2. Этап актуализации и пробного учебного действия | Сегодняшний урок мы начинаем с пословицы.: «Помогаешь другим – учишься сам». − Как вы понимаете эти слова? − Спасибо, ребята, я с вами согласна. -Обратите внимания у вас на столах лежат таблицы «Мои достижения». В таблицы отображены задания, которые мы с вами выполним. Вы ставите галочку в той ячейке, что соответствует вашему результату. Например, вы не допустили не одной ошибки, значит ставите галочку напротив этой ячейке. «Мои достижения» | Задание | Результат | Словарный диктант | нет ошибок | | 1-2 ошибки | | больше 2 ошибок | | Задание на определение темы урока | нет ошибок | | 1-2 ошибки | | больше 2 ошибок | | Составление кластера | Составил (а) | | Не составил (а) | | Упражнение 55 на странице учебника 76 | нет ошибок | | 1-2 ошибки | | больше 2 ошибок | | Карточки с заданием* | нет ошибок | | 1-2 ошибки | | больше 2 ошибок | | -Откройте тетради запишите дату, сегодня 23 октября, Классная работа. -Проведем словарную работу, внимательно слушайте: Автомобиль, биография, вокзал, галерея, лестница, огород, искусство, праздник, ракета, Отечество, профессия, сирень, топор, диалог, аннотация. -Теперь обменяйтесь тетрадями со своим соседом, проверим написание слов. -Сегодня на уроке мы будем говорить о необыкновенной части речи. Необыкновенна тем, что она обозначает действие предмета и обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека. Это самая живая, самая действенная часть речи. -Чтобы узнать какая эта часть речи, выполним задание, работаете индивидуально. -Задание определи к какому спряжение относятся глаголы. Лов…шь, помога…шь, воз…шь, крас..шь, ро…шь,жале…шь, обид…ть, терп…ть - К какой части речи относятся эти слова? - На какие группы можно распределить глаголы? - Спишите, распределив глаголы в два столбика по спряжениям, вставив пропущенные буквы, выделив окончания глаголов. Двое ребят будут работать у доски, затем мы с вами проверим, что получилось. - Как вы определяли спряжение глаголов с безударными окончаниями? -Ребята посмотрите внимательно глаголы обидеть и терпеть, к какому же спряжению мы их запишем. А вы слышали про слова исключения? Поэтому обидеть и терпеть мы запишем во второй столбик. | Я понимаю эту пословицу так: надо помогать другим людям, так как помогая мы общаемся с ними и за счет этого набираемся опыта, учимся у них новому. Часть речи у этих слов глаголы. Глаголы можно разделить по спряжениям: на 1 и 2 спряжение. 1 спряжение: Помогаешь, поешь, жалеешь, роешь. 2 спряжение: ловишь, возишь, обидеть, терпеть. Поставили глагол в неопределённую форму. | Аргументируют свою точку зрения. Знакомятся с таблицей «Мои достижения» Пишут словарный диктант. Взаимопроверка со своим соседом по парте. Выполняют задание самостоятельно. Доказывают свою позицию, почему выполнили именно так. | Познавательные: Выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения |
3.Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи) | - Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? -Какова тема нашего урока? -Какую цель мы можем поставить перед собой на уроке? -Познакомимся с планом урока, дополните фразы: ОБОБЩИТЬ знания о глаголе. УЗНАЕМ новые глаголы исключения. СМОЖЕМ применить умения определять спряжение глаголов. | Речь пойдет о глаголах исключения. Глаголы – исключения. Познакомиться с глаголами исключениями. | Формулируют тему и цель урока. Знакомятся с планом урока. | Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения с помощью учителя; |
4.Открытие новых знаний | - Выполним первый пункт нашего плана. У вас на столах лежит листок, в центре которого написано слово ГЛАГОЛ. На что похоже изображение? - Тема кластера ГЛАГОЛ, а лучики - это информация, все что вы знаете о глаголе. Составьте в группах кластер по теме: ГЛАГОЛ. - Проверим, что вы записали. - Оцените свою работу в таблице «Мои достижения». -Выполнили мы первый пункт плана, отметим это. -Откройте учебник на странице 74, упражнение. -Какие ударные или безударные – личные окончания глаголов? -К какому спряжению должны относиться эти глаголы согласно правилу? -К какому спряжению на самом деле относятся эти глаголы? -Посмотрите на страницу 75, как мы уже с вами выяснили есть семь глаголов на -еть- и еще четыре глагола на -ать-. Ваши бабушки и дедушки учили эти глаголы в стихотворной прозе, они так легче запоминались. Рассмотрим с вами иллюстрацию с драконом. -Проговорим все вместе глаголы - исключения. Теперь попробуйте не подсматривая сказать все 11 глаголов – исключения. -Мы с вами познакомились с новыми глаголами – исключения, выполнили