~
                                   Автор урока: учитель начальных классов
                                   МБОУ ООШ № 15
                                   Крамарова Татьяна Николаевна
2012 г
 Цели и задачи:
• Учить употреблять и находить в речи фразеологизмы.
• Развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значение.
• Воспитывать любовь к слову и родному языку.
Прогнозируемые результаты: ученики познакомятся с фразеологизмами
Виды УУД:
 ??личностные: развивать умение осуществлять коллективную постановку новых учебных целей, задач; формировать учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу;
 ??регулятивные: развивать умение планировать действие в соответствии с поставленной задачей,  умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;
 ??познавательные: развитие способности осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи;
 ??коммуникативные: развивать умение формулировать собственное мнение, умение учитывать различные мнения и интересы, представлять собственную позицию, умение адекватно использовать речь и речевые средства общения, умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности.
Оборудование: словарь фразеологизмов, карточки, тексты, компьютер
                                           Ход  урока
I. Мотивация учебной деятельности.
II. Актуализация знаний
 1.Словарная работа.
Прочитайте текст
Хозяин л…сной
Просыпается в…сной,
А з…мой под снежный вой
Спит в избушке сн…говой.
- О ком речь?
- Какие буквы вставили? Почему?
- Запишите это слово. Позовём родственников нашего слова (медвежонок, медведица, медвежий)
- Прочитайте предложение.
Для медведя зима – одна ночь.
- Что вы прочитали? (Пословица)
- Объясните ее значение.
2. Постановка задачи.
-Прочитайте следующие записи.
- Медведь на ухо наступил.
- Оказать медвежью услугу.
Что вы прочитали? (Предложения)
-  Представьте, что вы иностранец, как вы дословно переведете это предложение?
Сегодня на уроке вы узнаете, как называются предложения такого рода. Учитель : Догадались? Какая тема нашего урока? (Тема нашего урока – фразеологизмы)
- Скажите, вы поняли смысл первого предложения? Второго?
Что поймет иностранец, если дословно будет переводить это предложение? А что он поймет из второго предложения? А что на самом деле означают эти высказывания?
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь  (медвежью услугу)
Учитель: Искреннюю, но неумелую услугу, которая принесёт вред.
Медведь на ухо наступил - о том, кто лишён музыкального слуха.
В русском языке много таких устойчивых выражений и оборотов, свойственных только этому языку. И если их дословно перевести на другой язык – смысл будет потерян. Называются они фразеологизмами
Учитель: Послушайте стихотворение. Какие фразеологизмы вы найдете?
Глеб у доски повесил нос.
Краснеет до корней волос.
Он в этот  час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера?
Когда баклуши бил с утра?
- Назовите, какие фразеологизмы вы услышали в стихотворении?
(Повесил нос - был в  плохом настроении, сквозь землю провалился – стыдно. Бил баклуши – бездельничал.)
Учитель: Многие Фразеологизмы  пришли к нам из прошлого. О том, что такое “баклуши” мы узнаем из сообщения, которое сделает Алина
Когда-то на Руси ели щи и кашу только деревянными ложками. Десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбанчики липового дерева – заготовки для мастера, который делал ложки. Бить баклуши считалось пустячной работой, её выполняли подростки-подмастерья. Потому она и стала образцом не дела, а безделья.                            (По Л. Успенскому)
Учитель: Как вы поняли, что такое баклуши? ( Это деревянная чурка, из которой раньше делали ложки, плошки и другую посуду)
Работа по Большому фразеологическому словарю
Работа с текстом.
Прочитаем рассказ: (чтение по  ролям)
- Саша не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! - сказал папа.
А Саша стучит...
Как об стенку горох, - говорит бабушка. - Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё... Отберу молоток!..
Стучит...
- Сказано - сделано! - Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
Саша заплакал.
- Я машину чиню...
А бабушка:
- Всему своё время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
- Не все: мы не спим.
- Ну, хватит воду  в  ступе толочь. Марш  в кровать.
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь - вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
- Кашу маслом не испортишь.
Учитель: Найдите 10 фразеологизмов. Выпишите их. Проверка
Как об стенку горох
Ему хоть кол на голове теши
Не видать тебе как своих ушей
Ему про Ерёму, а он про Фому
Да ты как с Луны свалился
Ну, хватит воду  в  ступе толочь
Русским языком сказано
Кашу маслом не испортишь
Сказано – сделано
Всему своё время
Физкультминутка.
Учитель:   Мы осанку исправляем,
                 Спинки дружно выпрямляем.
                 Вправо, влево мы нагнулись,
                 До носочков дотянулись.
                 Плечи вверх, назад и вниз
                 Улыбайся и садись.
Тест.
“О каком человеке говорят?..”
• У него  денег куры не клюют:  а) бедный; б) богатый
• Он сухим выйдет из воды: а) ловкий; б) робкий
• Он звезд с неба не хватает: а) умный; б) глупый
• У него семь пятниц на неделе:  а) ненадежный; б) надежный
• Он перебивается с хлеба на квас: а) богатый; б) бедный
Учитель: Выберите правильный вариант значения каждого фразеологизма.
Обведите нужную букву.  (Оценивание своей работы)
Игра «Найди пару»  (Работа в парах)
За тридевять земель Наделать глупостей, ошибок
Бить баклуши Говорить впустую
Бросать слова на ветер Далеко
Водить за нос Бездельничать
Зарубить на носу Обманывать
Наломать дров Запомнить очень крепко
Чтение стихотворения.
Учитель: Ну, а этот Фразеологизм с пониманием добра “наоборот” достался нам от охотников. Чтобы усыпить бдительность злых духов и была удача при охоте на птицу и зверя. Они говорили: “Ни пуха, ни пера!”. Это замаскированное пожелание добра.
Рано утром мама – квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила: не дерись,
Не дразнись, не петушись,
Поспеши, уже пора,
Ну ни пуха, ни пера.
Через час едва живой
Петушок идёт домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нём и  в  самом деле
Нет ни пуха, ни пера.
Учитель: И я желаю вам удачи  в  изучении русского языка. “Ни пуха, ни пера” 
Русский язык удивительный, интересный, увлекательный. Уверена, что, научившись преодолевать головоломки русской речи и русского письма, вы будете получать удовольствие от занятий русского языка. И русский язык станет для вас, ребята, верным другом. 
Рефлексия:
- С каким языковым явлением вы сегодня познакомились? (С фразеологизмами)
- Можно ли эти устойчивые выражения дословно переводить на иностранный язык? (Нет)
Д/з: записать 5 фразеологизмов.






 
   Автор урока: учитель начальных классов  МБОУ ООШ № 15  Крамарова Татьяна Николаевна        2012 г
      Автор урока: учитель начальных классов  МБОУ ООШ № 15  Крамарова Татьяна Николаевна        2012 г  
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
         
	 
     
                                     
                                     
                                     
                                    