Конспект урока по русскому языку 3 класс.
Учитель начальных классов: Синицкая Нина Анатольевна.
Шалдайская СОШ.
Тема: Правописание частицы не с глаголами.
Цель урока: Познакомить учащихся с правилом правописания частицы не с глаголами; познакомить с глаголами-исключениями.
Задачи урока:
обучающие: обучение учащихся применению правила на правописание частицы НЕ с глаголами.
развивающие: развитие речи, мышления, интуиции и «чувства языка». Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.
воспитательные: воспитание гигиенических правил письма; бережного отношения к книге, правильного поведения на уроке; повышение уровня познавательного интереса к предмету русский язык.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: проблемно-исследовательский, частично-поисковый.
Оборудование: Никитина С.А., Якунина Л.П., Кульгильдинова Т.А., Русский язык (учебник для 3 класса «Атамұра» 2014); презентация.
Ход урока.
1.Орг.момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
2.Актуализация опорных знаний.
- Над какой темой мы работали на предыдущих уроках? /глаголом/
- Что вы знаете о глаголе? Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
- Что еще вы знаете о глаголе? Глаголы изменяются по временам: могут быть прошедшего, настоящего и будущего времени.
- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?
- Что делал? что сделал? что делала? что сделала? что делали? что сделали?
- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Что делает? что делают?
- На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? Что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать?
- Как еще могут изменяться глаголы? По числам. Они могут быть единственного и множественного числа.
3.Постановка проблемы, темы урока.
- Ребята посмотрите на доске записаны слова: стол, зима, любил, писал, класс, веселый.
-Назовите слова которые являются глаголами (любил, писал).
-придайте словам отрицательный смысл (не любил, не писал).
-Что помогло глаголу получить отрицательный смысл? (Слово не.)
-Ребята, маленькое слово не называется частицей.
-Какую роль в речи играет частица НЕ? (Придает отрицательный смысл словам.)
-Как написать частицу НЕ с глаголом?
-Вы можете сразу сказать, как пишется частица НЕ с глаголами?
-Как вы думаете, есть ли в русском языке такое правило - правописание частицы НЕ с глаголами?
-Ребята, такое правило есть, и с ним мы сегодня познакомимся.
-Так какая же тема нашего урока? (Правописание частицы не с глаголами.)слайд № 1.
-Ребята, в русском языке, как обычно, есть исключения, и с такими глаголами мы сегодня тоже познакомимся.
4.Знакомство с новым материалом.
Ребята посмотрите у вас на партах
лежат пословицы, я их случайно рассыпала, помогите мне их собрать. Слайд № 2.
1)Работа с пословицами в парах:
Кто не работает, | не дружит. |
С ложью правда | и рыбку из пруда. |
Без труда не вытащишь | не делает. |
Лень добра | тот не ест. |
Проверка. Слайд № 3
Кто не работает, тот не ест.
С ложью правда не дружит.
Лень добра не делает.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда .
- Ребята, посмотрите внимательно, в отрицательном значении как будем писать частицу НЕ с глаголами? (Раздельно.)
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
-Выпишите глаголы с частицей НЕ в тетрадь.
К доске выходят записывать ученики по цепочке, с комментированием.
Проверка.
-Какие глаголы вы выписали?
-Ребята, сделайте вывод, как пишется частица НЕ с глаголами? (Раздельно.)
-Давайте сравним наши ответы с правилом в учебнике.
Сравнение с правилом в учебнике на с. 150 (внизу).
-Какое новое правило о правописание глаголов вы узнали?
-Давайте сделаем вывод хором, как пишутся глаголы с частицей НЕ? Хоровое говорение.
Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.
Слайд № 4.
2) Работа над сказкой.
-Послушайте сказку, ответьте на вопрос, какие глаголы с НЕ запомнили?
Итак, слушаем внимательно.
СИЛА ЛЮБВИ
Сказка
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Не постоянно перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она – «Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул печально Глагол и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую!», «Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался с ней рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без нее не может.
-Какие глаголы с НЕ запомнили? ( не люблю, не верю, не подходила, не может, ненавидеть, негодовать).
-Что вы заметили? (Что глаголы ненавидеть, негодовать пишутся слитно.)
-Ребята, как же пишется НЕ в этих глаголах? (Предположения детей.)
-А почему? Можете ли вы предположить? (Не имеют смысла без НЕ.)
-Давайте уберём НЕ и попробуем прочитать.
-Я говорю так, я вас годую? Или навижу? (Нет.)
-Я вам говорю: я вас люблю, ценю, уважаю.
-Глаголы ненавидеть, негодовать являются словами-исключениями, также являются словами исключениями слова неволить, недоумевать. Слайд № 5.
Физкультминутка. Слайд № 6.
5.Первичное закрепление.
Работа по учебнику.
Стр.150 упр.403.Прочитай стихотворение И.Горюновой. Вспомни, как ты ведешь себя в гостях. Что ты хочешь взять из этого текста себе на заметку? Выпиши глаголы с частицей не.
6.Закрепление изученного.
-Задание. Спишите предложения. Раскройте скобки. Поставьте ударение в глаголах с не.
У нас (не)было времени пойти в кино. В этом городе я раньше (не)жила. Сергей и Валя (не) были на экскурсии в музее.
7.Рефлексия:
- Вспомним все, о чём мы говорили на уроке.
-Что такое глагол? (Часть речи)
-Что обозначает глагол?(Действие предмета)
-На какие вопросы отвечает глагол? (Что делать? Что сделать?)
-Чем в предложении является глагол? (В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.)
-Назовите время глаголов. (Настоящее, прошедшее и будущее время)
-Назовите число глагола. (Единственное и множественное число)
-Как пишется частица НЕ с глаголами?
Не выучил – не делай,
Не знаешь – не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу «не» пиши!
-Было ли вам интересно на уроке, когда, назовите моменты.
- Объявление отметок за работу на уроке, словесная оценка активности каждого ученика.
-Спасибо за урок!
8.Домашние задание. стр. 151 упр.404. Спиши, вставь пропущенные буквы. Подчеркни глаголы с не. Слайд № 7.
Спасибо за работу! Молодцы! Слайд № 8.