продолжить работу над созданием мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды;
Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.
Уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма.
– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
учебник М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т.А. Байкова «Русский язык: 4 класс» ч. 2. Стр. 107-108. - М:Академкнига/учебник, 2014 г.;
компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Спряжение глаголов».
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
УУД |
Организационный момент (2 мин) Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: -создать положительный эмоциональный настрой. Методы: -словесные, -самоконтроль, -мотивация учебной деятельности. | Приветствует, проверяет готовность к уроку. Рассказывает притчу. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Я не зря начала выступление с психологического настроя. Ведь создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая комфорта при дальнейшей работе. Желает успеха. | Подготовка класса к работе. Объясняют, как поняли выражение «Все в твоих руках» и почему к уроку подобрана именно эта фраза. | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Актуализация знаний и пробное учебное действие (4-5 мин) Цель, которая должна быть достигнута учащимися: -работать над развитием орфографического навыка. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: повторение изученного материала, необходимого для работы на уроке, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. Задачи: активация грамматических понятий о глаголе, правил о безударных гласных. Методы: наглядный, словесный, познавательный, самоконтроль. | Предлагает решить проблемную ситуацию, решить, верны ли высказывания. Выкупа[?]шь - 1 спр., выкупать-выкупаешь слыш[?]т - 1 спр., слышать- слышешь вьём - 2 спр., вить вер[?]м - 2 спр., верить – верим стел[?]т - 2 спр., стелить – стелит Слайд 1 | Учащиеся обдумывают ответы, высказывают свои мнения, подтверждая ответы изученными правилами. Вставляем букву е, т.к. в начальной форме суффикс а, поэтому глагол 1 спр. Это глагол исключение, относится ко 2 спр., пишем букву и. Это ударное окончание, 1спр. Начальная форма верить, суффикс и глагол 2 спр., вставляем и. Глагол исключение, относится к 1 спр., вставляем е. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли. Познавательные: на основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) Цель, которая должна быть достигнута учащимися: -осмыслить возникшую трудность и определить учебную задачу Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: -способствовать созданию проблемной ситуации для постановки учебной задачи; -активизировать соответствующие мыслительные действия. Задачи: -активизировать познавательную деятельность учащихся Методы: -словесные, -побуждающий от проблемной ситуации диалог. | Создает проблемную ситуацию Спрашивает у учащихся с какой проблемой встретились. Из сложившийся проблемы просит вывести тему урока и цель урока, а также спрогнозировать дальнейший ход урока по таблице повторить… выяснить… поупражняться… | Учащиеся на основе выводов после обсуждения проблемной ситуации и проверки формируют тему и цель урока. Вспоминают алгоритм, по которому определяют спряжение глаголов с безударными личными окончаниями. Слайд 2. (алгоритм определения спряжения глаголов) 1. Найду в предложении глагол. Поставлю глагол в неопределенную форму Определю окончание глагола. Вспомню схему-опору… Вспомню глаголы исключения… Назову спряжение… После этого возвращаются к заданию и на основе алгоритма еще раз объясняют, какую букву надо поставить в безударное личное окончание глагола. Слайд 3. выкупаешь-1спр. слышит-2спр. вьём-1спр. верим- 2 спр. стелет-1спр. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов, умение слушать и понимать других. Познавательные: постановка проблемы. Личностные: самоанализ. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7-8 мин) Цель, которая должна быть достигнута учащимися: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: выявить насколько у учащихся сформирован навык работы с алгоритмом. Задачи: -развивать способности к анализу, синтезу. Способы достижения: организация самостоятельной исследовательской деятельноси | Организует деятельность по применению полученных знаний. Для этого просит открыть учебник на с.107-108, прочитать учеников задание. Учащиеся выясняют, что нужно вставить пропущенные буквы и определить спряжение глагола. Далее просит записать текст в тетради по вариантам: 1 в.- 1-2ст.; 2в.- 3-4 ст. Пахн…т сен…м и т…плом. Кто там ход…т? Кто там дыш…т? В…юга пляш…т за с…лом. Ветер ве…т снег на крыш… . Фыркнул добрый старый конь- К сену тян…[цца] губами. Смотр…т вниз, в гл…зу-огонь… Кто там брод…т под ст…лбами? Две коровы вперебой Все жуют, в..дыхая, жвачку. А теленоч…к р…бой В уг…лке бода…т тачку. Мышь гуля…т по ст…не. Гуси крикнули в клетушк… . Что приснилось им во сне? Май? Зеленые опу…ки? Проверить как вы выполнили работу мы сможем на экране. Оцените себя в листках самооценки, рядом с номером задания значками «+» или «-» Физминутка Читает четверостишие, если встречается глагол 1 спр., то хлопают девочки, если 2 спр. то хлопают мальчики. Пилят, колют, Колют, пилят Филя с Колей, Коля с Филей. Завалили пол двора Будут на зиму дрова. | Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Далее идет самопроверка по эталону. Слайд 4. (На экране дан текст со вставленными орфограммами) Оценивают себя в листках самооценки, рядом с номером задания значками «+» или «-». | Личностные: самоконтроль, самооценка Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания 13-15 мин) Цель, которая должна быть достигнута учащимися: учиться различать безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний; уточнить характер затруднений. Задачи: -развивать умение работать в парах, в группах, выполнять самоконтроль и самооценку. - дать возможность каждому ребёнку почувствовать свою значимость в коллективе. Методы: учебный диалог, наглядные, самостоятельная деятельность уч-ся, взаимоконтроль; познавательные. | 1. Игра «Ты мне, я тебе» (работа в парах) Разбивает детей на пары, предлагает обратить внимание на цветные карточки желтые и зеленые. (Дифференцированная работа на желтых карточках задания более сложные, чем на зеленых). Работа ведется по типу игры «Ты мне, я тебе». Зеленая карточка Замени словосочетание глаголом 2л. ед. ч. Укажи спряжение. Дать ответ- Выйдещь навстречу- Окажем помощь- Сделаете подарок- Желтая карточка Подбери к фразеологизмам глагол близкий по значению и запиши его форме 2л. ед. Укажи спряжение. Зарубить на носу- Клевать носом- Вставлять палки в колеса- Обвести вокруг пальца- Просит ребят оценить себя на листках самооценки. 2. Работа в группах Работа над деформированным текстом. Разбивает детей на группы и дает задание в конвертах. Просит прочитать задание, спрашивает все ли понятно, если у учащихся возникают вопросы, объясняет. Задания для групп Восстановить деформированный текст, расставить предложения по порядку, определить спряжение у глаголов с пропущенной орфограммой. Попробовать вспомнить, кто является автором данного четверостишия и как оно называется. В окно пове…ло весною. И лес оден…тся листвою. Уж та…т снег, бегут ручьи. Засвищут скоро соловьи. 3. Игра «Найди четвертое лишнее» (работа выполняется самостоятельно) На карточке 2 группы слов, зачеркни лишнее. Люб…шь, увид…шь, пиш…т, вход…т. Мож…м, лета…т, старту…те, смотр…шь. | Каждая пара читает задание на карточках и сама выбирает ту карточку, задание на которой им показалось наиболее интересным и доступным. Учащиеся выполняют задание в тетради, одна пара выполняет работу на обратной стороне доски, причем ребята из этой пары сами решают, кто какую карточку выполняет. Проверка выполнения работы с доски. Оценивают себя в листах самооценки, рядом с номером задания значками «+» или «-». Учащиеся объединяются в группы и выполняют задания в группах. Далее выходят по одному представителю от группы для проверки задания. Читают по одному предложению и объясняют выполнение задания, если затрудняются, то помогает товарищ из группы или из другой группы. Оценивают свою работу в группе в листах самооценки, рядом с номером задания значками «+» или «-». Учащиеся самостоятельно вычеркивают лишнее слово из каждой группы, при проверке объясняя свой ответ. | Личностные: самоконтроль; самооценка. Регулятивные: контроль; оценка; коррекция. Коммуникативные: управление поведением партнера; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Познавательные действие по аналогии; умение структурировать знания; выбор наиболее эффективных способов решения. |
Рефлексия деятельности (3-5мин) Цель, которая должна быть достигнута учащимися: - осознать степень усвоения учебного материала и дать оценку своей деятельности и деятельности класса. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: -содействовать осознанию учащимися своей учебной деятельности и деятельности класса. Задачи: -вызвать у детей чувство удовлетворённости результатами урока, формировать самооценку учащихся. Методы: -наглядные, -самоконтроль. | Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся. Молодцы, ребята! А теперь давайте подведем итог. Над какой темой мы с вами работали? Какую цель перед собой ставили? Спрашивает у ребят, какое впечатление у каждого осталось после урока, чем он кому запомнился. Для этого на оценочных листах, на строчках просит написать синквейн, ключевым словом к которому будет существительное «спряжение». Оценивает работу учащихся на уроке. | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Отвечают на вопросы: Какую цель ставили? Удалось достичь поставленной цели? Каким способом? Какие получили результаты? Что вызвало особые затруднения? Где можно применить новые знания? Пишут синквейн. Желающие 2-3 человека зачитывают. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка на основе успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
Домашнее задание Цель, которая должна быть достигнута учащимися: - закрепить умение работать с алгоритмом по определению спряжения глаголов. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: - обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Выбери одно из предложенных заданий и выполни его. (Дифференцированная работа) ТПО с.59 №54, или ТПО с.63-64 №59. | Сами решают, какое из заданных упражнений выполнить дома. | Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели; построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: постановка вопросов. |