2. Минутка чистописания | У: Откройте тетради, запишите число. В следующей строчке запишите: «Классная работа». Подчеркните орфограммы. У: Найдите одинаковый звук в словах Лимон, ива, индюк, иней (И) Какой звук обозначает эта буква? (гласный) Спишите, продолжив закономерность как на доске. и Ии и Ии У: Прочитайте пословицу. Объясните смысл пословицы. Нет друга – ищи, а нашел – береги. Спишите, обозначьте ударение. | Записывают число, прописывают элементы. Объясняют смысл пословицы, списывают её. | ЛУУД (1,2) РУУД (1) ПУУД (2,1) КУУД (3) |
4. Изучение нового Физминутка | У: Откройте учебник на стр. 173. Найдите два столбика со словами. В каком числе стоят слова первого столбика? В каком числе стоят слова во втором столбике? Вернёмся к первому столбику. Прочтите первое словосочетание в первом столбике. Определи род существительного пирог. (Аналогично со следующими словосочетаниями). У: Внимание, ребята. Подумайте, можно ли определить род имён существительных во множественном числе? А как узнать род существительного, если нам оно встретилось во множественном числе? У: Переверните страницу. Найдите вверху правило. Прочитайте его про себя. Прочитай его вслух. У: Найдите упражнение 1. Прочитайте задание про себя. Прочитай вслух. Обратите внимание на образец. Работаем у доски и в тетради. У: Найдите упр. 2. Прочитайте задание про себя. Прочитай вслух. Обратите внимание на образец. Работайте самостоятельно. Слова, которые вам не удастся изменить по числу, запишите только в единственном числе. Проверка: чтение одним учеником вслух, все остальные проверяют по тетради. Найдите изображение ключика. Прочитайте правило про себя. Прочитай правило вслух. У: Оказывается, есть в русском языке слова, у которых есть только единственное число. Какие это слова? Приведите собственные примеры. (пальто, творог) Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором) Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту») Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят») Мы капусту жмем-жмем, (сгибания и разгибания кистей рук) У: Найдите упражнение 3. Прочитайте задание про себя. Прочитай вслух. Обратите внимание на образец. Работайте самостоятельно. Слова, которые вам не удастся изменить по числу, запишите только во множественном числе. Проверка: чтение одним учеником вслух, все остальные проверяют по тетради. У: Найдите изображение ключика. Прочитайте правило про себя. Прочитай правило вслух. Какие слова бывают только множественного числа? У: Ребята, как определить, что слово перед нами может быть только в единственном или только во множественном числе? (изменить его) У: Игра «Это слово не изменяется» Я буду называть слова, а вы пробуйте его изменить. Если слово изменяется, то называете слово в единственном и во множественном числе, а если нет, то встаёте и говорите громко, что оно не изменяется. Например, я скажу: «Молоко», тогда надо сказать «Молоко не изменяется». Играем по цепочке. Слова для игры: игра, пальто, ковёр, ножницы, ветер, кружка, сливка, слива, брюки, пижама, стол, шкаф, лестница, весы, лампочка, ловкость, метро, автобус, молодость, нога, туча, трусость, фасоль, овощ, утюг, груша, мёд. У: Работаем следующим образом. Я буду диктовать слова, а вы должны записать слова в два столбика. В первый столбик слова, которые бывают и единственного, и множественного числа. Во второй – те слова, которые не изменяются. Слова для диктанта: комната овёс автобус пальто город коньки лестница горох мечта мультфильм У: Подчеркните все орфограммы. Проверьте. Проверка: учитель берёт одну тетрадь на проверку, один ученик читает получившиеся столбики, все проверяют. У: Какие слова записаны в столбики? (словарные) Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки. Кто допустил ошибки, повторите словарные слова. | Открывают учебник. Отвечают на вопросы. Решают проблемную задачу. Чтение правила. Работа по теме урока у доски и в тетради. Решение проблемной задачи. Самостоятельная работа. Самопроверка. Чтение правила. Делают физкультминутку. Самостоятельная работа Самопроверка Чтение правила Участвуют в дидактической игре Самостоятельная работа. Самопроверка. | ЛУУД (1,3) РУУД (1,2, 4) ПУУД (2,1, 4) КУУД (1, 2, 3) |
5. Итог урока. Рефлексия. | У: О какой части речи мы сегодня говорили? Что нового мы узнали о числе имени существительного? Назовите слова, которые бывают только в единственном числе; только во множественном числе. Как определить, изменяется ли слово? У: Поделитесь впечатлениями. Что у вас сегодня получилось на уроке? Что осталось непонятным? Что понравилось больше всего? У: Откройте дневники. Каким уроком завтра русский язык? Запишите домашнее задание: выучить правило, выполнить задание на карточках. | Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями об уроке. Записывают домашнее задание. | ЛУУД (3, 4) РУУД (4) ПУУД (3) КУУД (2,3) |