Цель: развивать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов.
Задачи:
- познакомить с глаголами-исключениями
- формировать умения выбирать способ определения спряжения глагола;
- уточнить знания об особенностях глаголов I и II спряжения;
- расширять знания детей по теме «Глагол»;
- развивать познавательную деятельность учащихся;
- развивать умение детей анализировать и делать выводы;
- формировать интерес к урокам русского языка.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Начинаем урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку 5.
-Ребята, сегодняшний урок русского языка я бы хотела начать с пословицы: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».
-Как вы понимаете ее смысл?
-Сегодня мы продолжим добывать новые знания, изучая «самую живую
часть речи, которая выражает бесчисленные действия».
-Что это за часть речи? (Глагол)
II.Минутка чистописания.
- Запишем сегодняшнее число и слова «Классная работа»
ешь //ишь//
ет//ит//
ите//ете//
III. Актуализация знаний
1. Фронтальный опрос
- Что мы с вами записали? (окончания глаголов)
- Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе.
- Что такое глагол? (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что будет делать?)
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? (сказуемым)
- Как изменяются глаголы? (по числам, по временам)
- Как определить число глагола? (по вопросу)
- Какие три времени имеет глагол? (настоящее, прошедшее, будущее)
- Как отличить одно время от другого? (по вопросам)
- Как изменяются глаголы в прошедшем времени? (по родам)
- Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (по лицам и числам)
- А как называется изменение глаголов по лицам и числам? (спряжение)
- Как можно определить лицо и число глаголов? (по местоимению или по личному окончанию глаголов)
- Посмотрите свои работы по чистописанию, где встречаются такие соединения букв? (В безударных личных окончаниях глаголов)
- А что такое личные окончания глаголов (Окончания глаголов в разных лицах)
- Назовите тему, над которой мы работали на предыдущих уроках?
(Безударные личные окончания глаголов)
- Какую ошибку мы предупреждаем, работая по данной теме? (В безударном положении звук слышится нечётко и можно допустить ошибку)
- А как правильно написать безударное личное окончание у глаголов?
(Ставим глаголы в неопределенную форму. Большинство глаголов на –ить являются глаголами второго спряжения, не на - ить – первого спряжения.)
2. Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме. Работа с фразеологизмами.
– Замените фразеологизмы глаголами в неопределённой форме, укажите спряжение глаголов (запись в тетрадь).
Зарубить на носу, забегать вперёд, делать из мухи слона, сбить столку, клевать носом, вставлять палки в колеса, держать язык за зубами, давать слово, проглотить язык, гонять лодыря
1.Наблюдение над глаголами-исключениями (термин вводится чуть позже).
– Прочитайте отрывок из сказки А. Пушкина. Найдите в нём глаголы с безударными личными окончаниями, выпишите их, поставьте в неопределённую форму, проверьте правописание окончаний. (Текст записан на доске.)
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон.
Видно, на море не тихо;
Смотрит – видит, дело лихо…
(Учащиеся самостоятельно выполняют работу в тетрадях, один ученик работает у доски.)
Проверка:
Подход – подходить (II)
Слыш – слышать (?)
Смотр – смотреть (?)
Вид – видеть (?)
- Какое несоответствие заметили? (Глаголы слышит, смотрит, видит имеют окончания II спряжения, хотя в неопределённой форме они оканчиваются на -ать, -еть.)
-Что теперь вы скажите? (По этим окончаниям глаголы должны относиться ко 2 спряжению)
Вывод: Данные глаголы относятся и к 1 спр. и ко 2 спр.
-У нас опять противоречие, значит в русском языке есть глаголы, которые не подчиняются правилу. Прочитайте ещё раз эти глаголы. (Они на доске)
Глаголы, которые не подчиняются правилу. Называются «глаголы – исключения» Их нельзя проверить, надо запомнить
2. Выражение решения.
- Где можно получить информацию о глаголах?
- Чтобы до конца решить нашу проблему обратимся к научному источнику, откройте учебник на стр.99
- Прочитайте самостоятельно правило.
- Какое открытие вы для себя сделали? (Глаголы- исключения смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, слышать, дышать, держать, гнать относятся ко II спряжению).
3. Грамматическая сказка о глаголах - исключениях.
- A сейчас я хочу рассказать вам одну сказочную историю, которая связана с темой нашего урока.
Давным-давно, когда нас с тобой еще на свете не было, в царстве Грамматики жил-был царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время что-то делал, чем-то занимался.
Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол своих сыновей и стал говорить им:
Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать и после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие умные дети, и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы с этой вестью, но не всех она обрадовала. Одна семья из-за этого раздела оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.
Пошли они к царю с просьбой:
- Милостивый государь, помоги нам.
- Что случилось?
- По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши друзья – в царстве второго спряжения. Разреши нам остаться с ними.
- Рад бы вам помочь, но не могу нарушить указ.
- Смилуйся, государь, сделай исключение.
Не мог царь устоять перед просьбой и разрешил глаголам остаться в царстве 2 спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. По сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 2 спряжению.
4. Помощь в стихах.
- Чтобы в дальнейшем не допускать ошибок при спряжении глаголов- исключений я предлагаю вам выучить их в виде стихотворения.(У каждого на парте листок со стихотворением). Давайте прочитаем его ( на парте у каждого)
Ко второму же спряжению
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить
(Исключая, брить, стелить).
А ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на -е спрягать нельзя!
- Что вы еще заметили? (глаголы брить, стелить относятся к I спр.)
-Да, глаголы брить и стелить хоть и оканчиваются на –ить, но относятся ко II спр. Это тоже глаголы – исключения
5. Таблица
«Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями»