2. одной обхватили кулачок другой руки и наоборот;
3. встряхнули руки.
- Две строки пропустили и красиво записали в тетрадях число и классная работа.
- Ребята, вы любите путешествовать?
- Сегодня мы отправимся в небольшое путешествие. Вы спросите, куда? А место нашего путешествия вы узнаете из минутки чистописания.
2. Минута чистописания.
- Сегодня мы пропишем две буквы, с которых начинается часть речи, о которой мы говорили на предыдущих уроках.
- О какой части речи идет речь?
- Какие буквы мы пропишем на минутке чистописания? ( и,с )
- Именно в страну Грамматику в город Имя существительное мы и отправимся, но сначала запишите эти две буквы слитно, соблюдая высоту строчных букв, букву « и » обводите в овал.
- На следующей строке напишите слова, в которых есть эти буквы, каллиграфически правильно.
3. Путешествие ( работа по обобщению знаний по теме ).
- Перед нами ворота, чтобы они открылись, нам необходимо указать среди группы слов только существительные.
- Я диктую предложения, а вы записываете лишь имена существительные в строчку через запятую:
ПРИРОДА – ЭТО НАШ ДОМ. ЛЮБИТЬ И ОХРАНЯТЬ ЕЕ – ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ И ОХРАНЯТЬ РОДИНУ. НАША РОДИНА – МОРДОВИЯ. ( природа, дом, родина, Мордовия.)
- Итак, ворота в город открыты и мы оказываемся на его улицах. Чтобы не заблудиться, пойдем по порядку. Но вот беда, налетел ветер и все названия улиц перевернул. Нам придется немного потрудиться, чтобы узнать их.
1 –ая улица.
Ее название включает в себя те вопросы, на которые отвечает имя существительное? Угадали, как она называется?( учитель переворачивает табличку, где записаны вопросы Кто? Что? )
- Чтобы познакомиться с этой улицей, нам предлагают задание:
- Распределите слова на группы и запишите их в два столбика.
- На какие группы будем делить слова? ( Кто? Что?)
ЭКОЛОГИЯ, БАБОЧКА, ВОЗДУХ, ВОДА, ЗВЕРИ, ОХРАНА.
- Что такое « экология »?
- Используя эти слова, составьте устно предложения. (…….)
2 –ая улица.
Название этой улицы состоит из трех частей и на ней живут предметы трех групп. Что это за три группы есть у имени существительного? ( м.р., ж.р., ср.р. )
- Как мы определяем род? ( с помощью слов он, она, оно )
- Работаем по 2 вариантам. На столах у вас есть карточки со словами. Продиктуйте словосочетания своему товарищу по парте, пусть он определит род имен существительных. Сначала 1 вариант, потом 2. Записывать в тетрадь через запятую.
1 вариант – красивое озеро, сладкая ягода, любимый город.
2 вариант – пестрая птица, зеленое болото, большой заповедник.
Анализ выполненного задания.
3 – я улица.
Это улица отдыха и называется она …. ( физкультминутка ).
4 – ая улица.
- Ее название полностью совпадает с названием тех имен существительных, которые пишутся с заглавной буквы. Что это за слова? ( имена собственные ) .
- Откройте свои учебники на стр.23 и выполните упражнение 37.
( Анализ выполненного упражнения ).
5 – ая улица
Название следующей улицы вы отгадаете, выполнив задание. Спишите текст, разделив его на предложения, исправьте ошибки.
В ГОРОДЕ САРАНСКЕ ПРОТЕКАЕТ РЕКИ ИНСАР В НАШЕМ ГОРОДЕ КРАСИВЫЕ УЛИЦА В ЛЕСАХ МОРДОВИИ ВОДЯТСЯ ЛОС…, КАБАН…, ЗУБР… . НА ЛУГАХ РАСТУТ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВА.
- Как же называется эта улица? ( ед.ч. и мн.ч. )
- Подчеркните главное имя существительное в последнем предложении. Каким членом предложения оно является? ( подлежащим )
В старших классах вы узнаете еще об одной роли существительного в предложении, как дополнение.
4. Итог урока.
- Наше путешествие подошло к концу. Мы хорошо сегодня потрудились и нам осталось сделать выводы по нашей небольшой поездке по сказочному городу. Итак, что же мы знаем об имени существительном? ( подсказки для детей – названия улиц ).
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? Или Что?, бывает м.р., ж.р., ср.р. и изменяется по числам. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
5. Домашнее задание.
Придумать и записать в тетрадь 5 предложений об охране природы, подчеркнуть в них все имена существительные.