Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода"
Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода"
Учебный предмет: русский язык
Программа: развивающая система Л.В.Занкова
Класс: 3 класс Тема урока: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»
Тип урока: усвоение новых знаний
Вид урока: урок-исследование.
Основные понятия: мягкий знак, имя существительное, женский род, мужской род, буквы, шипящих согласных.
Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная
Формы организации работы учителя: учитель-руководитель, организатор, консультант
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение
Образовательные технологии: технология развития критического мышления (ТРКМ), ИКТ технология, технология сотрудничества.
Ресурсы:
• основные: учебник Русский язык. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2ч. / А.В. Полякова, тетрадь.
• дополнительные: презентация к уроку, карточки.
Оборудование: АРМ учителя
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода" »
Конспект открытого урока
Ф.И.О и должность автора: Ковалева Ольга Ситабляевна, учитель начальных классов высшей категории
Образовательное учреждение: МОУ СОШ №2 г. Юрюзань
Учебный предмет: русский язык
Дата проведения: 24.02.2012г.
Программа: развивающая система Л.В.Занкова
Класс: 3а класс
Тема урока: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»
Тип урока: усвоение новых знаний
Вид урока: урок-исследование.
Основные понятия: мягкий знак, имя существительное, женский род, мужской род, буквы, шипящих согласных.
Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная
Формы организации работы учителя: учитель-руководитель, организатор, консультант
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение
Образовательные технологии: технология развития критического мышления (ТРКМ), ИКТ технология, технология сотрудничества.
Ресурсы:
основные: учебник Русский язык. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2ч. / А.В. Полякова, тетрадь.
дополнительные:презентация к уроку, карточки.
Оборудование: АРМ учителя
Цели урока:
Образовательные:
Изучить орфограмму «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»,
выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
совершенствовать умение распознавать существительные по родам;
проверить сформированность понятий “Мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме”, “Разделительный мягкий знак”;
Воспитывающие:
Формировать УУД:-личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Развивающие:
Формировать УУД:
- познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
- коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;
-регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу,
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
План урока (30 мин.):
Организационный момент (1 мин.)
Стадия вызова (актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, постановка учеником собственных целей обучения) (6 мин.)
Стадия осмысления (получение новой информации) (13 мин.)
– Добрый день! Все готовы к уроку? Проверьте своё рабочее место. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнёмся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнём наш урок.
2.Стадия вызова (6 мин.)
- Посмотрите на эпиграф к уроку. (Слайд №1 )
Просит знаний настоящих
Мягкий знак после шипящих.
- О чем пойдет речь на уроке? (правописание мягкого знака после шипящих)
- Обозначу тему урока на доске: «Правописание мягкого знака после шипящих…»
- Я не дописываю, вы сделаете это сами позже.
-Запишите в тетрадях сегодняшнее число «Двадцать четвертое февраля», «Классная работа», подчеркните орфограммы.
(Слайд №2)
Ш, Ж, Л,Ч, Щ
-Какая буква в ряду лишняя Ш, Ж, Ч, Л, Щ? ( Л)
-Почему? ( Ш, Ж, Ч,Щ - обозначают шипящие звуки)
Запишите эти буквы парами – заглавная со строчной: Шш, Жж, Чч, Щщ.
-Прочитайте пословицы. (Слайд №3)
Хорошую речь хорошо и слушать.
Ученье-луч света, а неученье-тьма.
-Как вы их понимаете?
-Что общего в этих пословицах? ( Встречаются слова с ь, встречаются шипящие.)
-А что это за буква “ь знак”? (Буква, не обозначающая звук).
-Зачем же она тогда нужна в русском языке? ( Обозначает мягкость согласного звука, разделяет гласный и согласный.)
-Давайте отразим наши имеющиеся знания на доске в таблице.
Знаю
Хочу знать
Узнал новое
Ь - показатель мягкости согласных -
Ь – разделительный -
-Найдите в пословицах слова, где он указывает на мягкость согласного. (Слушать, тьма)
-Запишите в тетрадь , подчеркните мягкий знак.
-Найдите в пословицах слова, где ь отделяет гласную от согласной.
( Ученье, неученье)
Знаю
Хочу знать
Узнал новое
Ь - показатель мягкости согласных - слушать, тьма
Ь – разделительный – ученье, неученье
Запишите эти слова, подчеркните мягкий знак в них.
3. Стадия осмысления (13мин.)
- В какую группу вы запишите слово речь?
- Почему? ( Сомневаются)
- Для чего в нем пишется ь знак? (Наблюдение над словом.)
-На какой звук оканчивается слово речь? (Мягкий, непарный).
- Если я закрою ь знак, что произойдет с произношением данного слова?
- Слово произнесется так же, как и с ь знаком. (Да)
-Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч‘]? (Нет).
-Значит, в 1 группу это слово не отнесем,
-Нужен ли ь в этом слове для разделения? (Нет)
-И во вторую группу тоже не отнесем.
-Значит, это какая-то новая работа ь.
-В какой столбец таблицы запишем слово речь? (Хочу узнать)
Знаю
Хочу знать
Узнал новое
Ь - показатель мягкости согласных - слушать, тьма
Речь
Ь - разделительный - ученье, неученье
(учитель вписывает слово речь в таблицу).
-Запишите слово речь в тетрадь.
-Давайте еще понаблюдаем за словами - существительными с шипящим на конце.
- Подберите синонимы к словам, чтобы они заканчивались на шипящий.
Спокойствие – (тишь)
Ребята – (молодежь)
Поддержка – (помощь) (Слайд № 4)
Тишь
молодежь
помощь
С данными словами проводится аналогичная работа.
Какой можно сделать вывод? ( ь знак в этих словах не указывает на мягкость, [ч‘] [щ‘] и без него мягкие. [ш] [ж] – как произносились твердо, так и произносятся твердо).
-Какая возникла проблема? (Необходимо выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий пишется ь знак).
- Я хочу предложить вам еще одно слово, которое оканчивается на шипящий, встретившееся в пословицах. Найдите это существительное.(Слайд 5)
Хорошую речь хорошо и слушать.
Ученье - луч света, а неученье тьма.
(Луч).
-Что вы можете сказать о написании этого слова? (оканчивается на шипящий, но ь не пишется.)
-В какой столбец запишу слово луч? (Хочу узнать)
Знаю
Хочу знать
Узнал новое
Ь - показатель мягкости согласных - слушать, тьма
Речь
Ь – разделительный – ученье, неученье
Луч
-Кто может сформулировать цель нашего урока? (Нужно узнать, почему ь на конце имен существительных после шипящих пишется или не пишется).-Для того чтобы это выяснить, вам необходимо следуя алгоритму, выполнить задания (Работа в группах)
Алгоритм:
К какой части речи принадлежит слово?
Запишите слова в два столбика в тетради, определив род.