Тема урока: сочинение по картине «Зима»
Дата 25. 12.
Предмет: русский язык
Класс 3 «В»
Цель урока: учить писать сочинения по картине, передавать в определенной
последовательности ее содержание, с использованием своих наблюдений; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать эстетические чувства.
Тип урока
Результат обучения:
Ресурсы:
Время
Вид работы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Орг. момент
Проверка готовности к уроку, провести пальчиковую гимнастику.
Готовят к уроку тетрадь
Подготовка к усвоению нового материала
-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним из произведений русского художника Ивана Ивановича Шишкина. Каким вы его себе представляете?
В сапогах, в охотничьей шляпе стоит человек с ящиком для кистей и красок за плечами, опершись на длинный посох. Он что вышел из лесу и остановился отдохнуть…
Таким пейзажиста Шишкина, «Царя леса», изобразил художник Крамской (вывешивается портрет)
- Иван Иванович Шишкин родился в 1832 году в старинном маленьком городке Елабуге, находящийся на реке Кама, в заповедной лесной стороне. Любовь к родному краю, понимание красоты и богатства родной природы определили всю его дальнейшую жизнь. Шишкин решил посвятить себя пейзажной живописи.
Художник умел воссоздать бескрайние просторы полей с золотыми нивами, могучие дубравы, непроходимые дебри. Его любимой темой была жизнь русского леса. Лес художник изображал во все времена года. Перед нами встают могучие леса, покоряющие величием и красотой. Шишкин в своих картинах правдиво изображал природу. В его произведениях много интересного. Они приковывают наше внимание и заставляют любоваться красотой, которую мы часто в спешке не замечаем.
-Сегодня на уроке мы будем говорить о картине Ивана Ивановича Шишкина «Зима». (Вывешивается репродукция картины)
.
Изучение нового материала
Работа по картине.
- Рассмотрите внимательно картину. Представьте себе, что мы на рассвете в безмолвной тишине заходим в зимний лес. Где мы очутились?
- Правильно. Мы в сосновом бору. Снег…везде снег. Настоящее царство снега. Все в лесу в сказочно белых сугробах. Снег, видно, выпал недавно, а мороз уже сковал стволы деревьев. Волшебница зима торжествует, властвует. Какие чувства и желание вы испытываете, когда смотрите на картину Шишкина?
(Таинственности, сказочности. Желание проникнуть в этот сказочный лес.)
-При взгляде на картину «Зима» невольно вспоминаются слова поэта Сергея Есенина:
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна.
- Как вы понимаете смысл слов дремлет лес под сказку сна?
(значит в лесу стоит тишина, ничто не нарушает покоя зимнего леса.)
-Тишиной, спокойствием, чистотой веет от спящей красавицы природы. Видимо, сюда редко ступает нога человека. Какие деревья изобразил художник на переднем плане картины?
- Опишите их.
- С чем мы можем их сравнить?
- Совершенно верно. Эти величавые сосны выросли на просторе. Как вы думаете, они молодые или старые?
- Почему так решили?
- Знаете, Шишкин не просто изображал деревья, траву, кусты. Он, как ученый, изучал особенности растений и лишь потом рисовал их. Художник умел и любил точно изображать породы деревьев, форму растений. Это особенность его творчества.
- Всмотритесь в картину. Какой день изобразил художник?
- По каким признакам вы это определили?
(Небо голубое. Лучи солнца не очень яркие. Солнце зимнее, холодное)
- Глядя на картину, опишите лес в этот морозный день.
(выслушиваются ответы детей).
- С чем можно сравнить снег?
(С белой скатертью)
- В этот морозный день лес стоит как в сказке, он весь укутан снежным покрывалом. Застыли маленькие ёлочки, одетые в нарядные белые платья. Воздух кажется неподвижным. Все замерло. Ничто не нарушает тишину леса. Всмотритесь повнимательнее в картину. Кто это одиноко сидит на ветке большой сосны?
- В лесу пустынно. У подножия сосен лежат засыпанные пушистым, мягким снегом старые деревья, выкорчёванные когда-то бурями. Посмотрите вдаль. Каким кажется лес?(Светлее, голубее, чем вблизи)
- Какими нам кажутся предметы вдали? (Меньше, менее чёткими)
Слой воздуха как бы покрывает их лёгкой, полупрозрачной пеленой.
- Что мы видим на переднем плане? (Величавые сосны)
- А на втором плане? (Зимний лес превращается в голубовато-белый массив)
-Какие краски преобладают в картине? (Белая, голубая, коричневая)
- Можно сказать, что художник хорошо знает русскую природу.
Спокойствие, сила, богатство и красота русской природы пронизывают всю картину. Всё это передаётся и нам. Мы видим, как чудесна, красива зимняя природа.
В самой чаще леса.
Сосны.
Они стройные, величавые, могучие.
С колоннами, столбами.
Старые.
Стволы у сосен толстые, высокие. С широкими ветвями.
Ясный, морозный.
Птица.
Физминутка
«Ветер дует нам в лицо…»
Выполняют
Проверка понимания нового материала
Орфографическая подготовка.
На доске: «Заброшенный, властвует, редко ступает, величавые, могучие, выросли на просторе, пустынно, чётко, различимы, стволы, поваленные, засыпанные, голубовато-белый массив, переднем, видим, изобразил, вверху, переливаются».
- Прочитайте слова, записанные на доске. Вы можете использовать их в своем сочинении.
Составление плана сочинения.
- В какой последовательности будем описывать увиденное на картине?
(Сначала о преображении всего с приходом зимы. Затем описывать лес. В конце о своем отношении к картине)
План:
1.Пришла волшебница зима.
2. Дремлет лес под сказку сна.
3. Снег, снег, снег – царство снега.
4. Мое отношение к картине.
Закрепление нового материала
Написание сочинения.
Выполняют
Итог урока
Что нового узнали на уроке?
Что было трудно?
Что было легко?
Ответы детей