Данный конспект урока направлен на достижение следующих целей: научить писать текст описание, учиться работать в паре, работать с книгой и другими источниками информации, прививать любовь к природе, изучать природу своего края. К данному уроку была составлена мультимедийная презентация, где были представлены различные картинки природы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
II. Запись под диктовку ( первые две строки из второго четверостишия ) :
Зелёный луг , как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Задания :
- выделить изученные орфограммы;
- сверить с написанным ;
- найти слова , обозначающие признак предмета ;
- найти в тексте стихотворения слова , у которых корни одинаковы в звучании и на письме , но по значению они совершенно разные; (ответ :
« цветы вокруг «-название растений ,
« радужных цветов « - окраска цветов ) .
III.Конструирование и запись предложений.
Продолжаем работу с текстом стихотворения :
- Какие цветы можно встретить на лугу ?( ответы детей : одуванчик , колокольчик , ромашка , лютик и др. )
- В чём сходство ? ( все луговые ) .
- Какого цвета могли быть луговые цветы , о которых сказано « Красивых радужных цветов на нём разбросаны букеты «? ( слайд №3 цветы луга, слайд №4изображение радуги ) (ответы :
Запись в тетрадь : Какие красивые цветы на лугу ! Тут…
Задание. Прочитать записанное предложение. Как вы думаете , какую работу предстоит вам выполнить ? ( слайд №5 с изображением ромашки , колокольчика , лютика , а под ними точки ) . Ответы учащихся.
- Записать три предложения , заменяя рисунки названиями цветов , а точки словами , обозначающими признак предмета.
- Какие слова , обозначающие цвет ,
вы использовали для описания колокольчика ,ромашки , лютика ?
-Считаете ли вы удачным , что восклицательное предложение в нашей записи поставлено первым ?( Ответы учащихся :
-Какие красивые цветы на лугу ! Тут и белая ромашка , синий колокольчик и жёлтый лютик. )
IV. Чтение отрывка из стихотворения « Клевер» (слайд №6 растение клевер ) :
Здесь у рощицы берёзовой ,
Где к лугам сбегает рожь,
Кашки белой, кашки розовой,
Кашки алой – не сочтёшь!
С колокольчиком , с ромашкою
Клевер весело цветёт ,
И его « пчелиной кашкою «
Называет наш народ.
- Как по- другому автор называет клевер ?
- Почему в народе он именуется « пчелиная кашка «?
Комментируя , пишем :
Весело цветёт белая , розовая , алая кашка.
Задания :
- После записи находим в предложении слова, обозначающие признаки предметов . Уточним : розовый – бледно – красный ;
алый - светло- красный.
- А какого цвета ещё может быть клевер ?
Пунцовый - ярко-красный. ( А над кашкою пунцовой тихо кружится пчела .)
V.Игра « Угадай цветок «.
Работа над конструированием предложений.
Текст читает учитель:
Есть на лугу растение очень похожее на горох. Только листочки у него поменьше и горошинки совсем маленькие. На концах листьев у этого растения тонкие и гибкие усики. Коснётся такой усик стебелька другого растения и сразу начнёт обвиваться вокруг него. Цветы у растения синие или фиолетовые. В цветах много нектара.
- Что это за растение ?
- Мышиный горошек.
- Составим предложение.
На доске запись:
1) Что делает ? Где ? мышиный горошек.
2) Цветочки у него разные : какие?
Предлагаю варианты:
1.Выглядывает из травы мышиный горошек.
2.Пестреет в траве мышиный горошек.
3.Вьётся в траве мышиный горошек.
Запись в тетрадь :
Вьётся в траве мышиный горошек. Цветочки у него разные :синие или фиолетовые.
Физкультминутка :
Наши тонкие цветы
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.
VI. Продолжение игры « Угадай цветок «.
Чтение текста с доски :
Жёлтый…. очень похож на маленькое солнце с золотыми лепестками - лучами. Весь день, пока светит солнце, следом за солнцем поворачивают цветы свои головки. Уйдёт солнце за тучи , и луговое солнышко тоже спрячется- с головой укроется зелёным платочком. ( По И. Соколову – Микитову ) .
Вопросы :
- О каком цветке идёт речь ?
- Какие слова помогли представить одуванчик?
- Чем интересен этот текст - описание? ( слайд №7 золотой луг )
( Выражения : жёлтая головка сравнивается с маленьким солнышком ;
цветочки по цвету напоминают золотой солнечный луч . )
Списывание с доски первого предложения :
Жёлтый одуванчик очень похож на маленькое солнце с золотыми лепестками - лучами.
- А почему одуванчик так называется ?
VII. Работа с текстом.
- Прочитать написанное в тетради.
- Можно ли эту запись считать текстом ?
- Какова главная мысль текста ?
- Какой заголовок можно подобрать ? ( варианты :
« Какие красивые цветы на лугу ! « ;
« Зелёный луг , как чудный сад» .
Текст – описание :
Какие красивые цветы на лугу ! Тут и белая ромашка , и синий колокольчик , и жёлтый лютик. Весело цветёт белая , розовая , алая кашка. Вьётся в траве мышиный горошек. Цветочки у него разные : фиолетовые и синие. Жёлтый одуванчик очень похож на маленькое солнце с золотистыми лепестками -лучами.
VII.Домашнее задание: Выбрать растение для сочинения в деловом стиле.
- Найти картинку или фото с изображением растения .
- Подобрать материал о выбранном растении по плану .