение знаний о способах словообразования, сопоставление понятий: словообразование и формообразование.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Сложные слова" »


Протокол урока по русскому языку

в 3 классе.


Тема: Сложные слова.

Цели: развитие мыслительной деятельности, умения наблюдать, практических навыков, коммуникативных умений.

Задачи: создать условия для формирования понятий: сложное слово, соединительные гласные, обобщения знаний о способах словообразования, сопоставления понятий : словообразование и формообразование.

Оборудование: Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева. Русский язык: Учебник для 3 класса: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2007.


Ход урока

  1. Оргмомент.

а) Число. Классная работа.

б)

-Что скажете о рисунках?

Вадим: Эти лица с разным выражением.

Первый мальчик спокойный, довольный. Второй грустный и чем-то недовольный, а третий просто спит.

- Кто из них сможет совершить открытия на уроке?

Конечно, первый.

- Покажите мимикой свой настрой на урок.

2. Создание проблемной ситуации.

- А что необычного в этих рисунках?

Сергей: Они математические, из линий и фигур.

Катя: Эти линии для разбора слов по составу.

- Составьте из этих условных знаков схемы слов.

На доске оставила 3 схемы:

- Какие способы словообразования знаете?

- Соотнесите слова со схемами. (Тянут карточку со словом)

Морской, невеселый, подсказка, пригородный, маленький, синеглазый.

(разбирают слова по составу)

Последнее слово: синеглазый.

Диана: окончание – ый, синеглаз – основа, корень – глаз, сине – приставка.

Настя: Нет приставки сине-, есть приставка с-.

Саша: В этом слове два корня: син – синий и глаз – глаза.

Диана: Я с Сашей согласна. Но как обозначить –е-, не знаю, она не приставка и не суффикс.

- Сначала давай соотнесем это слово со схемой.

Диана: Но здесь нет такой схемы. Мы с такими словами еще не работали.

3. Постановка учебной проблемы

- Так над каким вопросом подумаем?

Саша: О словах с двумя корнями и о букве –е- между корнями.

4. Поиск решения – «открытие» знаний.

- Как вы думаете, как образовалось слово синеглазый?

- Синие глаза – два корня подружились и соединились.

- Корни столкнулись.

- Два слова сложились.

- Как бы вы назвали такое слово?

Саша: Двухкоренное слово.

Тима: Составное слово.

Диана: Сложное слово.

Катя: А давайте подглядим в учебнике?

- Хорошо, давайте сверим ваши версии с учебником. с. 71.

5. Проверка гипотез. Первичное закрепление.

Открывают учебники. Читают название темы.

Кристина: Диана предложила правильное название. Это сложные слова.

- Прочитайте слова из упр. 143. Какое из данных слов не рассмотрели?

- Лесостепь.

- Что про него скажете?

Тима: Оно тоже сложное, сложились слова лес и степь, а между ними буква –о-.

- Найдите к нему схему в упражнении.

Катя: К этому слову подходит вторая схема, а к синеглазый – третья. Они отличаются буквами между корнями.

- Вот вам новое слово: соковыжималка. Как оно образовалось?

Саша: Сложились слова сок и выжималка.

- К какой схеме подойдет данное слово?

Саша: Ко второй, там буква –о- посередине. Хотя, нет. В слове выжималка есть приставка и еще есть суффиксы, а не один корень. Такой схемы нет.

- Что же сложилось в этом сложном слове?

- Слова.

- Прочитайте правило.

- Что в нем не совпадает с вашими выводами?

Катя: Складываются основы слов, это части слов без окончания, а мы сначала думали, что только корни слов или целые слова.

- А зачем нужны буквы –о-, -е- ?

- При помощи этих букв соединяются основы (из правила).

- Какое слово в этом утверждении несет главную мысль?

- Соединяются.

- Как назовем эти буквы?

- Соединительные.

- Соединительные гласные в сложных словах часто являются орфограммой. Запомните их: -о-, -е-. При разборе сложных слов по составу никак не обозначаются, их можно подчеркивать двумя чертами.

Обобщение по вопросам после правила.

Образование

слова словообразование


образование

формы (слова) формообразование



Упр. 144. Работа в парах. Учат и рассказывают друг другу скороговорку:

Три дроворуба во дворах дрова рубят.

Физминутка: Хором читают наизусть скороговорку и имитируют движения дроворубов.


Выписывают слова дроворубов и скороговорка и разбирают их по составу.

Орфографическая работа по заданиям упражнения.

с. 73.

- Назовите сложные слова по картинкам. От каких слов они образованы?

Пароход – пар, ходит,

мореходное – море, ходит,

самовар – сам, варит,

мясорубка – мясо, рубит,

огнетушитель – огонь, тушит.

- В 3 классе заспорили два ученика, как правильно пишется слово «пылесос». Один говорит: полесос, а другой – палесос. Кто из них прав?

Смеются.

- Правильно: пылесос, потому что он пыль сосет.

- Что помогло вам определить правописание?

- Знание, как образовалось слово.

- Запишите 2-3 сложных слова по своему выбору.

6. Вторичное закрепление.

Упр.146. Работа в группах. Классификация слов по способу словообразования. (4 группы).

Проверка работы. Зачитывание групп слов.

Упр. 145.

плод корень корнеплод

- Что скажете о словах?

- Сложились основы первых двух слов и образовалось сложное слово.

- Ответьте на вопросы упражнения.

- Что произошло?

- Изменились окончания, значит это формообразование.

Домашнее задание: упр. 145 выполнить письменно.

7. Итог урока

- Что нового открыли на уроке? Над чем еще надо поработать?

Шкала самооценки (картонная модель):

- Я знаю 4 способа словообразования. Насколько это утверждение верно для тебя? Отметь уровень своего знания крестиком.

- А теперь покажите, насколько интересно было работать на уроке.

Спасибо. Молодцы!

Конспект урока по русскому языку

во 2 классе.

Г.А. Берданова, МОУ СОШ №9, г. Б-Калитва.


Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Цели: развитие мыслительной деятельности, умения наблюдать, практических навыков, коммуникативных умений.

Задачи: Создать условия для формирования у учащихся первоначального представления об употреблении мягкого знака в именах существительных, оканчивающихся на шипящий, для указания грамматической формы женского рода, повторить о фонетическом значении мягкого знака.

Оборудование: Н.В. Нечаева. Русский язык: Учебник для 2 класса.- 2-е изд. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005.

Яковлева С.Г. Рабочие тетради по русскому языку. 2 класс: В 4 частях/ Под ред. Н.В. Нечаевой. – 2-е изд.,испр. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005.Тетрадь №2.

Баева З.И. Учение с увлечением. Кроссворды и загадки на уроках русского языка в начальных классах. – карточки с кроссвордами.


Ход урока


  1. Организация класса.

  2. Минутка чистописания.

- Прочитайте и прислушайтесь, кто бы мог так сказать?

Ищи уши у чижа.

(- Кто-то глупый, странный смысл.

- Наверное, змея.)

- Почему так думаете? ( Шипение слышно)

- Выпишите все согласные из слов этого предложения.

щ ш ч ж

(Они шипящие)

- Что еще знаете об этих звуках?

([ж] и [ш] – парные по звонкости-глухости и всегда твердые, [ч,] и [ш,] – непарные глухие и всегда мягкие).

3. Создание проблемной ситуации.

- Что думаете о правописании данных слов?

Чиж, мышь, рожь, уж, ночь, помощь.

(Слова «мышь, рожь, ночь, помощь» написаны с ошибкой. В этих словах не нужен ь, он не разделяет и не смягчает. [ж],[ш] – не бывают мягкими, а [ч,],[ш,] – и без него всегда мягкие.

А я помню в слове «ночь» был написан ь.

И в слове «мышь» тоже я видел ь).

- Как вы думаете, а зачем в этих словах пишется мягкий знак?

(Не понятно).

  1. Постановка учебной проблемы.

- На какой вопрос будем искать ответ сегодня на уроке?

( Почему после шипящих иногда пишется ь ?)

  1. Поиск решения.

На доске открываю новые слова (добавляю к данным):

овощ , ковш, дрожь, богач.

- Что объединяет эти слова?

(Они имена существительные с буквой шипящего на конце).

Задание:

- Девочки, выпишите слова с ь.

Мальчики – без мягкого знака.

Проверяем.

- Подумайте, почему я так распределила задания?

