Конспект урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения"
Конспект урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения"
Тема: «Главные и второстепенные члены предложения».
Цели:
Обучающие:
закрепить понятие о том, какую роль выполняют в предложении второстепенные члены;
учить приемам анализа и синтеза;
повторить правописание безударных гласных проверяемых и не проверяемых ударением;
закрепить умение находить в предложениях подлежащее и сказуемое;
закрепить усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;
Развивающие:
развитие мышления: умение выделять общие и существенные признаки, связи, отношения; умение классифицировать факты, делать обобщенные выводы; умение выделять главное, наблюдать; умения частично-поисковой деятельности, частичной постановки проблемы и ее решения;
развитие речи: развитие лингвистического отношения к слову; обогащение словаря; уточнение словаря; активизация словаря; формирование связной речи.
Развитие умения работать в группе (коммуникативная компетентность):
Развивать умения организовывать работу, распределелять заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль (самоорганизационная компетентность);
Развивать умения работать согласно инструкции (умение действовать по плану, по образцу);
Воспитательные:
формирование интереса к культуре и искусству своего народа;
формирование внимательного отношения к природе, бережного отношение к ней.
воспитание стремления к творчеству.
Форма урока: проектный урок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения"»
Автор: Выголова Ольга Сергеевна, учитель начальных классов
Главные и второстепенные члены предложения.
3-й класс
Тема: «Главные и второстепенные члены предложения».
Цели:
Обучающие:
закрепить понятие о том, какую роль выполняют в предложении второстепенные члены;
учить приемам анализа и синтеза;
повторить правописание безударных гласных проверяемых и не проверяемых ударением;
закрепить умение находить в предложениях подлежащее и сказуемое;
закрепить усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;
Развивающие:
развитие мышления: умение выделять общие и существенные признаки, связи, отношения; умение классифицировать факты, делать обобщенные выводы; умение выделять главное, наблюдать; умения частично-поисковой деятельности, частичной постановки проблемы и ее решения;
развитие речи: развитие лингвистического отношения к слову; обогащение словаря; уточнение словаря; активизация словаря; формирование связной речи.
Развитие умения работать в группе (коммуникативная компетентность):
Развивать умения организовывать работу, распределелять заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль (самоорганизационная компетентность);
Развивать умения работать согласно инструкции (умение действовать по плану, по образцу);
Воспитательные:
формирование интереса к культуре и искусству своего народа;
формирование внимательного отношения к природе, бережного отношение к ней.
воспитание стремления к творчеству.
Форма урока: проектный урок.
Название проектной задачи: Иллюстрированное пособие "Схемы - помощницы для определения членов предложения"
Замысел проектной задачи.
Детям предлагается изготовить для младших школьников - второклассников, пособия - схемы, которые помогут малышам запоминать и находить главные и второстепенные члены предложения. Для выполнения этой работы учащиеся делятся на 5 групп (по 1 из членов предложения). Каждая из групп получает техническое задание:
распределить задания внутри группы;
рассмотреть материалы и определить, какие из них подойдут для данного члена предложения;
составить рассказ по схеме о главных и второстепенных членах предложения;
проиллюстрировать конкретными примерами.
Результат, который должны получить дети: иллюстрированное пособие - схему (на листе А 3), в котором будут чётко, наглядно, доступно изложены все, что им известно про члены предложения.
Мотивирование учащихся на проектную деятельность.
- Дорогие ребята, сегодня нам предстоит выполнить непростую, но очень интересную задачу. Мы будем делать подарок для учеников 2 класса. Они, так же как и мы с вами, в 3 классе будут изучать главные и второстепенные члены предложения. Вы, наверно, заметили, что в нашем учебнике правила очень громоздкие, неудобные для запоминания, поэтому им очень помогут те схемы, которые мы сегодня изготовим для них. Но сначала, я должна убедиться, что вы сами хорошо разбираетесь в синтаксическом разборе предложения (Презентация).
1 слайд презентации.
Повторение изученного материала.
Повторение идёт с помощью следующего алгоритма:
Что обозначает данный член предложения;
На какие вопросы отвечает;
Как подчёркивается;
Какой частью речи выражается;
Привести наглядные примеры.
Задание №1. 2 слайд презентации.
Учащиеся делают синтаксический разбор (не полный) самостоятельно, а затем сравнивают выполненное задание с образцом на доске. Знайка помогает увидеть правильный ответ. Затем дети делают вывод, что существительное в предложении может быть: подлежащим, дополнением и обстоятельством. Затем по описанному ранее алгоритму дают характеристику этим членам предложения, приводят свои примеры.
3 слайд презентации.
4 слайд презентации.
5 слайд презентации.
Задание № 2.
Детям предлагается упражнение, в котором помимо определения, каким членом предложением является глагол, повторяются однородные члены предложения и постановка запятых между ними.
6 слайд презентации.
И опять, по описанному ранее алгоритму учащиеся дают характеристику сказуемому, приводят свои примеры. Здесь же вспоминают понятие грамматическая основа предложения.
7 слайд презентации.
Задание № 3.
Это задание развивает речь детей, их творческие способности, поскольку в нём даются словосочетания существительное + прилагательное и с их помощью нужно составить предложения с данными словосочетаниями. Здесь же повторяется второстепенный член предложения - определение, но алгоритма дети перед глазами уже не имеют. По окончании задания, всех, кто справился с заданием благополучно, ждут аплодисменты.
8 слайд презентации.
Самостоятельная проектная деятельность учащихся.
9 слайд презентации.
На данном этапе урока учащиеся делятся на группы и внутри групп распределяют всю предстоящую работу по 4 направлениям.
После распределения ролей в группе, дети работают самостоятельно. Учитель может помочь советом, если к нему обратятся, как к эксперту, но ограничивает детей во времени.
10 слайд презентации.
Учащиеся выполняют работу и представляют результаты. Каждая группа защищает свой проект, поясняя всем остальным, почему они пошли именно по этому пути, отвечают на вопросы, выслушивают критические замечания. Все схемы дополняются, исправляются (если надо) .