Учебный предмет | Русский язык |
Класс | 2 |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Тема урока | Род имён существительных |
Цели урока | Познакомить учащихся с родом имён существительных, выявить способ определения рода у имён существительных. |
Задачи урока | Обучающие: - обучать умению определять род имён существительных - формировать понятие мужской, женский, средний род имён существительных - формировать умение рассуждать, делать выводы Развивающие: - развивать орфографическую зоркость - развивать умение сопоставлять слова друг с другом, объединять их по какому - то одному признаку - развивать умение оценивать свою деятельность - развивать сотрудничество с учителем и друг с другом Воспитательные: - воспитывать самостоятельность, навыки взаимоуважения - воспитывать настойчивость в достижении цели, уверенность в себе - воспитывать культуру общения |
Планируемый результат | Предметные: - знать понятие рода имён существительных - уметь распознавать мужской, женский, средний род имён существительных Метапредметные: Личностные УУД - устанавливать связь между целью деятельности и её результатом - использовать интерес к учебному материалу - проявлять самоорганизованность, самоконтроль Регулятивные: - уметь определять и формировать цель на уроке с помощью учителя - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, делать выводы - выявлять особенности объектов в результате наблюдения Коммуникативные: - уметь доносить свою позицию до других - уметь оформлять свою мысль в устной и письменной речи - уметь слушать и понимать речь других - уметь вступать в коллективное сотрудничество |
Основные понятия | Имя существительное, род имён существительных |
Формы работы | Фронтальная работа, работа в группах, в паре, индивидуальная |
Ресурсы | Л. В. Кибарева Учебник Русский язык 2 класс. ТСО: компьютер, мультимедийный проектор |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения |
1 Организационный | Включение детей в деятельность. Настрой на работу в стихотворной форме. Заливается звонок, Начинается урок. Урок русского языка, на котором вы продолжите раскрывать секреты слов. Проверьте своё рабочее место. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок, проверяют свою готовность к уроку. | Регулятивные: целеполагание; Личностные: самоопределение; Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем, со сверстниками |
2 Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | Организует детей за подобранным заданием, направленным на повторение необходимых понятий для дальнейшей работы на уроке. Чистописание (соединения букв, слова) Зима, кот, ваза, Юра, солнце, небо, снег, конь. Работа со словами. - Подчеркните все орфограммы. - Как можно назвать одним словом данные слова? - Докажите, что это имена существительные. - Разделите эти слова на две группы, используя разные признаки этой части речи. (Например: одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные) | Воспринимают задание, наблюдают, выполняют, предъявляют результат. Вспоминают изученный материал | Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем, со сверстниками, уметь выражать свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов. |
3 Формирование проблемной ситуации. Определение цели урока. | Создаёт проблемную ситуацию. Помогает определить цель урока, повторяет наиболее правильную и точную. Организует работу в группах. - А как разделить эти слова на три группы? (Выслушиваются версии групп) -Какие возникли затруднения при выполнении данного задания? Почему? - Какой у вас возникает вопрос? -Что нам предстоит выяснить? | Выделяют проблему в личных затруднениях при работе. Работа в группах. Формулируют вопрос в разных вариантах. | Регулятивные: уметь определять цель на уроке с помощью учителя; Познавательные: общеучебные - формирование познавательной цели; Личностные: применять правила делового сотрудничества; Коммуникативные: доносить свою позицию до других, учиться выполнять различные роли в группе. |
Физминутка | Организация и проведение физминутки . | Учащиеся проводят физминутку и выполняют упражнения | |
4 Открытие новых знаний. Поиск решения проблемы | Использует проблемно - диалогический метод. Предлагает систему заданий и вопросов, приводящих к решению поставленной проблемы. Организует групповую работу. Организация самостоятельной работы. Работа с предложениями. - Прочитайте предложения. (Пришла зима. Зима принесла с собой снег да мороз. Кругом пушистый снег. Снег тихо падает на землю. Я посмотрел на небо. Небо было серое.) - Найдите в каждой паре предложений повторяющиеся имена существительные. -Замените одно из них другим словом, но так, чтобы смысл предложения не изменился. (Выслушиваются ответы учащихся) (Пришла зима. Она принесла с собой снег да мороз. Кругом пушистый снег. Он тихо падает на землю. Я посмотрел на небо. Оно было серым.) Выделение слов - помощников. - Какие пары слов получились? (зима - она, снег - он, небо - оно) - Для чего мы искали слова - помощники? 3. Работа в группах - Исправьте ошибки в своих работах, используя новые знания. 3. Введение понятий мужской, женский и средний род имён существительных. - Дайте названия каждой группе слов. (Выслушиваются версии) - Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? 4. Работа с правилом по учебнику. - Как узнать, правы мы или нет? | Предлагают свои версии ответов. Взаимодействуют с учителем. Работа в группах. Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной - групповой работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы определения рода имени существительного Самостоятельная работа с правилом (учебник с. 47) | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, со сверстниками, уметь выражать свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, воспринимать задания с учётом поставленной учебной задачи, доносить свою позицию до других, учиться выполнять различные роли в группе. Регулятивные: осуществлять контроль, анализировать работу, находить ошибки и устанавливать их. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов. |
Физминутка | Снятие усталости глаз | Выполняют упражнения. | |
5 Применение новых знаний. | Организация самостоятельной работы. С. 47 Упр. 84 | Индивидуальная работа (дополняют таблицу существительными мужского, женского и среднего рода) | Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения; Личностные: самоопределение |
6 Включение в систему знаний и повторение. | Даёт задания со словами. Организует самостоятельную проверку, помогает объяснить причину ошибки, учит оценивать свою работу. Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? - Используя свои новые знания выполните следующие задания. 1. Игра «Лишнее слово». - Зима, весна, лето, осень. - Стол, шкаф, комод, кровать. - Океан, море, озеро, болото. Отгадайте загадку, запишите отгадку и у этого слова определите род. - Я в деревне на дворе, просыпаюсь на заре, Рано - рано я кричу, Разбудить ребят хочу. (Петух) - Всю ночь летает, мышей хватает. Как начнёт светать, улетает спать. (Сова) - Гладишь - ласкается, Дразнишь - кусается. (Собака) - Вымою неряху, выбелю рубаху, Без меня и без воды, Как бы не было беды. (Мыло) -Кто - то скачет словно зайка, Ты, малыш, его поймай - ка. (Мяч) -Я увидел свой портрет, Отошёл - портрета нет. (Зеркало) Продолжить ряд слов. - Допишите к данным словам ещё по одному имени существительному мужского, женского и среднего рода. | Анализируют слова, делают выводы. Под руководством учителя проговаривают алгоритм выполнения задания. Проверяют сами себя, сравнивая с образцом, объясняют причину ошибок. Проверяют работу в паре. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения; Коммуникативные: уметь доносить свою позицию до других; Личностные: применять правила делового сотрудничества |
7 Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог. | Создание ситуации для осмысления всей работы на уроке. - Какова цель нашего урока? Достигли или не достигли цели урока? Чему учились на уроке? Домашнее задание: с 47 Упр. 85 Самооценка - Оцените свою работу на уроке. * Кто считает, что полученные знания на нашем уроке вы можете самостоятельно применить - поднимите смайлик … * Кому ещё нужно потренироваться, повторив материал урока - поднимите смайлик … * Кто испытывает затруднение и ему нужна помощь - поднимите смайлик … | | Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: осуществлять взаимоконтроль, давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё надо усвоить; Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование. |