Подсказка:

Сыграем в «Жадину». Мальчики хотят отобрать слово у девочек, а те не дают. Что обычно в этом случае говорят жадные малыши?

- Отдай мне мышь?

- Не отдам, она моя! и т.д.

А теперь, наоборот, жадины – мальчишки.

- Отдай мне чижа?

- Не отдам, он мой! и т.д.

- Какие слова у мальчиков? Какие у девочек?

(Мужского и женского рода).

- Какой сделаем вывод?

(У существительных женского рода после шипящего пишется ь).

- Сверьте свой вывод с правилом в учебнике на с.66.

5. Закрепление.

1. Тетрадь №2 , упр. 79. Посмотри на рисунки и напиши названия предметов( тушь, печь, лебедь, ландыш, кирпич, гуашь). Выполни звуко-буквенный разбор слов.

2.Работа в группах. Разгадывание кроссвордов.

Помогаю. Прочитать слова с Ь и без Ь ( кроссворд №70: с ь – помощь, речь, рожь, без ь – марш, грач, чертеж, сторож; кроссворд №74: с ь – фальшь, молодежь, рожь, без ь – нож, репортаж, смерч, фарш; кроссворд №75: с ь – ночь, тишь, полночь, без ь – пляж, морж, плащ, манеж, мяч)

3. Обобщение о роли мягкого знака в словах.

Упр. 144. Покажи три роли Ь: составь три группы слов.

Чем ты воспользуешься – памятью, учебником или любой другой книгой? (Работают по выбору, в том числе по упр. 80 в тетради №2.

Записывают три столбика слов или в №80 указывают стрелками принадлежность каждого слова к одной из 3 обозначенных групп).

Проверка.

  1. Домашнее задание.

Повторить 3 роли Ь. Выполнить упр.145.

  1. Итог урока.

Рефлексия. Оцените качество своей работы на уроке. Возьмите нужный сигнал.(Светофор)

- Я знаю три роли Ь.

Все понятно – зеленый, сомневаюсь – желтый, надо разобраться – красный. Ученики могут прокомментировать свой выбор.

Спасибо за работу. Молодцы.



Конспект урока по русскому языку

в 3 классе.

Г.А. Берданова, МОУ СОШ №9, г. Б-Калитва.


Тема: Изменение имен существительных по падежам.

Цели: развитие мыслительной деятельности, умения наблюдать, практических навыков, коммуникативных умений.

Задачи: в комплексной работе с текстом создать условия для формирования умения определять падежные формы имен существительных, различая их по вопросу, окончанию, употреблению предлогов, для расширения понятия склонения при сравнении окончаний у существительных разного рода в одинаковом падеже.


Ход урока

  1. Оргмомент:

-Отгадайте слово по его составу (2 ученика на закрытых досках):


Приставка как в слове догадка,

Корень из слова жду,

Суффикс и окончание как в слове старик.


ДОЖДИК

- Запишите слово, покажите его состав.

( подсказка: подберите однокоренные слова к дождик и жду, пока не обнаружат преднамеренную ошибку в задании)

- Какой смысловой оттенок внес данный суффикс?


  1. Работа с новым материалом:

Упр. 371. Прочитай стихотворение.

Дождик.

Шел дождик по лугу,

Прилег на зеленую травку.

Шел дождик по саду,

Споткнулся о старую лавку.

Шел дождик по лесу,

Увидел медведя в берлоге.

Шел дождик по речке –

Промокли у дождика ноги.

1) - Какие слова употреблены в переносном смысле?

Шел, прилег, споткнулся, увидел (дождик), промокли ноги(у дождика).

Это метафоры.

- К каким частям речи они относятся? к глаголам

- Зачем автор повторяет несколько раз слова шел дождик?

Показал продолжительность дождя, нарисовал картины родных мест во время дождя, дождик предстает как лирический герой, олицетворенный автором (принимаются и др. мнения).

- Запиши стихотворение. (на доске уже записано, потом открыть).


2)- Определи падежные формы имен существительных. Есть ли здесь слова в начальной форме? В каком они стоят падеже? Подпишите.

Работа в парах. Можно пользоваться справочником.


Проверка.

Шел дождик по лугу,

Прилег на зеленую травку.

Дождик – И.п., шел по чему? по лугу – Д.п.

шел по чем? по лугу – П.п. Кто прав?

(Решение проблемы: подставим слово-помощник:

Д.п. – дали лугу, П.п. – говорю о луге. Окончание –у указывает на Д.п.)

Правильно поставить вопрос: по чему?

Прилег на что? на травку – В.п. или И.п.

( второстепенный член предложения, значит косвенный падеж – В.п. Можно подставить и слово-помощник: есть травка, вижу травку: окончание указывает на В.п.)

Аналогичная работа с другими существительными.

Увидел медведя – не заострять вопрос, увидел – вижу, значит В.п.

На доске подчеркивать грамматическую основу, обозначать глагол, как главное слово в словосочетании с данными существительными, ставить к ним стрелки и подписывать падеж.

- Перечитайте слова в Д.п. лугу, саду, лесу, речке.

- Сравните окончания. Почему отличаются? ( м.р. и ж.р.: 1 и 2 склонение).

- Что еще заметили у существительных в Д.п.? ( предлог по)

- Запишите в справочник к Д.п. предлог по.

- Какие еще предлоги можно записать в справочник?

О – В.п., в – П.п., у – Р.п.


3. Физминутка.

Проинсценируем стихотворение. Читаем и показываем движениями события и характер героя стихотворения. Он игривый, любознательный.


4.Закрепление.

1) - Мне понравился этот лирический герой и я решила продолжить его путешествие.

Шел дождик по крыше,

Сбегал ручейком на дорожку.

Шел дождь по забору,

Прогнал нашу рыжую кошку.

- Есть ли слова в Д.падеже? Как смогли быстро их найти? (по предлогу).

- Почему в словах крыше и забору разные окончания?

2) Упр.373.

Прыгнул через забор, стою у забора, влез на забор, сижу на заборе, стою за забором, спрятался за забор, идет по забору, вижу забор, въехал в забор, рассказал о заборе, остановился перед забором.

Определить падеж у форм слова забор. Цепочкой вслух.

Записать любое словосочетание, указать падеж, выделить окончание у существительного.

  1. Подведение итогов.

- Каков главный вопрос урока?

- Как можно определить падеж? (На доске открывается схема – вопросы, слова-помощники, окончания, предлоги).



- Дождь полил цветы. «Составим клумбу» из ваших впечатлений об уроке:

раскрасьте свой цветочек в подходящие цвета. (см. приложение 1)

6 . Дома: упр. 372.

Среди рифмующихся слов (задание№371) выбери одно слово женского рода и одно – мужского рода. Просклоняй их. В каких падежных формах есть орфограмма в окончании? Сравни окончания слов в форме одного и того же падежа, в форме разных падежей.






























Берданова Галина Алексеевна.


Протокол урока по русскому языку в 3 классе по учебнику Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева. Русский язык: Учебник для 3 класса: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2007.


Место работы: МОУ СОШ №9 пос. Восточно- Горняцкого, Белокалитвинского района Ростовской области.

Должность: учитель начальных классов.


Педстаж: 20 лет. Стаж работы по системе Л.В.Занкова: 14 лет.


Почтовый адрес: 347026 Ростовская область, Белокалитвинский район, пос. Горняцкий, ул. Октябрьская, д. 58.


Телефон: 89281924058


Электронный адрес: [email protected]



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Сложные слова"

Автор: Берданова Галина Алексеевна

Дата: 19.05.2015

Номер свидетельства: 213365

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока русского языка на тему "Сложные слова""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "257869"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448391949"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по русскому языку на тему: "Сложные слова" 3-й класс"
    ["seo_title"] => string(66) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_na_temu_slozhnye_slova_3_i_klass"
    ["file_id"] => string(6) "572389"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1612604426"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект урока русского языка по теме "Глаголы в единственном и во множественном числе" 2 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_po_tiemie_glagholy_v_iedinstviennom_i_vo_mnozhi"
    ["file_id"] => string(6) "407689"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491648028"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока русского языка в 8 классе коррекционной школы 8 вида сложные слова "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-korriektsionnoi-shkoly-8-vida-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "241212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445192394"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока русского языка "Эти непростые сложные предложения..." "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-eti-nieprostyie-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402506887"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства