Конспект урока по русскому языку по теме «Имя существительное и его роль в речи."
Конспект урока по русскому языку по теме «Имя существительное и его роль в речи."
Тип урока: УФНЗ (урок формирования новых знаний).
Тема:«Имя существительное и его роль в речи. Имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и существительные, отвечающие на вопрос что?»
УУД (личностные) – положительное отношение к учению, познавательной деятельности, способность к самооценке своих действий, формирование эмоционально-ценностного отношения к русскому языку и умение им пользоваться.
УУД (коммуникативные) – потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника, способность осуществлять общение в совместной деятельности, вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе.
УУД (познавательные) – формирование познавательной цели, поиск и выделение информации, установление причинно-следственных связей, формирование умения различать слова, отвечающие на вопросы кто?, что?.
УУД (регулятивные) – принимать и сохранять учебную задачу, осознавать возникающие трудности, искать причины и пути их преодоления, формирование умения контролировать свои действия, формирование предметных умений на основе осознания сущности выполняемых действий и последовательности необходимых операций.
Характеристика деятельности учащихся.
- Обосновать целесообразность выбора соответствующих целей и условий общения.
- Анализировать уместность использования.
- Оценить правильность выбора.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме «Имя существительное и его роль в речи." »
Тип урока: УФНЗ (урок формирования новых знаний).
Тема:«Имя существительное и его роль в речи. Имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и существительные, отвечающие на вопрос что?»
УУД (личностные) – положительное отношение к учению, познавательной деятельности, способность к самооценке своих действий, формирование эмоционально-ценностного отношения к русскому языку и умение им пользоваться.
УУД (коммуникативные) – потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника, способность осуществлять общение в совместной деятельности, вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе.
УУД (познавательные) – формирование познавательной цели, поиск и выделение информации, установление причинно-следственных связей, формирование умения различать слова, отвечающие на вопросы кто?, что?.
УУД (регулятивные) – принимать и сохранять учебную задачу, осознавать возникающие трудности, искать причины и пути их преодоления, формирование умения контролировать свои действия, формирование предметных умений на основе осознания сущности выполняемых действий и последовательности необходимых операций.
Характеристика деятельности учащихся.
- Обосновать целесообразность выбора соответствующих целей и условий общения.
- Анализировать уместность использования.
- Оценить правильность выбора.
Ход урока:
Организационный момент:
Приветствие гостей.
Проверка готовности к уроку.
Создание учебной ситуации.
Задание №1.
Ребятки, так получилось, я положила в файл слова, хотела их наклеить, а они все перепутались, а времени разобраться с этим у меня не хватило…………
Обращаюсь с просьбой к вам мне помочь.
Работа в парах.
Возьмите в руки файл. Достаньте все слова, положите на альбомный лист. Разложите слова по группам и наклейте.
Первый, кто выполнит задание, поднимите руки.
А я посмотрю, какая пара будет первой?
Какой ряд работает быстрее?
Давайте посмотрим. Почему вы так разложили слова? (Это название частей речи и вопросы, на которые они отвечают.)
Молодцы!
Поднимите листочки. Покажите.
Прочитайте, какие части речи у вас получились?
(Существительное, прилагательное и глагол.)
Посмотрите, три разных цвета. Подумайте, что они могут обозначать? Где их вместе можно встретить? (Светофор.)
На доске иллюстрация светофора.
Прогнозирование деятельности по решению поставленной задачи.
Давайте вспомним стихотворение, про светофор.
«Красный цвет – дороги нет.
Жёлтый цвет – погоди.
А зелёный цвет – иди!».
А к какой части речи относится слово светофор? (Имя существительное.)
Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня? (Имя существительное.) Вывешивается карточка «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»
Постановка практической задачи.
Ребята, а у имени существительного есть волшебные слова-указатели, по которым мы находим имена существительные. Это вопросы. Какие? (кто? и что?)
Карточки с вопросами вывешиваются на доске.
Это слова - указатели.
Как вы думаете, почему вопросы разные, а обозначают предмет?
Вспомните правило. (Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос КТО? Остальные имена существительные отвечают на вопрос ЧТО?)
На доске появляются карточки «ОДУШЕВЛЁННЫЕ» и «НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ».
Это слова помощники!
Ориентация на результат решения.
№2.
Давайте поиграем. Сидя на месте, говорите вопрос и придумываете существительное.
Мы поиграли. Молодцы!
Различие между формальной ориентацией на результат решения.
№3.
А теперь, я посмотрю, как вы напишите в тетрадях слова, отвечающие на вопрос «КТО?», «ЧТО?»
Работа в тетради.
Откройте тетради, запишите в первый столбик вопрос КТО?, а во второй столбик вопрос ЧТО?
Я вам загадываю загадки, а вы пишите отгадки, распределяя их в столбики по вопросам.
- Какое животное помогает нам переходить улицу? (Зебра.)
- Лихачу прикажет стой
На дороге……………………………….(постовой)
- Я по городу иду.
Я в беду не попаду.
Потому что твердо знаю-
Правила я выполняю. (Пешеход.)
- Пьёт бензин, как молоко.
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Будь внимателен при ней. (Машина.)
- Посмотри, силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик. (Регулировщик.)
- Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса. (Велосипед.)
- Он пешком не ходит.
Он машину водит.
За рулём сидит, смотрите
Не пешеход он, а …………………………………(водитель)
- Здесь дороги пересекаются,
Как это называется? (Перекрёсток.)
Давайте проверим. Самооценка.
Проверяет каждый сам.
Прочитайте слова, отвечающие на вопрос «КТО?».
Прочитайте слова, отвечающие на вопрос «ЧТО?»
Поставьте себе сами оценку. (Если ошибок нет – «5», 1 ошибка – «4».)
Встаньте у кого «5».
Молодцы!
Одушевлённые существительные, на какой вопрос отвечают? (Кто?)
А неодушевлённые существительные, на какой вопрос отвечают? (Что?)
Посмотрите на слова, которые вы записали.
Скажите, связаны ли они как-то со светофором? (Да.)
Как? (Эти слова связаны с ПДД.)
А вы знаете правила дорожного движения? (Да.)
Молодцы!
Мы с вами поговорим о них на уроке «окружающий мир».
Посмотрите, подумайте, какую работу надо выполнить? ( По одному признаку подобрать одушевлённые и неодушевлённые предметы.)
Поверка (Дети зачитывают свои ответы.)
Осознанная рефлексия умения выявлять «ловушки».
Использование проектора.
№5.
Игра «Найди лишнее слово»
Давайте поиграем.
На проекторе иллюстрации:
- картинки: соловей, ворона, воробей, машина;
(Лишнее слово «машина», так как это транспорт. Этот предмет неодушевлённый.)
- слова: товарищ, девочка, урожай, ребята;
(Лишнее слово «урожай», так как отвечает на вопрос «что?»
- картинки: космонавт, космос, Москва, метро;
(Лишнее слово «космонавт», так как относится к одушевлённым существительным.)
Подумайте, что общего в этих словах? (Все существительные и словарные.)
Способность обнаружить и опровергнуть рассуждения.
Следующее задание будем выполнять в тетрадях.
Я буду говорить утверждения, а вы ставить « + », если согласны или « - » если не согласны.
Запись ведем в строчку.
Имя существительное, отвечает на вопрос «КАКОЙ?»?
Одушевлённые существительные, отвечают на вопрос «ЧТО?»?
Имена существительные, отвечают на вопросы: «КТО? и ЧТО?»?
Коляска, одушевлённый предмет?
Мальчик, неодушевлённый предмет?
Имя существительное это часть речи?
Одушевлённые предметы отвечают на вопрос «КТО?»?
На доске ответы. (-, -, +, -, -,+,+.)
Проверьте, сравните мои ответы со своими.
Оцените себя сами.
Одна ошибка – «4».
Без ошибок – «5».
Поставьте отметку.
Итоговое:
Что узнали на уроке?
Чему научились на уроке?
(Находить имена существительные. Определять одушевлённые, неодушевлённые существительные. Искать их по вопросу.)
Какой вид деятельности, вам понравился больше всего? (Загадки.)
Домашние задание:
Упражнение №394, №399, №396. По выбору, выполнить одно из упражнений.
Откройте учебники. Давайте с вами посмотрим задания упражнений.
Кто хочет выполнить самое трудное упражнение?
Кто хочет выполнить самое лёгкое упражнение?
Создание учебной ситуации – создала ситуацию, дети вышли на ответ.
Прогнозирование деятельности по решению поставленной задачи – дала прогноз и посмотрела, справляются ли они с поставленной задачей. Помнят ли дети материал 2 класса.
Постановка практической задачи – поставила задачу и начинаем их решать.
Различие между формальной ориентации на результат решений – формальность убрала, смотрю как решают.
Рефлексия границ применения способа – показывают, как можно применяются данные знания.
Осознанная рефлексия – должны увидеть и применить мыслительный анализ.
Способность обнаружить и опровергнуть рассуждения – этим заданием развивается слуховое восприятие с анализом задания.