мы второй пункт плана? -Откройте учебник на странице 76, упражнение 55. -Задание будем выполнять таким образом, вы записываете текст полностью в тетрадь, а у доски учащийся выписываем только те слова, где надо вставить нужную букву и объяснить ее написания. -Ребята, у вас на партах лежат желтые карточки, где вам надо определить спряжение глаголов, записав их в два столбика. работаете в парах, один человек записывает глаголы первого спряжения, а второй учащийся второго спряжения, советуйтесь друг с другом. На это задание у вас две минуты. -Проверим, что у вас получилось, какие глаголы относятся к первому спряжению? -Как вы определили, что эти глаголы относятся к первому спряжению? -Глаголы – исключения присутствуют в первом столбике? -Во втором столбике есть глаголы – исключения? -Хорошо, молодцы, справились с заданием. | На солнце. Да, выполнили, мы обобщили знания о глаголе. У всех глаголов безударное личное окончание. Эти глаголы имеют глагольный суффикс -е-, поэтому они должны относиться к первому спряжению. Эти глаголы относятся ко второму спряжению, так ка это исключения. Да. Уж если со мной он не дружит, Тогда отпустил бы домой. Как вышло, что лес меня кружит? Ведь я же хожу по прямой. Эх, выйти б сейчас на опушку, Услышать бы трактора стук, Но вертит меня, как игрушку, Несметное множество рук. Услышать и вертеть – это слова – исключения в этом стихотворении. Они относятся ко второму спряжению. 1 спряжение: думать, рисовать , прыгать, резать, брить, скучать, плавать. 2 спряжение: дышать, чистить, видеть, вертеть, любить, обидеть, смотреть. Да, это глагол брить . Да, это дышать, видеть, обидеть, вертеть, смотреть. | Составляют кластер в группах. Представляют свой кластер всему классу. Работа с учебником. Работают с обратным словарем, выписываю глаголы - исключения. Рассуждают по данному вопросу. Работа у доски с объяснениями. Отвечают на данные вопросы учителя. Выполняют задания на карточках самостоятельно. | Личностные: совершенствование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке; Предметные: формирование умения распознавать учащимися правописание букв -О- , -Е- после шипящих в суффиксах имен существительных; Коммуникативные: умение формулировать и аргументировать ответ; |
5.Динамическая пауза | -Ребята, сядьте все правильно, приготовьте свои руки для пальчиковой гимнастики. Сначала мы выполним упражнение на правую руку, затем на левую. Повторяйте движения за мной. Раз, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять! Этот пальчик – гриб нашел, Этот пальчик – чистил стол, Этот резал, Этот ел, Ну а этот лишь глядел! | | Выполняют движения за учителем. | Познавательные: целенаправленно слушать учителя; |
6.Первичное закрепление | -Ребята, на закрепления данного материала, проведем небольшую самостоятельную работу, на столах у вас находятся листы контроля, в котором вам надо вставить в текст подходящие слова (слова у вас находятся нижу текста, поставив их в настоящее время и определить их спряжение. На эту работу у вас 4 минуты. Листок контроля Вставь в текст подходящие слова, поставив их в настоящее время. Определите их спряжение. На улице ……… лютый мороз. Метель ……… дорожки. Ты …….. в тепле и ………… уроки. За оконной рамой ты ………. птичку. Синичка ……….. по снежку. Вдруг ты …….. тоненький стук. Через стекло на тебя ……… глазки-бусинки. Ты быстро …….. окно и ……. крылатую гостью в тёплую комнату. Слова для справок: стоять, слышать, стлать, бежать, сидеть, делать, смотреть, видеть, открыть, впускать | | На улице стоит (2) лютый мороз. Метель стелет (1) дорожки. Ты сидишь (2) в тепле и делаешь (2) уроки. За окном ты видишь (2) птичку. Синичка бежит по снежку. Вдруг ты слышишь (2) тоненький стук. Через стекло на тебя смотрят (2) глазки – бусинки. Ты быстро открыл окно и впускаешь (1) крылатую гостью в теплую комнату. | Самостоятельно выполняют работу. | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость новых знаний; Регулятивные: умение планировать свою деятельность; |
7.Повторение изученного материала. Подведение итога урока | -Ребята, с какой пословицы мы начали наш урок? -Еще раз скажите, как вы понимаете смысл данного высказывания? - Что вы сегодня открыли для себя? -Что у вас сегодня хорошо получилось, в чем возникли затруднения? -Выполнили мы третий пункт плана нашего урока? | Урок мы начинали с пословицы: «Помогаешь другим – учишься сам». Да. | Отвечают на поставленные вопросы учителя. | Коммуникативные: Излагать и аргументировать свою точку зрения на тему урока; Регулятивные: Оценивать свою учебную деятельность на уроке; |