Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
1.Организационный момент. Мотивация познавательной деятельности. | Настраивает на урок, с помощью ленточек формирует пары. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Выдаёт фишки-листочки для самооценивания своей работы учащимися, памятку-подсказку для заполнения в конце урока. | Выбирают ленточку, находят свою пару, пересаживаются к партнёру. |
2. Самоопределение к деятельности. | Предлагает прочитать стихотворение А. Югова: Интересная часть речи, В русском языке живёт. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет иль поёт. Вышивает, или пашет, Или забивает гол. Варит, жарит, моет, чистит - Всё расскажет нам … Нацеливает на определение темы урока, постановку учебной задачи. | Работа в парах. Читают стихотворение, вставляют пропущенное слово, доказывают свою точку зрения. Рассказывают о глаголе, формулируют задачи урока. Оценивают свою работу. |
3. Работа по теме урока. | Предлагает выполнить задание в электронном приложении к учебнику. Прочитай глаголы, вставь каждый глагол в тематическую группу. Мяукать, радоваться, бежать, идти, грустить, работать, спросить, ехать, рассказывать, думать, лететь, жужжать, размышлять, строить, говорить, рисовать. | По цепочке выходят к доске и распределяют слова в тематические группы. Записывают в тетрадь глаголы, обозначающие движение. Оценивают свою работу. |
4. Проверка домашнего задания. | Просит поделиться найденной информацией о значении глагола. Из словаря С.И. Ожегова: Глагол — 1. В грамматике: часть речи, обозначающая действие или состояние и изменяющаяся по временам, числам, лицам. 2. Речь, слово (старинное слово) Глаголать — говорить, высказывать. Глаголица — древнейшая славянская азбука. Глаголь — старинное название буквы «г». Из толкового словаря В. Даля: Глагол — слово, речь, выражение; словесная речь человека. Глаголать — говорить, сказывать. Из Википедии: Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголица — одна из первых славянских азбук. | Читают информацию в парах, обсуждают лексическое значение глагола, делают вывод. Оценивают свою работу. |
5. Первичное закрепление. | Предлагает обсудить вопрос: «Можем ли мы обойтись без этой части речи?» В стране Части Речи жили-были имена существительные. Плохо им жилось, скучно. Трава. Кот. Машина. Все бездействовали. Но однажды всё изменилось. Трава стала расти, колыхаться, зеленеть, цвести и пахнуть. Кот — бегать, спать, мяукать, охотиться. Что же произошло? | В парах отвечают на поставленный вопрос (Что же произошло?), подбирают глаголы к существительному машина (ездит, тормозит, перевозит, грузит, разгоняется, буксует). Делают вывод о роли глаголов в речи. Самооценка деятельности. |
Динамическая пауза. | Называет слова, дети показывают движения (если слово – глагол, нет - стоят) Вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, повредил, крокодил, флажок, дружок, рисовал, читал, играл, осёл, укол. | Выполняют движения, слушая внимательно. |
6. Работа по учебнику. | Упр. 143, стр. 69 Предлагает прочитать предложения и ответить на вопрос: «Что интересного заметили?» - По каким признакам можно различить части речи? - Выполните письменные задания к упражнению. - Назовите глаголы, которые вы подчеркнули. Докажите, что это глаголы. | В предложении есть слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение и относятся к разным частям речи. По вопросам и лексическому значению. 1) от мыла – отмыла 2) к попугаю – попугаю 3) не зная правил – правил 4) свети, светило – светило 5) без белил – белил Самооценка деятельности. |
7. Рефлексия. | Предлагает выполнить задания на карточке. Прочитайте. Подчеркните глаголы. Вот и солнце встаёт, Из-за пашен блестит, За морями ночлег свой покинуло, На поля, на луга, на макушки ракит Золотыми потоками хлынуло. | Читают, подчёркивают глаголы. Заполняют памятку-подсказку. Памятка — подсказка Часть речи | | Обозначает | | Вопросы | | Изменяется | | В предложении | | |
8. Подведение итогов урока. | - Что мы повторили сегодня на уроке? - Какое задание было интересно выполнять? - Расскажите при помощи глаголов, чем вы занимались на уроке? | Высказывают своё мнение, оценивают свою работу, записывают домашнее задание (упр. 142, стр. 69) |
– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;