kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.
 Задачи:
Образовательная: Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
-  Формирование  умения  различать слова мужского и женского рода;
Развивающая: Развитие орфографической зоркости;
- Развитие познавательных процессов: мышления, внимания, памяти.
Воспитательная: Воспитание  у учащихся терпимости, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;
-  Воспитание  самостоятельности, творческой  активности;
Оборудование: учебник «Русский язык», 3 класс, (автор В.П.Канакина, В.Г.Горецкий  М., Издательство «Просвещение», 2012), карточка с заданием для работы в паре, индивидуальная карточка с алгоритмом работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» »

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи:

Образовательная: Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
-  Формирование  умения  различать слова мужского и женского рода;

Развивающая: Развитие орфографической зоркости;
- Развитие познавательных процессов: мышления, внимания, памяти.

Воспитательная: Воспитание  у учащихся терпимости, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;
-  Воспитание  самостоятельности, творческой  активности;

Оборудование: учебник «Русский язык», 3 класс, (автор В.П.Канакина, В.Г.Горецкий  М., Издательство «Просвещение», 2012), карточка с заданием для работы в паре, индивидуальная карточка с алгоритмом работы.

Этапы урока

Содержание

Метод. указания

Орг. момент

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы?  Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

Доброе утро! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Зовут меня Дарья Андреевна.

Откройте тетради и запишите число, классная работа.

Учитель настраивает учащихся на активную мыслительную деятельность на уроке.

Контролирует осанку учеников, правильность ответов и дисциплину в классе в течение всего урока.

Ответы детей краткие.

Визуальный контроль.

Актуализация знаний

1.Словарный диктант.

(У доски работает учащийся. Выделяются все ударения и орфограммы) (3 человека работают индивидуально по карточкам. Фонетический разбор слова мороз)

 Аккуратно, берег,  весело, вокруг, воскресенье,  герой,  деревня, жёлтый, земляника,  карандаш .

Давайте проверим. Поднимите руку, кто не согласен с одноклассником? Почему?



Целевая установка.


Словарный диктант


Фронтальный опрос:

-на каждый вопрос спрашивать несколько учеников,

-если ученик ответил не верно, спрашивать другого,

-задавать наводящие вопросы.

Оценочное суждение.

Учитель контролирует речь и ответы учеников. Ответы детей краткие.

Изучение нового

Ребята, посмотрите на доску. (слайд №1)

(Речь, дочь, мышь, ночь)

Что общего вы заметили?( существительные, ж.р., ед.ч., на конце после шипящих мягкий знак)


Посмотрите внимательно и ответьте мне на вопрос, как называются буквы, после которых стоит мягкий знак?

Поднимите руку, кто догадался, какая тема нашего урока?


Давайте посмотрим на первое слово речь. Какая это часть речи? Число? Род?

Ту же работу проделаем с остальными словами.


А теперь посмотрите на вторую группу слов ( слайд№2)

(Кирпич, гараж, ёж, мяч)

Давайте посмотрим на первое слово кирпич. Какая это часть речи? Число? Род?

Ту же работу проделаем с остальными словами.


Какой вывод мы можем сделать?

(слайд №3)

Вывод: Ь после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед.ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце Ь не пишется. Это орфограмма.






 Сейчас я хочу предложить вам работу в группах.  Объединяйтесь в группы.  Вы поработаете исследователями.  И составить схему.

Карточка для 1 группы:

Луч[ь], тиш[ь], малыш [ь], врач[ь], лож[ь], роскош[ь].


Карточка для 2 группы:

Обруч[ь], полноч[ь], ландыш[ь], циркач[ь], вещ[ь], молодёж [ь].



Карточка для 3 группы:

Глуш[ь], ноч[ь], лож[ь], кирпич[ь], ёж[ь], грач[ь], пляж[ь].


Каким правилом вы пользовались при выполнении задания?

Учитель следит за дисциплиной в классе.

В конце каждого слова стоит мягкий знак.



Согласные, шипящие.




Существительное, Ж.р.,

Ед.ч






Существительное, М.р.,

Ед.ч.



Вывод: Ь после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед.ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце Ь не пишется. Это орфограмма.






(Ь-тишь, ложь, роскошь)



(Ь-полночь, вещь, молодёжь)


Ответы учеников полные.


Физминутка

На интерактивной доске

Учитель контролирует правильность выполнения упражнений.

½ урока


Закрепление

Составим алгоритм написания Ь у имен существительных с шипящим на конце. (Обсуждение вместе с детьми)

Вопросы:

  1. Что мы должны в первую очередь определить у слова?

  2. Что мы должны определить во вторую очередь?

  3. Какой вывод сделаем?


1.  Определяю часть речи.

2. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.

3.  Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.

    Если существительное женского рода, то Ь пишу.

(слайд №4)


Выполнение упражнения. (слайд №5)

-Замените одним словом, запишите слова используя составленный нами алгоритм.

  1. Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)

  2. Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)

  3. Без него не откроешь замок (Ключ)

  4. Его надевают в дождь  (Плащ)

  5. Маленький ребёнок  (Малыш)

  6. Добыча охотника. (Дичь)

  7. Середина ночи. (Полночь)

  8. Мелкие деньги. (Мелочь)

  9.  Горчица оставляет во рту …. (Горечь)

  10.  Морской, речной бывает он  (Пляж)


Работа в  паре.

- Сейчас в паре вы выполните задание, которое я приготовила для вас, чтобы вы себя проверили, как  научились писать слова с новой орфограммой.  Допишите, если необходимо, мягкий знак. В каждой строчке по горизонтали есть «Лишнее» слово. Вычеркните его. Объясните свой выбор.

Карточка.

ночь                        чиж                              манеж                      морж

пейзаж                   экипаж                         ландыш                    дич

ключ                       реч                               рож                           мелоч

помощ                    чертёж                         гараж                        москвич  

полночь                  королевич                   нож                            марш  

дрожь                      камыш                         вещ                            тиш  



Визуальный контроль.

Выставление оценок за работу у доски и ответы на доп.вопросы.


Оценочные суждения.

Выставление оценки.




Выставление оценок за работу у доски и ответы на доп.вопросы.


Визуальный контроль

Оценивание учащихся, которые справились с заданием быстрее всех.



Фронтальный опрос.

Рефлексия

Оцените работу на уроке с помощью смайликов.

За что на этом уроке вы можете себя похвалить?

Что вы узнали нового?

Чему научились?

Что запомнилось больше всего?

Учитель контролирует речь учеников.

Ответы детей полные.

Подведение итогов

Достигли ли мы поставленных задач и почему?

Вот и подошёл к концу урок, я рада что провела время с таким замечательным классом. Большое спасибо.

Ответы детей полные.


Д.з.

с

Учитель записывает домашнее задание на доске и проговаривает его вслух.































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Довбыш Дарья Андреевна

Дата: 16.04.2015

Номер свидетельства: 202235

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока  «Мягкий знак на конце существительных после шипящих». "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-miaghkii-znak-na-kontsie-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "111554"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407640729"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока  русского языка "Имена существительные  сшипящими на конце". "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-imiena-sushchiestvitiel-nyie-sshipiashchimi-na-kontsie"
    ["file_id"] => string(6) "168343"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423224322"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода" "
    ["seo_title"] => string(148) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-pravopisaniie-miaghkogho-znaka-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-imien-sushchiestvitiel-nykh-zhienskogho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "198015"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428339185"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект урока по русскому языку по теме: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_po_teme_miagkii_znak_na_kontse_sushchestviteln"
    ["file_id"] => string(6) "608938"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1654481800"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Конспект урока русского языка в 4 классе по теме" Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_v_4_klassie_po_tiemie_miaghkii_znak_poslie_ship"
    ["file_id"] => string(6) "396552"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488280992"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства