-Какую роль выполняет ь? (отделяет гласный от согласного)
-2 группа (Ателье, судья, варенье)
- Роль ь? ( указывать на мягкость согласных)
- Это грамматические функции слов
-3 группа (Стеречь, испечь, беречь)
- На что указывает ь в данных словах? ( глаголы неопределённой формы)
- Это грамматический признак глаголов.
3) -Прочитайте оставшиеся слова. Что в них общего? ( Ь и оканчиваются на шипящие)
- Дайте характеристику звуку ч, звукам ж, ш.
- Один звук всегда мягкий, другие всегда твёрдые, но ь написали в обоих случаях. Почему?
- Какого рода данные существительные?
- Определите их склонение.
- Какую роль выполняет ь в этих словах? ( Ь указывает, что это существительные женского рода, 3 склонения)
- Это грамматический признак имён существительных.
2. Определение темы и цели урока.
- Попробуйте определить тему урока. Слайд 2
- Чему хотите научиться? Что узнать?
-Я тоже поставила задачи. Прочитайте, совпали ли они с вашими? Слайд 3
3.Поиск решения. Открытие нового.
1) Работа с учебником.
- Сначала за помощью обратимся к учебнику с. 101, упр.174
- Прочитайте слова.
-Что общего?
- На какие 2 группы можем их разделить?
- Запишите по 5 существительных, пропустив строчку.
- Какую надпись напишите над каждым столбиком?
- Какую закономерность заметили?
- Какой вывод можно сделать?
- Будет ли орфограммой ь на конце существительных?
- Обозначьте орфограмму.
2). Работа с правилом стр. 101
- Прочитайте правило. Совпало ли оно с нашим выводом?
- Что является главным в выборе написания слов с Ь или без Ь? (род имени существительного)
3). Создание алгоритма.
- Как будете действовать, чтобы определить нужно или нет писать Ь на конце существительных после шипящих.
- Попробуйте создать алгоритм. ( работа в паре на карточках)
Проверка - Слайд 4
Определить часть речи
м.р.
Ь
4.Закрепление изученного.
1) -Для чего создавали алгоритм?
- Дан текст: Слайд 5
- Прочитайте его. Что заметили?
- Пользуясь алгоритмом, запишите текст без ошибок. Орфограмму подчеркните.
В полн…ч… на манеж… вышел ц…ркач… и его доч… . На нём был плащ… . В руке он держал меч… . Скр…пач… заиграл марш… . Вот морж… поймал мяч… . В зале с…дела м…л…дёж… . Стояла тиш… . А ты любиш… ц…рк?
-Какие имена существительные написали с Ь? Почему?
-Какие без Ь? Почему?
-Проверьте правильность выполнения работы. Слайд 6
- Кто не допустил ни одной ошибки?
-Кому было трудно?
2) Пользуясь алгоритмом, попробуйте записать слова, данные в транскрипции. Запишите их в 2 строчки. Орфограмму подчеркните. Слайд 7