Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Имя существительное" »
Тема: Имя существительное
Цель:
обобщить знания учащихся о постоянных и непостоянных признаках имени существительного;
проверить систему знаний учащихся по данной теме, умение применять данные знания на практике;
активизировать познавательную деятельность детей через групповую, индивидуальную форму работы;
развивать мышление, речь, память, творческие способности учащихся;
воспитывать чувство коллективизма, прививать интерес к русскому языку.
Оборудование: карточки с заданиями, листки для индивидуальной работы, лист самооценки
Описание работы: класс делится на 4 группы по 4 человека.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Проведение психологического тренинга
Я – способный!
Я – со всем справлюсь!
Мне нравится учиться!
Я хочу много знать!
Я буду много знать!
2. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, мы заканчиваем путешествие по большой стране «Морфология» на тему «Имя существительное». Сегодня на уроке мы обобщим и проверим знания по данной теме.
Вспомним, какие правила работы в группе нужно выполнять, чтобы работать быстро, а главное, результативно:
1) Выслушивайте мнение каждого.
2) Вежливо обращайтесь друг с другом.
3) Не перебивайте говорящего.
4) Умеешь сам – научи другого.
Для того, чтобы оценить себя на уроке, у вас имеются листы – самооценки.
- Как вы понимаете эти пословицы? Спишите. Найдите орфограммы.
2) Словарный диктант (под диктовку)
Класс , картина, заяц, килограмм, инженер, искусство, жаворонок, коллектив, апельсин, аккуратный.
- Как называются эти слова? Почему? (Это словарные слова, в них есть непроверяемые орфограммы)
- Как проверить написание орфограмм? (Нужно запомнить)
Проверка. Выставление баллов в «Лист самооценки»
- На какие две группы можно разделить слова?
- Какой частью речи являются эти слова? Докажите, что это имена существительные
4. Обобщение. Теория.
Работа в группах
Упражнение «Закончи предложения»
1 группа – « Имя существительное – это…самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечаетна вопросы кто? что?»
« Имя существительное имеет ….. род и ……склонение , изменяется по …. числам и …. падежам.»
«В предложении имя существительное бывает …подлежащим, дополнением и обстоятельством»
2 группа - «Чтобы определить род имени существительного нужно …. поставить слово в начальную форму (И.п.). Окончание имен существительных мужского рода: ….нулевое, -а,-я. ; женского рода: нулевое, -а,-я; среднего рода: -о,-е.»
«Имена существительные изменяются по …числам. При изменении имени существительного по числам изменяется его …окончание. В единственном числе окончания …нулевое, -а, -о; во множественном: -и,-ы, - а»
3 группа - «Склонение – это …изменение существительного по падежам»
«Чтобы определить падеж существительного, нужно: … найти слово, к которому относится существительное и поставить от него вопрос, по вопросу и предлогу определить падеж»
«Чтобы определить склонение имени существительного, нужно …определить род, выделить окончание слова в И.п, ед. числа, по роду и окончанию определить склонение»
4 группа - «Существительные бывают …1,2,3 склонения. К 1 склонению относятся существительные …ж.р. с окончанием – а,-я; ко 2 склонению - существительные … ср.р,м.р. с окончанием -о, -е, нулевое; к 3 склонению существительные …ж.р. с нулевым окончанием»
«Неизменяемыми именами существительными называются …те существительные, которые не изменяются по падежам, но имеют род»
«Чтобы проверить безударные падежные окончания, нужно … подобрать сущ-ные того склонения, но с ударным окончанием»
Выступления спикеров.
5. Обобщение. Практикум «Это ты знаешь и умеешь»
1. Просклонять по падежам имя существительное: в группе – земля.
У доски – конь, окно. Проверка. Выставление баллов.
6. Физминутка (тематическая)
Если называют сущ-ное женского рода – хлопок в ладоши, мужского рода – приседания, среднего рода – прыжок.